Судья Субботина У.В.
дело № 2-142/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-14267/2022
17 ноября 2022 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Чертовиковой Н.Я,
судей Никитенко Н.В., Морозовой Е.Г.
при секретаре Клышевой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Катав-Ивановского городского поселения на решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 15 июня 2022 года по исковому заявлению Юрченко Г.Н, Мамедова М.А.о, Кураносова А.Б., Астафейчук А.В., Астафейчук Ю.А. к Администрации Катав-Ивановского городского поселения о возложении обязанности убрать контейнерную площадку и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения истца Астафейчук Ю.А. и представителя истцов Буяльской Т.В. по доводам жалобы, пояснения представителя третьего лица ОАО «МРСК Урала» Микериной Е.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Юрченко Г.Н., Мамедов М.А., Кураносов А.Б., Астафейчук А.В., Астафейчук Ю.А. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Катав-Ивановского городского поселения о возложении обязанности убрать контейнерную площадку и контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, находящиеся напротив дома <адрес>, обратить решение суда к немедленному исполнению, взыскать судебные расходы в пользу Юрченко Г.Н.
В обоснование исковых требований указано, что истцы являются собственниками квартир и проживают в многоквартирном жилом доме <адрес>
В январе 2021 года администрацией по <адрес> на расстоянии около 15 метров от дома № были оборудована контейнерная площадка и установлены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). Действия администрации являются незаконными и нарушают права собственников как жителей многоквартирного дома, потребителей коммунальных услуг. Площадка оборудована с нарушением требований СанПиН 2.1.3684-21, поскольку не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, количество мусоросборников, на которое рассчитана контейнерная площадка, не соответствует нормативам накопления ТКО. Контейнеры размещены под открытым небом, не имеют крышек, осадки попадают внутрь контейнеров, усугубляя неприятный запах от ТКО. Указанные нарушения приводят к ежедневному переполнению контейнеров для сбор и временного хранения ТКО и распространению мусора за пределы контейнерной площадки, попаданию неприятного запаха в квартиры истцов. Кроме того, контейнерная площадка размещена на газоне, разделяющем проезжую часть и тротуар, в полосе отвода автомобильной дороги, открытой стороной она обращена к проезжей части дороги. Для подхода к контейнерной площадке и складирования отходов истцы, другие потребители коммунальных услуг вынуждены выходить на проезжую часть дороги. Кроме того, контейнерная площадка расположена в охранной зоне линии электропередач, где запрещается осуществлять любые действия, которые могли бы повлечь нарушение безопасной работы объектов электросетевого хозяйства, привести к их повреждению и уничтожению, повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан и имуществу физических и юридических лиц. Для линии электропередач охранная зона составляет 25 метров, в то время как спорная площадка находится под линией электропередач. В связи с этим считают, что размещение контейнерной площадки в полосе отвода автомобильной дороги и в полосе отвода линии электропередач является небезопасным, указанные нарушения свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, истцов, как потребителей коммунальных услуг при эксплуатации этой площадки. Также нарушены права истцов на благоприятную окружающую среду, т.к. из контейнеров исходит неприятный запах гниющих отходов, отходы разносятся ветром, животными, птицами на тротуар, проезжую часть дороги, по придомовой территории. Учитывая наличие угрозы жизни и здоровью при эксплуатации площадки для сбора ТКО, просили обратить решение к немедленному исполнению.
Истицы Астафейчук Ю.А., Астафейчук А.В., Мамедов М.А., представитель истцов Буяльская Т.В. на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика Дурина О.Е. в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель третьего лица ОАО «МРСК-Урала» Микерина Е.С. исковые требования поддержала.
Истцы Кураносов А.Б., Юрченко Г.Н., представители третьих лиц МУП «Комритсервис» СМР, ООО «Катав-Ивановскжилкомхоз», ООО «Златспецтранс», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области не принимали участия в суде при надлежащем извещении.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил. Возложил на администрацию Катав-Ивановского городского поселения обязанность убрать контейнерную площадку и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, находящуюся напротив дома <адрес>. Взыскал с администрации Катав-Ивановского городского поселения в пользу Юрченко Г.Н. в возмещение расходов на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей, на возмещение расходов по оплате госпошлины <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе администрация Катав-Ивановского городского поселения просит отменить решение суда, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что законом к полномочиям органов местного самоуправления городских поселения относится в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО. Законом предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указывает, что контейнерная площадка, установленная напротив дома <адрес> соответствует всем нормам законодательства, а наличие недостатков по ее содержанию свидетельствует лишь о том, что ее нужно привести в соответствие с действующим законодательством, а не демонтировать в целом. Полагает, что поскольку контейнерная площадка установлена в зоне действия дорожного знака «жилая зона», что дает преимущество пешеходам по отношению к иным участниками дорожного движения, то нарушения законодательства о безопасности дорожного движения не имеется. Так же указывает, что земельный участок, на котором расположена площадка, является муниципальной собственностью и не имеет ограничений в использовании, следовательно не может зависеть от находящихся вблизи опор и линий электропередач.
Истцы Кураносов А.Б., Юрченко Г.Н., Астафейчук А.В., Мамедов М.А., представитель ответчика администрации Катав-Ивановского городского поселения, представители третьих лиц МУП «Комритсервис» СМР, ООО «Катав-Ивановскжилкомхоз», ООО «Златспецтранс», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, и размещением информации о месте и времени рассмотрения гражданского дела на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет, судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения истца Астафейчук Ю.А. и представителя истцов Буяльской Т.В. по доводам жалобы, пояснения представителя третьего лица ОАО «МРСК Урала» Микериной Е.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцы Юрченко Г.Н., Мамедов М.А., Кураносов А.Б., Астафейчук А.В. и Астафейчук Ю.А. являются собственниками жилых помещений и проживают в многоквартирном жилом доме <адрес>, что подтверждается копиями правоустанавливающих документов, копиями паспортов истцов об адресе их регистрации по месту жительства.
Администрацией Катав-Ивановского городского поселения вблизи дома <адрес> был организован сбор, временное хранение и в последующем вывоз твердых коммунальных отходов. А именно на расстоянии ближе 15 метров от многоквартирного жилого дома <адрес> на газоне были установлены металлические контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов. Контейенры для сбора ТКО крышками не закрывались, доступ к ним каким-либо ограждением предотвращен не был, доступ имелся со всех сторон, мусор из контейнера попадал непосредственно на прилегающую территорию. Кроме того, указанное место сбора ТКО не было включено в реестр мест сбора и временного хранения ТКО.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением ТО Роспотребнадзора, из которого следует установление названных обстоятельств, и привлечение в связи с этим ответчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Аналогичные обстоятельства были установлены в ходе надзорного производства № 582ж-2021 прокурором. Администрации городского поселения было вынесено соответствующее представление.
Впоследствии, постановлением Администрации Катав-Ивановского городского поселения № от 03 декабря 2021 года внесены изменения в реестр и схему размещения мест накопления (контейнерных площадок) для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории Катав-Ивановского городского поселения, согласно которого в схему размещения, включена контейнерная площадка по <адрес>, куда утилизируют отходы жильцы домов № по <адрес>, домов № по <адрес>, домов № по <адрес>.
На основании муниципального контракта на выполнение работ № от 22 ноября 2021 года, заключенного между Управлением городской инженерной инфраструктуры Администрации Катав-Ивановского городского поселения и ООО ТД «Лемезит», по <адрес> установлена контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, которая имеет покрытие из металлических листов, ограждение из профнастила с трех сторон, частичную крышу из профилированных листов железа, в ней размещены пять контейнеров, не оборудованных крышками, место для складирования крупногабаритных твердых бытовых отходов. Подписан акт приемки выполненных работ по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов.
Данная контейнерная площадка размещена на противоположной стороне автомобильной дороги от <адрес>, непосредственно у края проезжей части дороги, отрытой частью контейнерная площадка направлена к проезжей части дороги. Согласно проекту организации дорожного движения по <адрес>, на участке автомобильной дороги по <адрес> напротив дома № организовано двухстороннее движения по одной полосе в каждом направлении, данный участок дороги находится в зоне действия знака 5.21 – «Жилая зона», с каждой стороны от автомобильной дороги организован тротуар. В полосе отвода автомобильной дороги (между краем проезжей части и тротуаром) установлена спорная контейнерная площадка.
Кроме того, в непосредственной близости от задней стенки контейнерной площадки расположена опора ЛЭП, а над контейнерной площадкой проходит линия электропередач. Указанные обстоятельства подтверждаются отзывом третьего лица ОАО «МРСК-Урала» относительно исковых требований; свидетельством о праве собственности на электросетевой комплекс г. Катав-Ивановск (0,4 кВ, 6 кВ), с приложением; схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, где непосредственно за контейнерной площадкой обозначена опора ЛЭП, а также актом от 25 мая 2022 года, согласно которому мастерами ОАО «МРСК-Урала» осмотрена линия ВЛ 0,4 кВ № 8 от ТП-2057, выявлено что напротив дома <адрес> установлена площадка под мусорные контейнеры в охранной зоне ВЛ, расстояние от опоры 0,2 м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», Федерального закона № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, пришел к обоснованному выводу о том, что контейнерная площадка, установленная напротив дома <адрес> создает угрозу жизни и здоровью граждан в связи с нарушением требований к безопасности дорожного движения и ее нахождением в полосе отвода линии электропередач, создана и содержится с нарушением санитарных норм и правил.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается.
В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра регламентирован Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1039 от 31.08.2018 г.
Пунктом 2 данных Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Требования, предъявляемые к создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов предусмотрены в СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Так, контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Администрацией Катав-Ивановского городского поселения, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено доказательств, подтверждающих, что контейнерная площадка, установленная напротив дома <адрес>, соответствует указанным выше требованиям. Из предоставленных истцами доказательств следует, что спорная контейнерная площадка расположена непосредственно возле опоры линии электропередач.
С учетом изложенного, судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что контейнерная площадка, установленная напротив <адрес> соответствует всем нормам законодательства, а наличие недостатков по ее содержанию свидетельствует лишь о том, что ее нужно привести в соответствие с действующим законодательством, а не демонтировать в целом.
Доводы жалобы о том, что поскольку контейнерная площадка установлена в зоне действия дорожного знака «жилая зона», что дает преимущество пешеходам по отношению к иным участниками дорожного движения, следовательно, нарушения законодательства о безопасности дорожного движения не имеется, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что спорная контейнерная площадка размещена на противоположной стороне автомобильной дороги от <адрес>, непосредственно у края проезжей части дороги, отрытой частью контейнерная площадка направлена к проезжей части дороги, следовательно такое размещение препятствует не только ее использованию гражданам, но и дорожному движению по проезжей части <адрес>, поскольку из представленных доказательств следует, что мусорные баки на спорной площадке регулярно переполняются, что способствует распространению коммунальных отходов за пределы контейнеров на прилегающую к контейнерной площадке территорию, и в первую очередь на проезжую часть дороги.
Федеральным законом № 196 от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» установлено, что допускается выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что спорная контейнерная площадка нарушает требования безопасности дорожного движения.
Судебной коллегией отклоняются доводы жалобы администрации о том, что земельный участок, на котором расположена площадка, является муниципальной собственностью и не имеет ограничений в использовании, следовательно не может зависеть от находящихся вблизи опор и линий электропередач.
Из отзыва, представленного третьим лицом ОАО «МРСК Урала» следует, что объекты электросетевого хозяйства расположены в непосредственной близости от спорной контейнерной площадки, сама спорная площадка расположена под линией электропередач, в т.ч. линией с напряжением 380 вольт. Установка сооружения в охранной зоне линии электропередач без согласования с ОАО «МРКС Урала» не допускается, ответчиком нарушены требования Постановления Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 г. «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства».
Согласно Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 г. в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов, размещать свалки.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что спорная контейнерная площадка, расположенная напротив <адрес>, не соответствует установленным выше требованиям и создает опасность жизни и здоровья граждан.
Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судом допущено не было. В силу изложенного доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 15 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Катав-Ивановского городского поселения – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи