Решение по делу № 2а-7418/2021 от 02.08.2021

УИД 11RS0001-01-2021-012756-92                дело № 2а-7418/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Малоземовой О.А.,

с участием представителя административного ответчиков Васюхневич А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 08 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Владимира Алексеевича к ФСИН России, ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми», ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

    Алексеев В.А. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» о присуждении компенсации за нарушение условий содержания при его этапировании 11.07.2021 при отправлении после отбытия меры взыскания в ФКУ ИК – 29 УФСИН России по Республике Коми в спецтранспорте – автофургоне и вагоне, указывая в его обоснование, что спецавтофургон, предназначенный для перевозки, не оборудован средствами технической безопасности, в машине отсутствуют ремни, поручни, в камере имеются лишь две скамейки и вентиляция, транспортировка в таких условиях не отвечает установленным требованиям. По мнению заявителя, при его перевозке в камере еще с одним осужденным, площадь не соответствовала размеру площади, приходящейся на каждого, необходимая для административного истца площадь отсутствовала. Ссылался на то, что при этапировании при переводе его из спецавтотранспорта в спецвагон на него были надеты наручники на троссу, вели его мимо иных граждан, что умаляло его достоинство. При этапировании в вагоне одновременно с ним осуществлялась перевозка еще четверых осужденных, в результате чего необходимая площадь для каждого из них также была не соблюдена. Указывая на то, что перевозка осужденных осуществлялась в ночное время, в результате чего он был лишен спального места и 8-часового сна, имеющиеся в спецвагоне скамейки для сна были непригодны, помимо этого, спальные принадлежности ему не выдавались, кипятком он не был обеспечен, и стол в камере отсутствовал, настаивает на том, что перевозка в спецвагоне также не отвечала установленным требованиям. К месту отбытия наказания он был этапирован в спецавтомобиле в тех же условиях, что и на пути следования в спеавтотранспорте в спецвагону. В дополнение указывает о том, что перед отправкой этапом он не проходил медицинского осмотра на выявление возможных симптомов коронавирусной инфекции.

Определениями суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, ФКУЗ МСЧ - 11 ФСИН России.

    В судебном заседании Алексеев В.А. участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. На дату рассмотрения дела ходатайства об обеспечении его личного участия не заявлял.

    Представитель ФСИН России, ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми» требования иска не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.

    Учитывая сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу названных положений закона условием удовлетворения заявленных административных исковых требованием является совокупность таких условий как несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушение таким действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. В соответствии с требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Положениями статей 8, 10 и 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлено, что уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В силу положений статей 1, 3 и 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, установлена обязанность учреждений обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Алексеев В.А. отбывает наказание в ФКУ ИК – 29 УФСИН России по Республике Коми.

11.07.2021 после отбытия меры взыскания от ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми до станции ... Алексеев В.А. этапировался в спецавтомобиле <данные изъяты> встречного караула, где размещался в большой камере № №... совместно с двумя осужденными. Время в пути составило около 20 минут.

В период с 22.00 часов 11.07.2021 до 03.07 часов 12.07.2021 от станции «...» до станции «...» - в спецвагоне модели «<данные изъяты>» планового караула по железнодорожному маршруту «...», где заявитель размещался в большой камере № №.... На всем протяжении конвоирования загруженность камеры не превышала 5 человек. (Время в пути составило около 05 часов 07 минут).

12.07.2021 от станции Ухта до ФКУ ИК – 29 УФСИН России по Республике Коми встречным караулом, назначенным ФКУ УК УФСИН, Алексеев В.А. конвоировался в спецавтомобиле марки <данные изъяты>, где истец размещался один в большой камере № №....

В соответствии с положениями статьи 76 Уголовно – исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем. Осужденным обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 12 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством РФ и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Приказом Министерства юстиции России и Министерства внутренних дел России от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп утверждена Инструкция по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее - Инструкция), которая определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях.

Используемые ФСИН России спецавтомобили изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 (в редакции от 17.06.2013) утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление) в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) инженерно-технических средств охраны и надзора (далее - ИТСОН).

Согласно пункту 73 Наставления к транспортным средствам, используемым учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, и подлежащим оборудованию ИТСОН, относятся: - специальные автомобили для перевозки осужденных (далее - спецавтомобили); - специальные железнодорожные вагоны (далее - спецвагоны).

В случае изготовления спецавтомобиля на базе грузового автомобиля (шасси) на последний устанавливается специальный кузов (далее - спецкузов). В спецкузове оборудуются: помещение караула, камеры для осужденных и др. Спецавтомобиль на базе грузового автомобиля (шасси) и автобуса предназначен для перевозки только сидящих людей.

Приведенные нормы предусматривают конструктивные требования к оборудованию камер для осужденных спецавтомобилей. Общие камеры должны быть оборудованы одним рядом сидений или двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга.

Приложение № 6 «Оборудование специальных транспортных средств» к Наставлениям (в редакции приказа Минюста РФ от 17 июня 2013 г. N 94) содержит таблицу 6.1 «Минимальные размеры камер для осужденных», в соответствии с которой, минимальный размер общей камеры для спецконтингента определяется в зависимости от длины сидений, с минимальной глубиной общей камеры 650 или 1150 мм (максимальная глубина 1300 мм.).

На основании подпункта 8 пункта 73 Наставлений сиденья для осужденных должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20,0 мм x 20,0 мм x 1,5 мм, выполнены из фанеры толщиной не менее 10 мм. Спинки сидений для осужденных должны быть выполнены из доски хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм, окрашены в цвет рабочего салона и соответствовать следующим требованиям: - крепление сиденья и спинки должно осуществляться с помощью сквозных резьбовых соединений диаметром не менее 8 мм; - спинки должны быть выполнены в виде досок шириной от 100 до 150 мм, установленных на высоте от 250 до 350 мм от уровня сидений, и должны крепиться к каркасам сидений или каркасу перегородок камер (стенок кузова). Сиденья для осужденных должны иметь следующие размеры: - длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место; - ширина сиденья в одиночной камере - не менее 420 мм; - высота сидений - от 400 до 500 мм, глубина сидений - не менее 350 мм. Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны крепиться к полу с помощью сквозных резьбовых соединений диаметром не менее 8 мм. Крепежные элементы сидений не должны отворачиваться вручную (без применения специального инструмента).

При проверке доводов административного истца о нарушении его прав при конвоировании в спецавтомобиле к железнодорожному вокзалу, далее после следования железнодорожным транспортом, - к месту отбытия наказания, судом установлено, что спецавтомобиль, в котором 11.07.2021 конвоировался заявитель, оборудован двумя большими камерами, вместимостью по 5 человек, каждая, а также 5 малыми камерами, вместимостью по 1 человеку, в каждой. Большая камера специального автомобиля размером: 114,5 см шириной, 135 см длиной, высотой 173 см. Конструктивной особенностью спецавтомобиля оборудование камер поручнями, подлокотниками и ремнями не предусмотрено.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что спецавтомобиль, в котором осуществлялось конвоирование административного истца, был технически исправен, все системы жизнеобеспечения находились в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме спецавтомобилей в постовых ведомостях.

С учетом наполняемости камер спецавтомобиля в период этапирования осужденного 11.07.2021 представленная в судебное заседание техническая документация на специальные автомобили подтверждает соблюдение приведенных технических требований минимального размера общей камеры для спецконтингента в специальных автомобилях при конвоировании административного истца. Возможность размещения личных вещей в спецавтомобиле была обеспечена путем свободного пространства под нижними полками с левой и правой сторон. Вопреки указаниям истца в исковом заявлении конструкция специальных автомобилей не предусматривает в них наличие окон, поручней, ремней безопасности, а также мягких полок для сидения в камерах спецавтомобилей.

Для перевозки осужденных из лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.

Пунктом 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утв. приказом Минюста России и МВД РФ от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп (с учетом внесенных приказом Минюста России и МВД России от 09.02.2018 № 26дсп/85дсп изменений) (далее – Инструкция) предусмотрена норма размещения конвоируемых лиц в больших камерах специальных вагонов 10 человек в большие камеры и до 4 человек в малые камеры.

Приложение № 6 «Оборудование специальных транспортных средств» к Наставлениям (в редакции приказа Минюста РФ от 17 июня 2013 г. N 94) содержит пункт 6.2 «Специальные железнодорожные вагоны», согласно которым в камерах спецвагонов устанавливаются диваны первого яруса, полки с откидными клапанами и полки третьего яруса.

Конструкция специального вагона, в котором конвоировался административный истец, внутреннее оборудование и оснащение помещений, а также системы жизнеобеспечения вагонов соответствуют требованиям, установленным Санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12.

Системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал административный истец, вентиляция, освещение и водоснабжение находились в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов и записями проверяющих должностных лиц в путевых ведомостях караулов.

Большая камера специального вагона имеет следующие размеры: ширина - 163 см., длина - 214 см., высота - 287 см., оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 8 мест для сидения по 4 человека на каждую из 2 нижних полок, нижние полки могут так же использоваться как спальные места. Таким образом, высота больших камер специальных вагонов позволяет осужденным беспрепятственно встать в полный рост, имеется возможность разместиться для отдыха и сна на полках камеры. Под нижними полками камеры спецвагона (габариты свободного пространства для личных вещей составляют: длина - 214 см, высота - 40 см, ширина - 60 см, объем - 0511 куб. м, с каждой стороны), что позволяет использовать пространство для размещения личных вещей.

Рассматривая доводы истца о том, что при этапировании он не был обеспечен спальным местом, суд учитывает следующее.

Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов. Поэтому применение судами положений Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиям, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В постановлении ЕСПЧ от 09.04.2019 «Томов и другие против России» (жалоба № 18255/10) указано, что оценка того, имело ли место нарушение статьи 3 Конвенции, не может сводиться исключительно к вычислениям размеров площади, доступной перевозимым заключенным. Только всесторонний подход к особым обстоятельствам дела может позволить составить точную картину обстоятельств перевозимого лица.

Сильная презумпция наличия нарушения статьи 3 Конвенции может быть опровергнута только в случае краткосрочных или периодических поездок. Что касается более длительных поездок, в том числе ночного переезда на поезде, подход Европейского Суда будет аналогичен подходу к содержанию под стражей в стационарных учреждениях исполнительной системы на протяжении сравнимого срока. Даже если ограниченную санитарную площадь на человека можно не принимать во внимание ввиду наличия многоярусных спальных мест, эта ситуация не будет соответствовать статье 3 Конвенции, если заключенные лишались ночного сна в связи с недостаточным количеством спальных мест или иными ненадлежащими условиями для сна. Такие факторы, как не предоставление индивидуального спального места каждому заключенному серьезно отягощают ситуацию заключенного во время перевозки и указывают на нарушение статьи 3 Конвенции.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 № 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, о наличии нарушений условий содержания могут свидетельствовать, в том числе отсутствие индивидуального спального места.

С учетом имеющихся сведений, данных о количестве осужденных в камере поезда при конвоировании истца на всем пути следования (от станции ... до станции ... совместно с 4 осужденными), возможной с учетом установленных требований наполняемости камер, а также периоде времени конвоирования административного истца в ночное время, установив возможность обеспечения Алексеева В.А. спальным местом на пути следования в ночное время, нарушений в результате необеспечения административного истца спальным местом, о чем в иске указывает истец, суд не усматривает, руководствуясь тем, что такая возможность с учетом наполняемости камер административным ответчиком обеспечена.

Оценивая доводы иска в изложенной части, суд учитывает, что нормами действующих нормативных правовых актов и конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест, равно как и выдача им постельного белья и матрацев в специальных вагонах, не предусмотрено оборудование скамеек мягких покрытием, столами для приема пищи в камерах конвоируемых лиц, о чем также в иске указывает заявитель, равно как и не предусмотрено оборудование вагона поручнями для рук, ограничительными поручнями вдоль спальных мест, накладными лестницами.

Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставляется согласно графику (не менее трех раз в день). Выдача питьевой воды осуществляется по просьбам конвоируемых лиц без ограничений. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60°С. Для приготовления горячей воды в специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры.

Горячая вода для гидратации индивидуальных рационов питания конвоируемым лицам выдавалась в пути следования в соответствии с требованиями Инструкции, согласно утвержденному графику 3 раза в сутки, а питьевая вода в соответствии с требованиями пункта 175 Инструкции по потребности.

Как установлено при рассмотрении требований, перед каждой отправкой проводится полная проверка работоспособности систем специального вагона, его материально-техническое и медицинское обеспечение, о чем имеются отметки в путевых ведомостях.

При совокупности установленных обстоятельств и требований закона суд приходит к выводу о том, что условия этапирования административного истца в спецсредствах конвоирования в указанный период соответствовали приведенным выше нормативным требованиям.

Согласно указанию ФСИН России № 10/9/3-139 от 17.02.2010 конвоирование Алексеева В.А. пешим порядком от специального вагона до специального автомобиля осуществлялось с использованием металлического троса со звеньями наручников. Анализ содержания означенного указания свидетельствует о том, что принятые меры направлены на обеспечение безопасности, исключение попыток побега осужденных лиц в целях совершенствования надежности охраны осужденных и лиц, содержащихся под стражей при конвоировании.

Нарушения действиями административных ответчиков конкретных требований правовых норм и прав административного истца в период его перевозки и содержания не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Те неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания в связи с осуществляемым конвоированием к месту следования, не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам, отвечающим признакам относимости и допустимости, в заявленный период условия конвоирования Алексеева В.А. соответствовали требованиям Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Доказательств того, что Алексеев В.А. перевозился и содержался в бесчеловечных условиях, нарушающих его права и унижающих достоинство человека, не установлено и в адрес суда не представлено, равно как и не представлено доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага осужденного.

В части доводов истца о том, что перед этапированием у него не был взят мазок, суд также не усматривает нарушений прав истца в изложенной части, руководствуясь тем, что согласно представленным административным ответчиком сведениям Алексеев В.А. этапировался из ИК – 29 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми для отбытия дисциплинарного взыскания, до этапирования находился в запираемом помещении и контакта с больными не имел. Перед этапированием к месту исправительного учреждения был осмотрен фельдшером филиала МЧ – 16, жалоб на плохое самочувствие не предъявлял.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлением правительства РФ от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которыми установлены требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-эпидемиологических мероприятий, и проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ.

В целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий лабораторное обследование лиц в условиях распространения COVID-19 проводится исходя из приоритетов (пункт 3.1).

Согласно пункту 3.1.1, в редакции, действовавшей на дату этапирования истца, к приоритету первого уровня относится проведение лабораторных исследований и противоэпидемических мероприятий в отношении лиц, в частности, контактировавших с больным COVID-19, при появлении симптомов, не исключавших COVID-19.

С учетом положений названного пункта, истец не относится к категории лиц, обследование которых относится к первому уровню, в связи с чем, непроведение лабораторного исследования перед этапированием осужденного Алексеева В.А. по основаниям, изложенным в административном иске, прав последнего не нарушает и не является основанием для взыскания в его пользу денежной компенсации. Симптоматика инфекционного заболевания у последнего отсутствовала.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом установленных требований закона правовые основания для удовлетворения требований административного истца о признании условий его этапирования в специальных автомобиле и вагоне 11.07.2021 из ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми ненадлежащими, нарушающими права административного истца, отсутствуют.

Принимая во внимание, что в период этапирования Алексеева В.А. 11.07.2021 условия его содержания соответствовали требованиям действующего законодательства, нарушений гарантированных прав административного истца судом не установлено, оснований для взыскания в пользу административного истца в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ денежной компенсации за нарушение условий содержания при конвоировании суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

    административное исковое заявление Алексеева Владимира Алексеевича к ФСИН России, ФКУ «Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми», ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в нарушении условий содержания при перевозке в специальном автомобиле и вагоне 11.07.2021 из ФКУ ИК – 31 УФСИН России по Республике Коми к месту следования в ФКУ ИК - 29 УФСИН России по Республике Коми, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания при перевозке, оставить без удовлетворения.

    Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий        Л.А. Печинина     

<данные изъяты>

2а-7418/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алексеев Владимир Алексеевич
Ответчики
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Управление конвоирования УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
02.08.2021Регистрация административного искового заявления
03.08.2021Передача материалов судье
05.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.09.2021Предварительное судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
08.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее