Дело № 33-691/2023
Судья Изгарёва И.В. ( дело № 2-1189/2022; УИД: 68RS0002-01-2022-001219-67).
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2023 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рязанцевой Л.В.,
судей: Рожковой Т.В., Сорокиной С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбачевой Г.А.,
с участием прокурора Судоргина Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самуйленкова В.В. к Военному комиссариату Тамбовской области о признании действий незаконными, выплате надбавки к пенсии за работу в 30 км зоне аварии на Чернобыльской АЭС, взыскании задолженности по указанной надбавке и выплате ее в дальнейшем исходя из прожиточного минимума для пенсионеров,
по апелляционным жалобам Самуйленкова В.В., Военного комиссариата Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 15 ноября 2022 года,
по частной жалобе Самуйленкова В.В. на определение Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 декабря 2022 года об отказе в удовлетворении заявления о вынесении дополнительного решения.
Заслушав доклад судьи Рязанцевой Л.В., судебная коллегия
установила:
Самуйленков В.В. обратился первоначально в суд с административным иском о неправомерных действиях военного комиссара Тамбовской области по назначению пенсионного обеспечения.
В обоснование требований указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ и инвалидом вследствие участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
04.11.2000 года ему была назначена пенсия за выслугу лет на основании п.п. «а» части 1 статьи 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу....».
29 марта 2022 года он присутствовал на приеме в Центре социального обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы военного комиссариата Тамбовской области по вопросу назначения ему нового вида пенсионного обеспечения - «пенсия по инвалидности» (основание - п.п. «б», части 1, статьи 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,.. ..»), поскольку по достижении 60-ти летнего возраста такой вид пенсии для него наиболее благоприятен.
В ходе данного приема ему была выдана «распечатка» о расчете его пенсии по новому виду, в которой отсутствовала ранее назначенная надбавка за работу в 30-ти км зоне аварии на Чернобыльской АЭС в размере 100,82 рубля. Данная надбавка ему была назначена с 04.11.2000 года и выплачивалась в течение 22 лет.
При выяснении причины отмены указанной надбавки, сотрудник ЦСО ему пояснила, что данная надбавка отменяется при переходе с одного вида пенсии на другой, при этом ссылки на законное основание такой отмены надбавки представлено не было.
Он письменно обратился к начальнику ЦСО Милованову И.Ю. с заявлением о возобновлении ему выплаты данной надбавки. Согласно ответу военкомата от 21.04.2022 года ему было отказано в удовлетворении требования о возобновлении выплаты спорной надбавки.
Просил признать действия военного комиссара Тамбовской области в связи с отказом в назначении ему надбавки за работу в 30-ти км зоне аварии на Чернобыльской АЭС в размере 100,82 рубля незаконными и обязать ответчика возобновить с 01.04.2022 года назначение и выплату спорной надбавки.
Определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 06.06.2022 г. произведен переход к рассмотрению данного административного дела по правилам гражданского судопроизводства.
16.08.2022 г. Самуйленков В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании задолженности по надбавке к пенсии за период с 04.11.2000 г. по 31.03.2022 г. в размере 311253,92 руб. и возложении на ответчика обязанности выплачивать ежемесячно, начиная с 01.04.2022 г. надбавку к пенсии в размере 3 373,92 руб., с ее ежегодным увеличением, пропорционально увеличению размера минимальной пенсии по возрасту (прожиточным минимумом для пенсионеров), определяемого на основании законодательства Тамбовской области.
В обоснование указал, что является пенсионером Минобороны РФ. При назначении ему пенсии за выслугу лет, ему на основании пункта 2 части 1 статьи 30 ФЗ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 24 ноября 1995 года) была назначена с 04.11.2000 года и выплачивалась по 31 марта 2022 года надбавка к пенсии в размере 30% от минимальной пенсии по возрасту.
За указанный период времени означенная надбавка к пенсии ежемесячно выплачивалась в следующих размерах: с 04.11.2000 года по 31.01.2001 года в размере 45,92 руб., с 01.02.2001 года по 31.07.2001 года в размере 50,54 руб., с 01.08.2001 года по 30.06.2002 года в размере 55,60 руб., с 01.07.2002 года по 31.07. 2002 года в размере 59,21 руб., с 01.08.2002 года по 31.01. 2003 года в размере 64,54 руб., с 01.02.2003 года по 31.07.2003 года в размере 66,01 руб., с 01.08.2003 года по 31.03.2004 года в размере 73,88 руб., с 01.04.2004 года по 31.07.2004 года в размере 76,72 руб., с 01.08.2004 года по 31.07.2005 года в размере 81,54 руб., с 01.08.2005 года по 31.03. 2006 года в размере 86,43 руб., с 01.04.2006 года по 31.03. 2007 года в размере 93,78 руб., с 01.04.2007 года по 31.03.2022 года в размере 100,82 руб.
При этом, как образовались указанные выше суммы надбавок ему неизвестно.
Минимальной пенсией по возрасту в Российской Федерации общепринято называется прожиточный минимум пенсионера, который устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фондом Российской Федерации. Для граждан конкретного региона в качестве базового берется региональный прожиточный минимум пенсионера, который изменялся в сторону увеличения.
Однако Военный комиссариат Тамбовской области при назначении и выплате ему спорной надбавки к пенсии, ежегодно, не проводил расчет применительно к размерам прожиточного минимума для пенсионеров в Тамбовской области, что причинило ему убытки.
Из ответа на его заявление о перерасчете указанной выше надбавки, ему был дан ответ об отклонении требований. Из ответа также следует, что в действующем законодательстве отсутствует понятие «прожиточный минимум пенсионера», а также понятие «минимальный размер пенсии по возрасту».
Помимо этого, мотивом отказа в удовлетворении его требований было то, что в соответствии с положением п.6 статьи 1 ФЗ от 18.07.2006 г. №112 «… положения, предусматривающие надбавку к пенсии гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, признаны утратившими силу».
Указывает, что из прямого указания в статье 30 «чернобыльского закона», с учетом изменений, внесенных положением ФЗ от 18.07.2006 г. №112, указывается, что внесенные изменения в «базовый закон» распространяют свое действие на правоотношения, возникшие, начиная с 01.01.2002 г.
Его правоотношения по поводу права на получение данной надбавки к пенсии возникли задолго до принятия поправки в статью 30 «базового закона», а именно с 04.11.2000 г., что означает его право на получение данной надбавки, а равно и ее увеличение в установленные Законом сроки.
Считает, что размер положенной ему надбавки к пенсии по состоянию на момент рассмотрения дела в суде составляет 3 373,92 руб. ( 11246,40 х30):100 ).
Определением суда от 30.08.2022 г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.
С учетом уточнений об изменении предмета искового заявления, Самуйленков В.В. просил признать действия военного комиссара Тамбовской области в связи с отказом с 01.04.2022 года в назначении ему надбавки за работу в 30-ти км зоне аварии на Чернобыльской АЭС, незаконными; обязать ответчика восстановить его нарушенное право на получение данной надбавки и возобновить таковую, начиная с 01.04.2022 года в размере 30% от минимальной пенсии по возрасту; взыскать в его пользу задолженность по спорной надбавке за период с 04.11.2000 года по 31 марта 2022 года в размере 311 253,92 рубля; обязать ответчика выплачивать ему ежемесячно, начиная с 01.04.2022 года надбавку к пенсии в размере 3373,92 рубля с дальнейшим её ежегодным увеличением (изменением), пропорционально увеличению размера минимальной пенсии по возрасту (прожиточного минимума для пенсионеров), определяемого на основании законодательства Тамбовской области в данной сфере.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 ноября 2022 года исковые требования Самуйленкова В.В. удовлетворены частично.
На Военный комиссариат Тамбовской области возложена обязанность возобновить выплату Самуйленкову В.В. с 01.04.2022г. надбавки к пенсии, предусмотренной п.2 ч.1 ст.30 закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 30 % минимальной пенсии по возрасту.
Признаны незаконными действия Военного комиссариата Тамбовской области по прекращению выплаты указанной надбавки к пенсии Самуйленкова В.В. с 01.04.2022г.
В удовлетворении исковых требований о взыскании невыплаченной суммы указанной надбавки, исходя из размера прожиточного минимума для пенсионеров отказано.
В удовлетворении исковых требований о выплате в дальнейшем указанной надбавки исходя из размера прожиточного минимума для пенсионеров, отказано.
05.12.2022 г. Самуйленков В.В. обратился в суд с заявлением о принятии дополнительного решения.
В обоснование указал, что суд, возлагая на военный комиссариат Тамбовской области обязанность возобновить ему спорную надбавку к пенсии, не указал размер данной надбавки.
Просит принять дополнительное решение, которым обязать Военный комиссариат Тамбовской области возобновить выплату Самуйленкову В.В. с 01.04.2022г. надбавку к пенсии, предусмотренной п.2 ч.1 ст.30 закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 30 % минимальной пенсии по возрасту, составляющей на момент принятия судом решения 2 077 рублей 44 копейки с дальнейшей ее индексацией на основании законодательства Российской Федерации, регулирующего ежегодное изменение размера минимальной социальной пенсии в Российской Федерации.
Определением Ленинского районного суда по г. Тамбову от 12 декабря 2022 года в удовлетворении заявления Самуйленкова В.В. о вынесении дополнительного решения отказано.
В апелляционной жалобе Самуленков В.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении его требований отменить и принять по делу новое решение. Обязать Военный комиссариат Тамбовской области выплачивать за счет средств федерального бюджета истцу, начиная с 01.04.2022 г. надбавку к пенсии в размере 30% от размера минимальной пенсии по возрасту в сумме 3373 руб.92 коп. с дальнейшим ежегодным ее увеличением ( без повторного обращения в суд) пропорционально увеличению величины прожитого минимума для пенсионеров на основании законодательства Тамбовской области. Обязать Военный комиссариат Тамбовской области выплатить единовременно Самуйленкову В.В. за счет средств федерального бюджета образовавшуюся задолженность, с учетом ранее выплаченных сумм надбавки, в размере 311 252 руб.92 коп.
Полагает, что судом неверно установлены обстоятельства по делу, поскольку неверно установлен статус спорной надбавки.
По мнению автора жалобы, суд связывает спорную надбавку с его статусом как гражданина, уволенного с военной службы, и ведет речь о надбавке, которая указана в статье 46 закона о военных пенсиях, о которой он не ведет речь.
В его иске идет речь о надбавке, как гражданину, принимавшему участив в ликвидации последствии катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30-ти км зоне аварии и данная надбавка установлена ФЗ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Поясняет, что эти надбавки имеют различную правовую природу. Надбавка к пенсии, установленная по Закону «военных пенсиях» образуется исходя из 100% размера минимальной социальной пенсии, указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 165-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пересматривается одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии. А надбавка к пенсии, предусмотренной ему как ликвидатору катастрофы на ЧАЭС образуется как производная сумма в 30% от минимальной пенсии по возрасту.
Считает недоказанным вывод суда, что Правила применения минимальных пенсий для назначения надбавок к пенсии в Министерстве обороны РФ регламентируется статьей 46 «закона о военных пенсиях» с привязкой этих Правил и к надбавкам к пенсии, которые установлены «базовым чернобыльским законом».
Полагает, что вывод суда, изложенный в решении о том, что «… минимальный размер пенсии, исходя из которого определялась надбавка к пенсии бывшим военнослужащим установлен 185 руб. 32 коп. и подлежал индексации в порядке, аналогичном для индексации трудовых пенсий, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку в данном выводе суд ведет речь о надбавке к пенсии бывшим военнослужащим, которая предусмотрена « законом о военных пенсиях», в то время, как, исходя из истинных обстоятельств дела, речь идет об обстоятельствах назначения надбавки к пенсии, предусмотренной по иному закону.
Кроме того, указывает, что суд не применил закон, подлежащий применению. В частности, суд делает ссылку на положение статьи 2 ФЗ от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ « О прожиточном минимуме в РФ», но в дальнейшем, при принятии решения, эту норму не применил, что повлекло за собой неверный вывод суда о том, что прожиточный минимум пенсионера не является тождественным с понятием минимальной пенсии по возрасту.
Полагает несостоятельным вывод суда, что минимальный размер пенсии, исходя из которого рассчитывается спорная надбавка к пенсии бывшим военнослужащим, устанавливается в размере 185 руб.32 коп.
Статья 46 «закона о военных пенсиях» регулирует вопрос размера пенсии и правила начисления надбавки к пенсии для категории лиц из числа военнослужащих, уволенных с военной службы. А на момент вынесения решения данная статья предусматривает выплату надбавки для военнослужащих, уволенных с военной службы исходя из расчетного размера пенсии, который установлен в пп.1 п.1 статьи 18 ФЗ от 15.12.2001 г. № 166.
Поясняет, что в иске идет речь не о надбавке к пенсии для военнослужащих, уволенных с военной службы, а о надбавке к пенсии, которая установлена иным законом, который суд не применил, а именно положения п.2 ч.1 статьи 30 «базового чернобыльского закона», согласно которой надбавка к пенсии определяется не от суммы 185 руб. 32 коп. ( минимальная социальная пенсия по состоянию на 12.06.2022 г.), а исходя из 30% от минимальной пенсии по возрасту, которая имеет иные показатели.
Отмечает, что исходя из норм действующего пенсионного законодательства минимальная пенсия по возрасту и минимальная социальная пенсия являются различными видами пенсий.
Кроме того считает, что суд, применяя постановления Правительства РФ, неверно их истолковывает. На самом деле постановления Правительства РФ не предназначены для установления коэффициентов индексации надбавок к пенсии, а предназначены для увеличения размера минимальной пенсии по возрасту, исходя из которых, как производная от основной суммы пенсии, образуется измененный размер надбавки.
В апелляционной жалобе Военный комиссариат Тамбовской области в лице представителя по доверенности Фомина Ю.Ю. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе Самуйленкову В.В. в удовлетворении иска.
Автор жалобы полагает, что при вынесении решении, суд не учел действующие нормы законодательства по пенсионному обеспечению.
В обосновании доводов приводит положение статьи 50 Закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и их семей».
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2011 г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» установление страховой пенсии – это назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой.
Порядок назначения пенсии с одной пенсии на другую определен разделом IV Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. № 546н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 40 Правил по результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а равно и пенсионный орган Министерства обороны Российской Федерации, определяет право гражданина на пенсию, производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение. Таким образом, определен единый порядок для назначения страховой пенсии и перевода с одного вида пенсии на другой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 главы 4 Федерального закона №400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии ( с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Отмечает, то Федеральным законом от 18.07.2006 г. № 112- ФЗ, вступившим в силу 20.07.2006 г., признаны утратившими силу пункты 2 части 1 и 2 статьи 30 закона № 1244-1, в соответствии с которыми устанавливались надбавки к пенсии граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986-1987 годах и 1988-1990 годах ( в размере 30 и 25 % минимальной пенсии по возрасту соответственно).
Следовательно, для установления надбавок, предусмотренных утратившими силу нормами Закона № 1244-1, при переводе с одного вида пенсии на другой после 20.07.2006 г. оснований не имеется.
В частной жалобе Самуйленков В.В. просит отменить определение суда от 12.12.2022 г. и разрешить вопрос по существу, внеся дополнительное решение, которым обязать Военный комиссариат Тамбовской области возобновить ему выплату с 01.04.2022 г. надбавки к пенсии, предусмотренной п.2 ч.1 ст. 30 Закона РФ от 15.05.1991 г. « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 30% минимальной пенсии по возрасту, составляющей, на момент вынесения решения -2077 руб.44 коп., с дальнейшей ее индексацией на основании законодательства РФ, регулирующего ежегодное изменение размера минимальной социальной пенсии в Российской Федерации.
Указывает, что суд неверно определил обстоятельства по требованию в его заявлении о дополнительном решении, а, следовательно, применил нормы права, не подлежащие применению.
Вопрос о его праве на выплату ему спорной надбавки, судом был разрешен в его пользу. При этом в резолютивной части решения суд не указал сумму надбавки.
Автор жалобы выражает несогласие с выводом суда, что в его заявлении о дополнительном решении содержатся дополнительные требования.
Кроме того, указывает, что суд не рассмотрел его ходатайство об обязании ответчика предоставить суду и сторонам по делу свой расчет суммы надбавки.
В силу части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения Самуйленкова В.В., поддержавшего апелляционную и частную жалобы, представителей Военного комиссариата Тамбовской области по доверенности Поповой Н.И., Фомина Ю.Ю., поддержавших свою апелляционную жалобу и возражавших против удовлетворения жалоб истца, заключение прокурора Судоргина Д.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых решения и определения и исходит при этом из следующего.
Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определена Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 1). Частью 1 статьи 13 названного закона установлены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей до 18 июля 2006 г.) для ликвидаторов, участвовавших в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, предоставлялось право на установление надбавки к пенсии в размере 30% от минимального размера пенсии по возрасту.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Самуйленков В.В. являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ.
Как лицу, подвергнувшемуся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, истцу выплачивалась надбавка к пенсии за выслугу лет в размере 30% минимальной пенсии по возрасту в соответствии с п.2 ч.1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1.
На основании заявления Самуйленкова В.В. от 24.02.2022 г. выплата пенсии за выслугу лет была прекращена и назначена пенсия по инвалидности. При этом выплата указанной выше надбавки была прекращена с 01.04.2022 г.
При разрешении спора в части признания незаконными действий Военного комиссариата Тамбовской области по прекращению выплаты истцу спорной надбавки, удовлетворяя в данной части исковые требования и возлагая на ответчика обязанность возобновить выплату истцу спорной надбавки, суд первой инстанции указал, что право на предоставление истцу льгот как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС возникло в 2000 г., и уменьшение объема предоставляемых ему социальных льгот не основано на законе.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Действительно, в соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( вступил в силу 20 июля 2006 г.) положения, предусматривающие надбавку к пенсии гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, признаны утратившими силу. При этом действие данного закона было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Как уже отмечалось выше, право истца на получение спорной надбавки возникло в 2000 г. Данное право в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом.
Уменьшение ранее признанного и подтвержденного соответствующим удостоверением права граждан на получение компенсаций и льгот (а равно мер социальной поддержки) недопустимо по основаниям, не предусмотренным законом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, назначение и выплата истцу с апреля 2022 года другого вида пенсии- по инвалидности, не влечет за собой прекращение выплаты истцу спорной надбавки, у которого право на данную социальную льготу возникло в 2000 г.
Помимо этого, Военной прокуратурой Тамбовского гарнизона была проведена проверка исполнения законодательства о пенсионном обеспечении граждан должностными лицами военного комиссариата Тамбовской области, в ходе которой было установлено нарушение прав Самуйленкова В.В., которому с 01.04.2022 г. была прекращена выплата спорной надбавки. Заместителем военного прокурора Тамбовского гарнизона направлено представление в адрес военного комиссариата Тамбовской области о принятии незамедлительных мер по устранению выявленных нарушений и возобновлении выплаты Самуйленкову В.В. спорной надбавки. ( т.1 л.д.175-178).
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат ссылок на какие-либо доказательств, опровергающие выводы суда первой инстанции в указанной части, и которые могли быть положены в основу для отмены решения суда.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Самуйленкова В.В. и исходит при этом из следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей до 18 июля 2006 г.) для ликвидаторов, участвовавших в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, предоставлялось право на установление надбавки к пенсии в размере 30% от минимального размера пенсии по возрасту.
Статьей 17 Федерального закона от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было установлено понятие минимальной пенсии по возрасту, который был установлен не ниже размера, установленного федеральным законом.
Указанный Закон утратил силу с 01.01.2002 г. с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который понятие минимального размера пенсий не содержит.
Правила применения минимальных пенсий для начисления надбавок к пенсии (в редакции, действовавшей до 1 января 2002 г.) в Министерстве обороны Российской Федерации регламентируются статьей 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в соответствии с которой надбавки к пенсиям определяются исходя из минимального размера пенсии, установленного законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 68-ФЗ были внесены изменения в часть первую статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно которым слова «установленного законодательством Российской Федерации» (в отношении минимальной пенсии) заменены словами 185 руб. 32 коп., индексируемого в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации трудовых пенсий.
Периодически постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливался коэффициент индексации, который применялся для увеличения надбавки к пенсии для ликвидаторов аварии на ЧАЭС, рассчитываемый от минимального размера пенсии -185 руб. 32 коп.
Таким образом, получаемая Самуйленковым В.В. надбавка исчислялась из минимального размера пенсии-185 руб. 32 коп., индексировалась в соответствии с постановлениями Правительства РФ, и на момент прекращения выплаты размер надбавки составлял 100 руб. 82 коп.
В доводах апелляционной жалобы Самуйленков В.В. считает неверным такой подход к исчислению размера надбавки, полагая, что спорная надбавка должна исчисляться из прожиточного минимума пенсионера Тамбовской области, и размер на момент принятия решения должен составлять 3 373,92 руб.
Данные доводы являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, в обжалуемом решении дана им надлежащая оценка.
Законом предусмотрен был порядок исчисления спорной надбавки из минимального размера пенсии. А понятие прожиточного минимума пенсионера и минимального размера пенсии различны.
Доводы апелляционной жалобы Самуйленкова В.В. аналогичны его доводам в обоснование иска, и основаны на неверном толковании норм права.
Кроме того, после признания утратившими силу положений, предусматривающих надбавки к пенсии гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, правовых оснований для увеличения (индексации) вышеуказанной надбавки после 20 июля 2006 г. не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, судом первой инстанции правильно определены закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, и обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения спора.
Доводы, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба истца не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
Также не подлежит удовлетворению и частная жалоба Самуйленкова В.В.
В силу части первой статьи 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принявший решение по делу, может по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, принять дополнительное решение суда в случае, если:
1) по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда;
2) суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик;
3) судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
В силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Отказывая в удовлетворении заявления Самуйленкова В.В. о принятии дополнительного решения, суд первой инстанции обоснованно указал, что истец фактически заявил новые требования.
Так, при рассмотрении настоящего спора истец заявлял, что размер спорной надбавки должен исчисляться из прожиточного минимума для пенсионера в Тамбовской области, и должен составлять 3373,92 руб.
В заявлении о принятии дополнительного решения содержится просьба об указании размера спорной надбавки- 2077,44 руб. исходя из размера минимальной социальной пенсии. Данные требования судом первой инстанции не рассматривались.
Доводы частной жалобы не опровергают вывод суда первой инстанции.
Кроме того, из пояснений представителей ответчиков следует, что никаких затруднений для исполнения решение суда не вызывает.
Доводы частной жалобы о не рассмотрении судом ходатайства о возложении на ответчика обязанности предоставить свой расчет суммы надбавки не влияют на выводы суда и не могут являться основанием для отмены принятых по делу решений.
Руководствуясь статьями 328,329, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 15 ноября 2022 года и определение Ленинского районного суда г.Тамбова от 12 декабря 2022 года об отказе в удовлетворении заявления о вынесении дополнительного решения оставить без изменения, апелляционные жалобы Самуйленкова В.В. и Военного комиссариата Тамбовской области, частную жалобу Самуйленкова В.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 марта 2023 года.