Дело № 2а-101/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2020 года г. Поронайск Сахалинской области
Поронайский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Поповой Т.В., с участием Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в лице помощника Ткаченко О.А., представителя ответчика администрации Поронайского городского округа Шелешковой О.Ю., при секретаре судебного заседания Коробовой В.В.,
рассмотрев в зале суда административное дело по административному иску Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Поронайского городского округа о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием мер по ликвидации несанкционированной свалки, возложении обязанности организовать и обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 65:16:0000062:44,
У С Т А Н О В И Л :
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Поронайского городского округа о признании бездействия по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок в * и в * незаконным, возложении обязанности организовать и обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок, указав в обоснование, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с пунктом 4 плана работы на второе полугодие дата года проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления в части ликвидации несанкционированных свалок. В ходе проверки дата при обследовании территории * выявлено две несанкционированных свалки со строительными отходами, отходами жизнедеятельности населения, отходами от разбора зданий (строений), отработанной бытовой техникой, мебелью, автомобильными покрышками, запчастями от автомобилей, спиленными деревьями в * на земельном участке с кадастровым номером * размером * метров и в * на земельном участке с кадастровым номером * размером *. По информации администрации Поронайского городского округа от дата названный земельные участки относятся к категории земель «земли населенных пунктов», находятся в государственной неразграниченной собственности, пользователь отсутствует. В соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частями 3,4 статьи 8, статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, находящихся в неразграниченном пользовании, не выполнение которой влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия на человека. дата в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений, из ответа на которое следует, что администрация Поронайского городского округа обязуется ликвидировать свалки в 2020 году. Между тем, длительное непринятие мер к устранению несанкционированных свалок отходов может привести к негативным последствиям для состояния окружающей среды и стать причиной неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки для населения. Поскольку обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также по участию в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки твердых коммунальных отходов, является публичной обязанностью администрации муниципального образования, ее невыполнение свидетельствует о наличии бездействия со стороны ответчика. В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и государства.
В иске административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Поронайского городского округа по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок в * на земельном участке с кадастровым номером * и в * на земельном участке с кадастровым номером *, возложить на ответчика обязанность организовать и обеспечить ликвидацию указанных несанкционированных свалок в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При рассмотрении дела Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором представлено заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит признать незаконным бездействие администрации Поронайского городского округа по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки в * на земельном участке с кадастровым номером * и возложить на ответчика обязанности организовать и обеспечить ее ликвидацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку в ходе подготовки дела к судебному разбирательству установлено, что несанкционированная свалка в * на земельном участке с кадастровым номером * размером * метров ликвидирована, в связи с чем, суду представлен отказ от иска в указанной части требований.
Определением суда от дата производство по административному делу в части признания незаконным бездействия администрации Поронайского городского округа по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки в * на земельном участке с кадастровым номером * и возложении на ответчика обязанности организовать и обеспечить ее ликвидацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу прекращено в связи с принятием отказа от названных исковых требований.
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор в лице помощника прокурора Ткаченко О.А. в судебном заседании на удовлетворении иска в части несанкционированной свалки в * на земельном участке с кадастровым номером * поддержала, настаивал на его удовлетворении по основаниям указанным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Поронайского городского округа Шелешкова О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась по доводам указанным в отзыве на иск, представленном в письменном виде, согласно которому просила в удовлетворении требований административного истца отказать, пояснив, что из системного толкования положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления являются органами, участвующими в организации деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований. Постановлением администрации Поронайского городского округа от дата * утверждена программа «Охрана окружающей среды на территории Поронайского городского округа», в рамках которой предусмотрены мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории Поронайского городского округа с финансированием на 2019 год за счет средств местного бюджета в размере * рублей. Денежные средства израсходованы полностью на ликвидацию двух несанкционированных свалок в *, выявленных на * и * в дата году в рамках заключенных для этих целей муниципальных контрактов стоимостью * рублей. По вопросу ликвидации выявленных несанкционированных свалок на земельных участках * и * проведено совещание дата при вице-мэре Поронайского городского округа, на котором принято решение в срок до дата изыскать средства и ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке *, в связи с большим объем несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером * в * предусмотреть в бюджете Поронайского городского округа на дата год средства на реализацию мероприятий по ее ликвидации, сформировать план мероприятий ликвидации свалки с учетом проведения всех организационных и закупочных процедур. Несанкционированная свалка на земельном участке * в дата года ликвидирована. В муниципальной программе «Охрана окружающей среды на территории Поронайского городского округа», утвержденной постановлением администрации Поронайского городского округа от дата *, предусмотрено на дата год финансирование на ликвидацию свалок * рублей. дата утвержден план мероприятий ликвидации выявленных несанкционированных свалок, предусматривающий организационные и закупочные мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке * в * со сроком выполнения работ до дата .
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления в части ликвидации несанкционированных свалок во исполнение пункта 4 плана работы на второе полугодие дата года с участием представителя администрации Поронайского городского округа в лице советника отдела ЖКХ проведено дата обследование территории *.
В результате обследования выявлены две несанкционированные свалки со строительными отходами, отходами жизнедеятельности населения, отходами от разбора зданий (строений), отработанной бытовой техникой, мебелью, автомобильными покрышками, запчастями от автомобилей, спиленными деревьями, одна из которых в * на земельном участке с кадастровым номером * размером * метров, что подтверждается составленным актом и фототаблицей к нему.
Несанкционированное размещение на спорном земельном участке отходов производства и потребления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее СанПиН 42-128-4690-88) предусмотрено, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из не канализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11 и 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округ; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа.
Таким образом, из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального образования, в частности городского округа.
Термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители, устанавливает ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее ГОСТ 30772-2001).
В пункте 7.8 ГОСТ 30772-2001 дано определение собственника отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, как определено в примечании к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
По данным администрации Поронайского городского округа земельный участок с кадастровым номером 65:16:0000062:44 относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения. Правообладатель данного земельного участка отсутствует, участок расположен на землях, находящихся в государственной неразграниченной собственности.
В связи с выявленными Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой нарушениями законодательства об отходах производства и потребления органами местного самоуправления в части ликвидации несанкционированных свалок в адрес администрации административным истцом дата внесено представление об устранении нарушений.
Из ответа администрации Поронайского городского округа от дата по результатам рассмотрения представления следует, что Администрация обязуется вывести и утилизировать мусор с земельного участка с кадастровым номером * для его дальнейшего рационального использования.
Согласно ответу администрации Поронайского городского округа от дата , по состоянию на дата определены объемы несанкционированных свалок, в частности на земельном участке с кадастровым номером *, меры по ликвидации которой будут приняты в дата году.
Из представленных стороной ответчика доказательств в обоснование принятых мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории Поронайского городского округа усматривается, что постановлением администрации Поронайского городского округа от дата * утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды на территории Поронайского городского округа», предусматривающая мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории городского округа. На дата год на реализацию указанных мероприятий из местного бюджета выделено * рублей, которые израсходованы на ликвидацию двух несанкционированных свалок в *, выявленных на * и * в соответствии с муниципальными контрактами от дата * и от дата * * со стоимостью работ по каждому * рублей соответственно. Также была ликвидирована в дата года несанкционированная свалка на земельном участке в * с кадастровым номером * выявленная в ходе проверки проведенной Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой.
дата при вице-мэре Поронайского городского округа проведено совещание по вопросу ликвидации несанкционированных свалок, в том числе на земельном участке в * с кадастровым номером * на котором принято решение с учетом большого объема отходов, имеющихся на указанном земельном участке: предусмотреть в бюджете на дата год средства на реализацию мероприятий по ликвидации свалки; сформировать план мероприятий ликвидации свалки с учетом проведения всех организационных и закупочных процедур с определением срока выполнения работ не позднее дата и возложением контроля за выполнением названных мероприятий на отдел ЖКХ.
Постановлением администрации Поронайского городского округа от дата * «Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды на территории Поронайского городского округа» (в редакции от дата *) предусмотрено финансирование в размере * рублей на ликвидацию несанкционированных свалок.
дата вице-мэром Поронайского городского округа утвержден план мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке в * с кадастровым номером *, в котором предусмотрено в срок до дата подготовить техническое задание к документации для размещения аукциона по ликвидации свалки; в срок до дата разместить аукцион на электронной площадке; в срок до дата провести аукцион; в срок до дата заключить муниципальный контракт, установив срок выполнения работ по ликвидации названной свалки до дата .
При установленных обстоятельствах, учитывая принятые административным ответчиком меры направленные на ликвидацию несанкционированной свалки на земельном участке в * с кадастровым номером * исходя из анализа вышеприведенных норм законодательства в части полномочий органов местного самоуправления по вопросам ликвидации отходов производства и потребления (несанкционированных свалок), принимая во внимание, что срок выполнения работ в соответствии с утвержденным планом мероприятий дата по ликвидации несанкционированной свалки не превышает срок указанный административным истцом в иске, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором требований с учетом их уточнения в полном объеме, поскольку на момент рассмотрения дела администрацией Поронайского городского округа приняты меры к ликвидации несанкционированной свалки, запланированы конкретные мероприятия с указанием сроков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного иска Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Поронайского городского округа о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием мер по ликвидации несанкционированной свалки, возложении обязанности организовать и обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки на земельном участке в * с кадастровым номером * отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда постановлено 20 февраля 2020 года.
Судья Поронайского городского суда Т.В. Попова