Решение по делу № 2-648/2021 от 19.04.2021

УИД 35RS0019-01-2021-000945-21

Дело № 2-648/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года                                       с. Устье Усть-Кубинский район

Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Серебряковой О.И.,

при ведении протокола помощником судьи Свистуновой А.Н.,

с участием представителя ответчика Сорокиной Е.В., ответчика Чикулаевой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, администрации сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, Чикулаеву А.А., Чикулаевой Г.В., Серову А.А. о возложении обязанности демонтировать информационный стенд, разработать, выполнить и согласовать научно-проектную документацию, провести первоочередные противоаварийные работы на объекте культурного наследия

У С Т А Н О В И Л:

Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд с иском к администрации Усть-Кубинского муниципального района, Чикулаеву А.А., Чикулаевой Г.В., Серову А.А. о возложении обязанности демонтировать информационный стенд, разработать, выполнить и согласовать научно-проектную документацию, провести первоочередные противоаварийные работы на объекте культурного наследия. В обоснование своих требований указал, что ответчики являются собственниками помещений в жилом доме – объекте культурного наследия, расположенном по адресу: <адрес> «<данные изъяты>, сер. ХIХ в., к. ХIХ-ХХ вв.». На объект культурного наследия утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Комитета -О от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Приказом необходимо осуществить следующие мероприятия: демонтировать информационный стенд у главного фасада объекта культурного наследия в срок до августа 2019 года; разработать научно-проектную документацию на проведение первоочередных противоаварийных ремонтно-реставрационных работ, в том числе обследование фундаментов, несущих и ограждающих конструкций, с целью выявления причин просадок, согласование проектной документации с органом охраны объектов культурного наследия; проведение первоочередных противоаварийных работ на объекте культурного наследия в соответствии с согласованной и разработанной проектной документацией – в срок до декабря 2019 года; выполнить научно-проектную документацию для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, согласование проектной документации с органом охраны объектов культурного наследия – 2018-2020 годы.

Сведения об исполнении вышеуказанных пунктов Приказа в Комитет не поступали, ходатайства о продлении сроков исполнения от собственников дома также не поступали.

Осмотром от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным специалистом Комитета, установлено, что информационный стенд у главного фасада объекта культурного наследия не демонтирован, проектная документация по указанному объекту в адрес Комитета на согласование не поступала.

    Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 26 апреля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области.

    Определением суда от 20 сентября 2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области.

    Представитель истца - Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебных заседаниях исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, пояснила, что Комитет может дать рекомендации о том, какие работы необходимо провести, все это основывается на научно-проектной документации. Объем необходимых работ должен определить специалист, имеющий лицензию Министерства культуры, для этого нужно проводить обследования. Противоаварийные работы заключаются в том, чтобы понять, как усилить фундамент, еще что-то сделать, чтобы в ближайшее время объект не упал.

    Представитель ответчика администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области Сорокина Е.В. выразила несогласие с исковыми требованиями. Пояснила, что действительно здание является памятником культуры и требует проведения определенных ремонтных работ, комплекс которых достаточно финансово емкий. Постановлением главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ данный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, но снос произведен не был. В отношении объектов культурного наследия действует запрет на снос, дом подлежит ремонту. На момент признания дома аварийным его помещения не являлись муниципальной собственностью, он был включен в программу переселения из аварийного жилья. Всем остальным жильцам, кроме ответчиков, были предоставлены жилые помещения, и зарегистрировано право собственности на основании договоров дарения этих помещений. Полагает, что исковые требования сформулированы некорректно: необходимо указать временные рамки исполнения решения и распределить обязанности по ответчикам. На сегодняшний день у помещения 4 собственника. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ муниципальное образование имеет право расходовать бюджетные средства только в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности. В данном случае необходимо финансирование не только из бюджета Усть-Кубинского муниципального района, но и со стороны других собственников. Выполнение указанных работ в течение одного календарного года невозможно.

    Представитель ответчика администрации сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Ответчик Чикулаева Г.В. пояснила, что совместно с Чикулаевым А.А. является собственником квартиры (по ? доли), расположенной в данном доме. Не согласна с тем, что дом является объектом культурного наследия, постановления она не получала. Дом с 2006 года признан аварийным. От людей она узнала, что дом подлежит расселению. Если в квартире не жить, то на пользу это не пойдет. Денег на ремонт у нее нет.

    Ответчики Чикулаев А.А., Серов А.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

    Представители третьих лиц Управления Росреестра по Вологодской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии. В направленном в суд отзыве указали, что в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером <данные изъяты>, назначением - многоквартирный дом, площадью <данные изъяты> кв. м, количеством этажей – <данные изъяты>, годом завершения строительства – 1870, расположенном по адресу: <адрес>. Сведения о зарегистрированных правах и (или) ограничениях (обременениях) прав в ЕГРН отсутствуют. Данное здание является памятником культурного наследия (наименование – Дом <данные изъяты>, сер. ХIХ в., к. ХIХ-ХХ вв.) на основании Постановления правительства <адрес> «О постановке под государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территориях Вологодского и <адрес>ов <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям ЕГРН, в данном здании расположены помещения с кадастровыми номерами: <данные изъяты><адрес>, <адрес>, в отношении которых содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности муниципального образования Усть-Кубинский муниципальный район и зарегистрированном ограничении – объект культурного наследия; помещение с кадастровым номером <данные изъяты><адрес>, принадлежащее на праве общей долевой собственности (по ? доли) Чикулаеву А.А. и Чикулаевой Г.В.

    Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 указанного Федерального закона и Положением о Комитете по охране объектов культурного наследия Вологодской области, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от 19.01.2015 №33, Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области является региональным органом охраны объектов культурного наследия, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе в части переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 11 Федерального закона предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются, в частности:

1) соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе:

требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;

2) осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами:

мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;

мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

На собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия возложена обязанность организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (подпункт 3 пункта 3 статьи 47.2 данного Федерального закона).

Лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, данная обязанность подлежит выполнению каждым из указанных лиц (подпункт 1 пункта 1 статьи 47.3 и пункт 11 статьи 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

    В судебном заседании установлено, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке под государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территориях Вологодского и <адрес>ов <адрес>» к категории объектов культурного наследия, в том числе, отнесен «Дом жилой <данные изъяты>, сер. ХIХ в., к. ХIХ-ХХ вв.», расположенный по адресу: <адрес>.

    Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия <адрес> -О от ДД.ММ.ГГГГ на объект культурного наследия утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

    Согласно пунктам 13, 14, 15 данного Приказа требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусматривают консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия -Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области, на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном пунктом 2 статьи 47.2 Закона 73-ФЗ.

    Лицо (лица), указанное (указанные) в пункте 11 статьи 47.6 Закона 73-ФЗ, обязано (обязаны) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом 73-ФЗ.

    Работы по сохранению объекта культурного наследия должны организовываться собственником или иным законным владельцем объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона 73-ФЗ.

    Согласно пунктам 25.2, 25.3 Приказа ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, лицо, указанное в пункте статьи 47.6 Закона 73-ФЗ представляет в орган охраны объектов культурного наследия, утвердивший охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации/земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо их части.

    Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия <адрес> -О от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Круглихиных, сер. ХIХ в., к. ХIХ-ХХ вв.», расположенный по адресу: <адрес>, и сроки (периодичность) проведения таких работ.

    Так, в соответствии с приказом в период с 2018 по 2020 годы необходимо осуществить следующее:

    демонтировать информационный стенд у главного фасада объекта культурного наследия, установить информационную надпись в срок до августа 2019 года;

    разработать научно-проектную документацию на проведение первоочередных противоаварийных ремонтно-реставрационных работ, в том числе обследование фундаментов, несущих и ограждающих конструкций, с целью выявления причин просадок, согласование проектной документации с органом охраны объектов культурного наследия; проведение первоочередных противоаварийных работ на объекте культурного наследия в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией в срок до декабря 2019 года;

    выполнить научно-проектную документацию для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, согласовать проектную документацию с органом охраны объектов культурного наследия с период с 2018 по 2020 годы.

    Пунктом 2 Приказа предусмотрено, что лицо (лица), указанное (указанные) в части 11 статьи 47.6 Закона 73-ФЗ, в месячный срок с момента проведения мероприятия по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия обязано (обязаны) направить уведомление в Комитет о его завершении.

     Работы на объекте культурного наследия проводить пропорционально занимаемым площадям, совместно со смежными лицами, указанными в части 11 статьи 47.6 Закона 73-ФЗ.

    Согласно выпискам, в ЕГРН содержатся сведения о здании с кадастровым номером <данные изъяты>, назначением - многоквартирный дом, площадью <данные изъяты> кв. м, количеством этажей – <данные изъяты>, годом завершения строительства – 1870, расположенном по адресу: <адрес>. Сведения о зарегистрированных правах и (или) ограничениях (обременениях) прав в ЕГРН отсутствуют. Данное здание является памятником культурного наследия (наименование – Дом жилой <данные изъяты>, сер. ХIХ в., к. ХIХ-ХХ вв.) на основании Постановления правительства Вологодской области «О постановке под государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территориях Вологодского и <адрес>ов <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. В данном здании расположены помещения с кадастровыми номерами: <данные изъяты><адрес>, <адрес>, в отношении которых содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности муниципального образования Усть-Кубинский муниципальный район и зарегистрированном ограничении – объект культурного наследия; помещение с кадастровым номером <данные изъяты><адрес>, принадлежащее на праве общей долевой собственности (по ? доли) Чикулаеву А.А. и Чикулаевой Г.В.

Решением Сокольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ за Серовым А.А. признано право собственности в порядке наследования на помещения и общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные в доме с кадастровым номером <данные изъяты>, являющиеся квартирой <адрес> <адрес> <адрес>.

На основании заключенного с Серовым А.А. договора от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрация Усть-Кубинского муниципального района приняла в собственность указанную квартиру, заключив с ним договор социального найма передаваемого жилого помещения.

    Копии приказа Комитета по охране объектов культурного наследия <адрес> -О от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава (перечня) видов работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой <данные изъяты>, сер. ХIХ в., к. ХIХ-ХХ вв.», расположенный по адресу: <адрес>, и сроков (периодичности) проведения таких работ» направлены собственникам следующими письмами:

    - главе Усть-Кубинского муниципального района: их <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, их. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ;

    - в адрес собственником <адрес> (Чикулаеву А.А. и Чикулаевой Г.В.): их. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ;

    - в адрес Серова А.А.: их. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии с пунктом 19.3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

    Из ответов администрации Усть-Кубинского муниципального района исх. адмукмр-<данные изъяты> от 18.11.2020 года, исх. адмукмр-<данные изъяты> от 30.12.2020 года на запросы Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области о проводимых работах по сохранению указанного объекта культурного наследия следует, что постановлением главы Усть-Кубинского муниципального района от 31.12.2008 года № 1005 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), расселен не полностью. Финансирование на проведение работ 2020 год не предусмотрено, проводится изучение коммерческих предложений на изготовление проекта восстановительных работ.

Постановлением Сокольского районного суда от 20 декабря 2020 года в бездействии руководителя администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области ФИО7 установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи). Он признан виновным в совершении данного правонарушения и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Учитывая изложенное, а также то, что утвержденный приказом Комитета по охране объектов культурного наследия <адрес> -О от ДД.ММ.ГГГГ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в установленные сроки не выполнен, суд полагает заявленные исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    При этом надлежащими ответчиками по делу в соответствии с частью 11 статьи 47.6 Закона 73-ФЗ являются администрация Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, Чикулаев А.А., Чикулаева Г.В. – собственники помещений в объекте культурного наследия «Дом жилой <данные изъяты>, сер. ХIХ в., к. ХIХ-ХХ вв.», расположенный по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований к Серову А.А. и администрации сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области следует отказать.

Срок, в течение которого должны быть выполнены заявленные требования – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу – суд считает достаточным, при этом у ответчиков имеется право при наличии оснований просить суд об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, Чикулаева А.А., Чикулаеву Г.В. в течение одного календарного года со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой <данные изъяты>, сер. XIX в., к. XIX-XX вв.», расположенного по адресу: <адрес>:

демонтировать информационный стенд у главного фасада объекта культурного наследия;

разработать научно-проектную документацию на проведение первоочередных противоаварийных ремонтно-реставрационных работ, в том числе обследование фундаментов, несущих и ограждающих конструкций, с целью выявления причин просадок;

выполнить научно-проектную документацию для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

согласовать проектную документацию с органом охраны объектов культурного наследия;

провести первоочередные противоаварийные работы на объекте культурного наследия в соответствии с согласованной и разработанной проектной документацией.

Комитету по охране объектов культурного наследия Вологодской области в удовлетворении исковых требований к Серову А.А. и администрации сельского поселения Устьянское Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодской областной суд через Сокольский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                                       О.И. Серебрякова

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2021

2-648/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области
Ответчики
администрация сельского поселения Устьянское
Чикулаев Андрей Александрович
Серов Александр Александрович
администрация Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области
Чикулаева Галина Вадимовна
Другие
Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Вологодской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Серебрякова О.И.
Дело на сайте суда
sokolsky.vld.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2021Передача материалов судье
26.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.05.2021Предварительное судебное заседание
23.06.2021Судебное заседание
10.09.2021Производство по делу возобновлено
20.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
21.12.2021Производство по делу возобновлено
22.12.2021Судебное заседание
22.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее