дело № 2а-2122/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Пищелевой Ю.В.,
при секретаре Миллер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Герасимову О. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС № 9 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Герасимова О. В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 227 959 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 965 рублей 40 копеек, основывая свои требования на ст. ст. 45, 48, п.1 ст.119 Налогового Кодекса РФ. Требования мотивированы тем, что ответчик добровольно не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год, пени по транспортному налогу за 2018 год, начисленные на недоимку в размере 227 959 рублей 00 копеек за период с 03.12.2019 по 19.12.2019, в сумме 965 рублей 40 копеек. Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления. В связи с необходимостью уточнения сведений в отношении налогоплательщика, действительной задолженности должника, подлежащей взысканию, поздним получением определения мирового судьи об отмене судебного приказа, истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, не явился.
Административный ответчик Герасимов О.В. в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени его проведения надлежащим образом. Представил письменные возражения, суть которых сведена к тому, что причины пропуска срока давности Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области нельзя назвать уважительными. В связи с пропуском срока для взыскания задолженности административный ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению заявленных требований по существу.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Судом установлено, что по требованию №104205 истцом взыскиваются транспортный налог, пени по транспортному налогу, срок уплаты по которым установлен до 28 января 2020 года.
Таким образом, с учетом положений ст. 48 Налогового Кодекса РФ срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании истекал (28.01.2020+ 6 месяцев) 28 июля 2020 года.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, сбора, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения о возможности восстановления процессуального срока лицами, пропустившими установленный законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, содержатся в части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Под уважительными могут пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие, а также такие обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки.
По смыслу закона, при оценке уважительности причин пропуска срока необходимо учитывать все конкретные обстоятельства, в том числе добросовестность заинтересованного лица, реальность сроков совершения им процессуальных действий; также необходимо оценить характер причин, не позволивших лицу, участвующему в деле, обратиться в суд в пределах установленного законом срока.
Поскольку налоговая инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Герасимова О.В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год, пени, при этом 27.02.2020 был вынесен судебный приказ, который 26.03.2020 отменен. Следует признать, что срок на подачу иска в суд общей юрисдикции с учетом положений ст. 48 НК РФ истек 26.09.2020.
Согласно материалам дела административное исковое заявление в суд о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени сформировано налоговым органом 30 сентября 2021 года, его копия направлена в адрес административного ответчика 04 октября 2021 года, подано административное исковое заявление в районный суд 08 октября 2021 года, то есть с пропуском установленного срока.
Таким образом, пресекательный шестимесячный срок, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд налоговым органом пропущен.
Обращаясь с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для взыскания налоговой недоимки, инспекция в качестве уважительной причины его пропуска сослалась на тот, что о факте отмены судебного приказа 26 марта 2020 года была извещена только 11 мая 2021 года, а равно на необходимость осуществления действий по уточнению обязательств должника.
Вместе с тем, доказательств того, что налоговым органом после получения определения мирового судьи судебного участка № 19 по Тверской области об отмене судебного приказа о взыскании задолженности с Герасимова О.В. от 26.03.2020, то есть с 11.05.2021 по дату подачу иска осуществлялись какие-либо действия по уточнению действительной задолженности налогоплательщика, которые потребовали почти пять месяцев, суду не представлено. Представленный запрос от 11.05.2021 в адрес мирового судьи судебного участка № 19 Тверской области, полученный на судебном участке 18.05.2021, то есть уже после вручения 11 мая 2021 года копии определения об отмене судебного приказа от 26.03.2021, не может свидетельствовать о наличии уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока спустя почти пять месяцев с того момента, как административному истцу стало известно об отмене приказа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ссылка административного истца на несвоевременность получения судебного акта носит формальный характер.
Поскольку достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено, оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, у суда не имеется.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Герасимову О. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 227 959 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу за 2018 год, начисленные на недоимку в размере 227 959 рублей 00 копеек за период с 03.12.2019 по 19.12.2019, в сумме 965 рублей 40 копеек, всего в размере 228 924 рубля 40 копеек оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В. Пищелева
Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2021 года
дело № 2а-2122/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Пищелевой Ю.В.,
при секретаре Миллер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Герасимову О. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС № 9 по Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Герасимова О. В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 227 959 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в размере 965 рублей 40 копеек, основывая свои требования на ст. ст. 45, 48, п.1 ст.119 Налогового Кодекса РФ. Требования мотивированы тем, что ответчик добровольно не исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год, пени по транспортному налогу за 2018 год, начисленные на недоимку в размере 227 959 рублей 00 копеек за период с 03.12.2019 по 19.12.2019, в сумме 965 рублей 40 копеек. Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления. В связи с необходимостью уточнения сведений в отношении налогоплательщика, действительной задолженности должника, подлежащей взысканию, поздним получением определения мирового судьи об отмене судебного приказа, истец просил восстановить срок на подачу административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, не явился.
Административный ответчик Герасимов О.В. в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени его проведения надлежащим образом. Представил письменные возражения, суть которых сведена к тому, что причины пропуска срока давности Межрайонной ИФНС России №9 по Тверской области нельзя назвать уважительными. В связи с пропуском срока для взыскания задолженности административный ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах неявка лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению заявленных требований по существу.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Судом установлено, что по требованию №104205 истцом взыскиваются транспортный налог, пени по транспортному налогу, срок уплаты по которым установлен до 28 января 2020 года.
Таким образом, с учетом положений ст. 48 Налогового Кодекса РФ срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании истекал (28.01.2020+ 6 месяцев) 28 июля 2020 года.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, сбора, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения о возможности восстановления процессуального срока лицами, пропустившими установленный законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, содержатся в части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Под уважительными могут пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие, а также такие обстоятельства, которые объективно воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки.
По смыслу закона, при оценке уважительности причин пропуска срока необходимо учитывать все конкретные обстоятельства, в том числе добросовестность заинтересованного лица, реальность сроков совершения им процессуальных действий; также необходимо оценить характер причин, не позволивших лицу, участвующему в деле, обратиться в суд в пределах установленного законом срока.
Поскольку налоговая инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Герасимова О.В. задолженности по транспортному налогу за 2018 год, пени, при этом 27.02.2020 был вынесен судебный приказ, который 26.03.2020 отменен. Следует признать, что срок на подачу иска в суд общей юрисдикции с учетом положений ст. 48 НК РФ истек 26.09.2020.
Согласно материалам дела административное исковое заявление в суд о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени сформировано налоговым органом 30 сентября 2021 года, его копия направлена в адрес административного ответчика 04 октября 2021 года, подано административное исковое заявление в районный суд 08 октября 2021 года, то есть с пропуском установленного срока.
Таким образом, пресекательный шестимесячный срок, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд налоговым органом пропущен.
Обращаясь с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для взыскания налоговой недоимки, инспекция в качестве уважительной причины его пропуска сослалась на тот, что о факте отмены судебного приказа 26 марта 2020 года была извещена только 11 мая 2021 года, а равно на необходимость осуществления действий по уточнению обязательств должника.
Вместе с тем, доказательств того, что налоговым органом после получения определения мирового судьи судебного участка № 19 по Тверской области об отмене судебного приказа о взыскании задолженности с Герасимова О.В. от 26.03.2020, то есть с 11.05.2021 по дату подачу иска осуществлялись какие-либо действия по уточнению действительной задолженности налогоплательщика, которые потребовали почти пять месяцев, суду не представлено. Представленный запрос от 11.05.2021 в адрес мирового судьи судебного участка № 19 Тверской области, полученный на судебном участке 18.05.2021, то есть уже после вручения 11 мая 2021 года копии определения об отмене судебного приказа от 26.03.2021, не может свидетельствовать о наличии уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока спустя почти пять месяцев с того момента, как административному истцу стало известно об отмене приказа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ссылка административного истца на несвоевременность получения судебного акта носит формальный характер.
Поскольку достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено, оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, у суда не имеется.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Тверской области к Герасимову О. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 227 959 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу за 2018 год, начисленные на недоимку в размере 227 959 рублей 00 копеек за период с 03.12.2019 по 19.12.2019, в сумме 965 рублей 40 копеек, всего в размере 228 924 рубля 40 копеек оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.В. Пищелева
Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2021 года