№2-3116/2022
УИД26RS0003-01-2022-004875-87
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 24 мая 2023
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кононовой Л.И.,
судей Свечниковой Н.Г., Гукосьянца Г.А.,
при секретаре Дзалаеве А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Закарян Т.К. на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 16 декабря 2022 года по иску Закарян Т.К. в интересах Закарян А.Г. и Закарян А.Г. к Администрации г. Ставрополя, третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, об улучшении жилищных условий семьи, имеющей двух детей-инвалидов второй группы,
заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,
установила:
Закарян Т.К. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Закарян А.Г. и Закарян А.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ставрополя, третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, об улучшении жилищных условий семьи, имеющей двух детей- инвалидов второй группы.
Требования мотивированны тем, что Закарян Т.К. и члены семьи истца зарегистрированы по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 Лет ВЛКСМ, «», а постоянно проживают в двухкомнатной съёмной квартире, расположенной по адресу: г. Ставрополь, пер. Буйнакского, «». В квартире проживает истец, муж истца - Закарян Г.А., сын истца - Закарян Л.Г., «»года рождения, дочери истца - Закарян А.Г. и Закарян А. Г.. Дочери истца Закарян А.Г. и Закарян А.Г. являются инвалидами детства и им установлена 2 группа инвалидности. Дети страдают патологией головного мозга, нуждаются в постоянном уходе, отдельных комнат, специальной ванной. Дети-инвалиды истца практически не спят, не способны сами питаться, разговаривать, ходить и осуществлять иную деятельность, что подтверждается медицинскими документами. При этом, проживание в съёмной двухкомнатной квартире всей семьей, впятером, значительно усугубляет состояние детей-инвалидов, т.к. им нужен режим изоляции от всевозможных инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Более того, совместное проживание в одной комнате с детьми- инвалидами сильно влияет на общее психическое и физическое состояние другого ребенка истца - Закарян Л.Г., «»года рождения. В сложившихся условиях истец не может и не имеет физической возможности предоставить нормальные условия для надлежащего ухода за больными детьми, а также создать условия для нормального проживания других членов семьи. Постановлением администрации города Ставрополя от 06.03.2020 №341 истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи пять человек, как многодетная семья, имеющая детей-инвалидов. Истец и члены ей семьи включены в список очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. По состоянию на 01.04.2922 года по общей очереди №5357, по списку ЖФСК №564. Постановлением администрации города Ставрополя от 27.07.2022 №1553 Закарян Т.К. и члены ее семьи включены в список нуждающейся в жилых помещениях малоимущих граждан. Ранее истец обратилась к Администрации г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ей, имеющих детей- инвалидов, и членам ее семьи вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью 90 кв. м. Однако 10.06.2022 года за №08/18-5748 ответчик направил истцу письмо о том, что отказывается предоставить ей по социальному найму жилое помещение.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 16 декабря 2022 года исковые требования Закарян Т.К. действующей в интересах Закарян А.Г. и Закарян А.Г. к Администрации г. Ставрополя о признании семьи имеющей право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, обязании Администрацию города Ставрополя предоставить истцу вне очереди, по договору социального найма на семью из пяти человек в черте муниципального образования «город Ставрополоь» Ставропольского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по установленным нормам предоставления общей площади на каждого члена семьи, действующим на момент предоставления жилья, с учетом права несовершеннолетних Закарян А. Г. и Закарян А.Г. на дополнительную жилую площадь - оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Закарян Т.К. просит отменить решение суда от 16 декабря 2022 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что семья истца, имеющая детей-инвалидов с заболеваниями входящими в перечень хронических заболеваний, предусмотренных приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», состоит на очереди как малоимущая и как семья, имеющая детей-инвалидов, и в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и части 1 статьи 51 ЖК РФ, ст. 57 ЖК РФ, нуждается в выделении отдельного жилого помещения, предоставляемого по социальному найму, незамедлительно. Считает, что суд неправильно дает правовую оценку требованиям ст. 51 и ст. 57 ЖК РФ в их взаимосвязи, делая выводы по делу. Суд делает ложный вывод, что если семья истца с детьми инвалидами страдающими тяжелым заболеванием проживает в съемной квартире, не являясь членом семьи ее собственника, то дети никому ни мешают и, следовательно, внеочередное получение муниципального жилья семье не положено. Т.е. предоставление жилья суд увязывает с местом проживания семьи истца, а не с тяжелыми хроническими заболеваниями детей-инвалидов, которым внеочередное получение муниципального жилья положена в связи с приказом Минздрава РФ от 29.11.2012 №987н. Из выводов суда следует, что семье Закарян внеочередное получение муниципального жилье будет положена, если у них будет в собственности жилое помещение, которое не соответствует социальным нормам. Также семья должна проживать в жилом помещении со своими близкими родственниками и дети-инвалиды должны мешать в совместном проживание, быть препятствием к проживанию. Семья Закарян должна жить в коммунальной квартире с другими семьями или в аварийном жилье. Суд увязывает внеочередное получение муниципального жилья с тем, что дети-инвалиды уже являются препятствием к совместному проживанию с другими членами семьи, собственниками жилых помещений, или соседями по коммунальной квартире. Между тем, муниципальное жилье предоставляется вне очереди (немедленно) семьям с детьми-инвалидами, страдающими тяжелыми хроническими заболеваниями при наличии двух условий, а именно: Семья, имеющая детей-инвалидов, состоит на очереди в местном органе власти как нуждающиеся при отсутствии жилья для постоянного проживания. Дети-инвалиды должны иметь заболевания согласно «Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Администрации города Ставрополя считает решение суда законным и обоснованным, и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации города Ставрополя, Министерства ЖКХ Ставропольского края, будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании Закарян Т.К. и ее представитель Крушинский Н.И., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить по изложенным в ней основаниям.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, и установлено судом первой инстанции, что Постановлением администрации города Ставрополя от 06.03.2020 № 341 «О принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма» Закарян Т.К., «»года рождения, составом семьи 5 человек: она, муж, Закарян Гурген А., «»года рождения, сын, Закарян Л.Г., «» года рождения, дочь, Закарян А.Г., «» года рождения, ребенок-инвалид, дочь, Закарян А.Г., «» года рождения, ребенок-инвалид, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица 50 лет ВЛКСМ, дом «», общей площадью 40,80 кв.м, принадлежащем на праве собственности Вартанян Е.А..
Согласно информации представленной администрацией города Ставрополя, по состоянию на 01.04.2022 (дата ежегодной перерегистрации очередности граждан) по общей очереди порядковый номер семьи Закарян составляет 5357, по списку ЖФСК номер 564, по списку малоимущих граждан номер 36.
Согласно справке №7 от 13 мая 2022 г. выданной комитетом труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя, Закарня Татьяна Карленовна признана малоимущей в составе семьи: она, супруг Закарян Г.А., сын Закарян Л.Г., дочь Закарня А.Г., дочь Закарян А.Г.
Из представленной справки, выданной комитетом труда и социальной защиты населения администрации города Ставрополя от 13 мая 2022 № 7 усматривается, что Закарян Т.К. признана малоимущей, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
Из представленных Закарян Т.К. документов следует, что зарегистрированы и проживают на основании договора безвозмездного найма жилого помещения от 20.07.2019 в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица 50 лет ВЛКСМ, дом «», общей площадью 40,8 кв.м, принадлежащем на праве собственности Вартанян Е.А..
При рассмотрении дела, судом было установлено, что Закарян Т.К. и члены ее семьи не являются членами семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: улица 50 лет ВЛКСМ, дом «», в котором зарегистрированы и проживает семья Закарян Т.К.
Семья Закарян в настоящее время проживает по адресу: г. Ставрополь, ул. Буйнакского, «»,, общей площадью 58,3 кв.м., принадлежащего на праве собственности Анцупову. Данное жилое помещение занято только семьей Закарян.
Письмом от 10.06.2022 № № 08/18-5748 Закарян Т.К. было отказано во включении ее семьи во внеочередной список с целью обеспечения жильем вне очереди, поскольку жилое помещение, в котором проживает семья Закарян не соответствует требованиям, предусмотренным - части 1 статьи 51 ЖК РФ.
Доказательств проживания в жилом помещении иных лиц, не относящихся к членам семьи Закарян, в материалы данного гражданского дела не предоставлено.
Согласно заключениям № 388 от 17.-12.2021 Закарян А. Г. и № 387 от 17.12.2021 Закарян А.Г. по состоянию здоровья установлен код заболевания G40.4, который соответствует коду заболевания, установленному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Закарян Т.К. обращалась в орган местного самоуправления по вопросу включения ее в список очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Письмом от 10.06.2022 № № 08/18-5748 Закарян Т.К. было отказано во включении ее семьи во внеочередной список с целью обеспечения жильем вне очереди, поскольку жилое помещение, в котором проживает семья Закарян, не соответствует требованиям, предусмотренным - части 1 статьи 51 ЖК РФ.
Разрешая заявленные исковые требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением малоимущих граждан Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает. Из представленных Закарян Т.К. документов следовало, что зарегистрированы и проживают на основании договора безвозмездного найма жилого помещения от 20.07.2019 в жилом помещении, расположенном по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица 50 лет ВЛКСМ, дом «» общей площадью 40,8 кв.м, принадлежащем на праве собственности Вартанян Е.А.. При рассмотрении дела, было установлено, что Закарян Т.К. и члены ее семьи не являются членами семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: улица 50 лет ВЛКСМ, дом «», в котором зарегистрированы и проживает семья Закарян Т.К., что не соответствует требованиям п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖКРФ. Семья Закарян в настоящее время проживает
по адресу: г. Ставрополь, ул. Буйнакского, «», общей площадью 58,3 кв.м., принадлежащего на праве собственности Анцупову. Данное жилое помещение занято только семьей Закарян. Таким образом, жилое помещение, в котором проживает Закарян Т.К. с
членами ее семьи, не является коммунальной, проживающие в ней лица
объединены признаками родства, проживают в одном жилом помещении,
являются членами одной семьи. Доказательств проживания в жилом помещении иных лиц. не
относящихся к членам семьи Закарян, в материалы данного гражданского
дела не предоставлено. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о законности принятого органом местного самоуправления решения об отказе в предоставлении жилого помещения вне очереди и в принятии данной семьи на учет по категории, предусматривающей право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда в силу следующего.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации города Ставрополя от 06.03.2020 № 341 «О принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма» Закарян Т.К., «»года рождения, составом семьи 5 человек: она, муж, Закарян Г.А., «» года рождения, сын, Закарян Л.Г., 14 года рождения, дочь, Закарян А.Г., «» года рождения, ребенок-инвалид, дочь, Закарян А.Г.а, «»года рождения, ребенок-инвалид, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как многодетная семья, имеющая детей-инвалидов.
Согласно заключениям № 388 от 17.12.2021 Закарян А.Г. и № 387 от «»Закарян А.Г. по состоянию здоровья установлен код заболевания G40.4, который соответствует коду заболевания, установленному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Согласно информации, представленной администрацией города Ставрополя, по состоянию на 01.04.2022 (дата ежегодной перерегистрации очередности граждан) по общей очереди порядковый номер семьи Закарян составляет 5357, по списку ЖФСК номер 564, по списку малоимущих граждан номер 36.
Согласно извещению Заместителя руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 03.08.2022, Постановлением администрации города Ставрополя от 27.07.2022 №1553, Закарян включены в список очередности малоимущих граждан, признанных по установленным ЖК РФ основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – список малоимущих граждан). По общей очереди номер 5358, по списку очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договора социального найма (многодетная семья, имеющая детей-инвалидов), номер 564, по списку малоимущих граждан номер 36.
Судом первой инстанции не учтено, что порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации.
Действующее жилищное законодательство (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, из общего порядка очередности предоставления жилых помещений.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой" указал, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
Действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н), в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.
Исходя из вышеизложенного, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. N 4-П признал пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Таким образом, в связи с наличием у Закарян А.Г. и Закарян А.Г., тяжелых форм хронического заболевания, семья истца, обладающая статусом малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, обладает правом на внеочередное предоставление жилой площади.
Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, подп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений подп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Доводы представителя Администрации города Ставрополя о том, что положения подп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимо применять совместно с положением подп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, названные в данном пункте лица должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях именно по подп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, не основаны на законе.
Согласно позиции Верховного суда РФ, отраженной в определении судебной коллегии по гражданским делам от 26.02.2019 N 46-КГ18-72, для предоставления гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений подп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 01.03.2005 года), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных п. 1 ст. 51 ЖК РФ, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
При этом иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне.
В силу ч.3 ст.57 Жилищного Кодекса РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.ст.135-138 Бюджетного Кодекса РФ, ст.ст.55,60, 61 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит убедительными доводы апелляционной жалобы Закарян Т.К., в связи с чем решение суда подлежит отмене, как постановленное с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым частично удовлетворить заявленные исковые требования Закарян Т.К., возложив обязанность на Администрацию города Ставрополя предоставить во внеочередном порядке Закарян Т.К. на состав семьи из пяти человек : она, муж истца - Закарян Г.А., сын истца - Закарян Л. Г., «»года рождения, дочери истца - Закарян А. Г., «»года рождения, и Закарян А.Г., «»года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже социальной нормы предоставления жилого помещения, с учетом прав детей-инвалидов Закарян А.Г., «»года рождения, и Закарян А.Г., «»года рождения, на дополнительную площадь, не находя оснований для удовлетворения требования о предоставлении жилья в черте муниципального образования «город Ставрополь», как заявленного излишне.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 16 декабря 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявленные исковые требования Закарян Т.К. действующей в интересах Закарян А. Г. и Закарян А.Г. к Администрации г. Ставрополя – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Ставрополя предоставить во внеочередном порядке Закарян Т.К. на состав семьи из пяти человек : она, муж истца - Закарян Г.А., сын истца - Закарян Л.Г., «»года рождения, дочери истца - Закарян А.Г., «»года рождения, и Закарян А.Г., «»года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже социальной нормы предоставления жилого помещения, с учетом прав детей-инвалидов Закарян А.Г., «»года рождения, и Закарян А.Г., «» года рождения, на дополнительную площадь.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований – отказать.
Апелляционную жалобу – удовлетворить частично.
Председательствующий:
Судьи: