дело № 2-1118/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Шилкиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Прогресс», администрации МО «Северо-Байкальский район» об обязании выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2018-2019 гг. общего нормативного запаса топлива для котельных с. Уоян, с. Кумора с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, просил суд возложить обязательства на ООО «Прогресс» по созданию и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2018-2019 гг. общего нормативного запаса топлива для котельных с. Уоян, с. Кумора с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона; и на администрацию МО «Северо-Байкальский район» по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2018-2019 гг. общего нормативного запаса топлива для котельных с. Уоян, с. Кумора с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части, касающейся возложения обязательств на ООО «Прогресс» по созданию общего нормативного запаса топлива для котельных с. Уоян, с. Кумора с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона, и на администрацию МО «Северо-Байкальский район» по принятию мер к обеспечению общего нормативного запаса топлива для котельных с. Уоян, с. Кумора.
Определением суда принят частичный отказ истца от исковых требований, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании представитель истца Баяртуев Ч.Е. требования поддержал, просил удовлетворить иск, суду пояснил, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что ответчики не обеспечили принятия мер как к поддержанию, так и поддержание в течение отопительного сезона 2018-2019 гг. общего нормативного запаса топлива для котельных с. Уоян, с. Кумора с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона, концессионером ООО «Прогресс» в рамках подготовки к отопительному сезону и в период его прохождения допускались нарушения, связанные с необеспечением общего нормативного запаса топлива на источниках тепловой энергии - котельных с. Уоян, с. Кумора.
Представитель администрации МО «Северо-Байкальский район» Горбачева Ж.В. иск не признала, суду пояснила, что администрация МО «Северо-Байкальский район» со своей стороны выполнила обязанности по организации теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», заключив концессионное соглашение с ООО «Прогресс», еженедельно проводит совещания с теплоснабжающими организациями, ежедневно собирает сведения через ЕДДС о запасах топлива на котельных района. В настоящее время теплоснабжение осуществляется надлежащим образом, запасы топлива в необходимом количестве созданы. Исковые требования к администрации МО «Северо-Байкальский район» никакими нормами законодательства не предусмотрены, просила отказать в удовлетворении иска полностью.
Представитель ответчика ООО «Прогресс» Скубиро М.В. на судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела без ее участия, возражала против удовлетворения иска, по доводам, изложенным в отзыве.
Определением суда в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, представитель которого Шаракшанэ А.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в суд письменный отзыв о несогласии с исковыми требованиями.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах сельского поселения теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно п. 1 ч. 1, ч.1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. При этом полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.
Статьей 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
Согласно п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
Пунктом 4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, определено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации.
Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В силу пункта 12.4 Положения об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденного Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации 25 августа 2004 г., одним из основных условий для положительной оценки готовности организации к работе осенне-зимний период является наличие для котельных нормативных (плановых) запасов основного и резервного топлива.
В соответствии с пунктом 4.5.3 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» утверждение нормативов создания запасов топлива отнесено к полномочиям обозначенного министерства.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», утвержден Порядок определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 № 377, установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно п. 19 Порядка расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки.
Пунктом 20 и таблицей вышеуказанного Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 года N 377 установлено, что количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способов его доставки, объем запаса топлива при доставке автотранспортом должен быть на 7 суток, при доставке по железной дороге - 14 суточный запас.
В соответствии с п. 21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток по твердому топливу - 45 суток.
Соответственно общий нормативный запас топлива на котельных, эксплуатирующих твердое топливо, доставляемое железнодорожным транспортом, составляет 59 суток, доставляемое автотранспортом, составляет 52 суток.
Из материалов дела следует, что 22.11.2017 г. между администрацией МО «Северо-Байкальский район» и ООО «Прогресс» заключены концессионные соглашения № 21 и № 24 в отношении объектов теплоснабжения котельных с. Уоян, с. Кумора, принадлежащих на праве собственности администрацией МО «Северо-Байкальский район», для осуществления концессионером деятельности по оказанию услуг теплоснабжения потребителям, сроком на пять лет.
По результатам проведенной проверки Северобайкальской межрайонной прокуратурой установлено, что исходя из планового среднесуточного расхода топлива трех наиболее холодных месяцев на котельной с. Уоян по состоянию на 01.10.2018 г. следовало сформировать нормативный эксплуатационный запас в размере 127,8 куб.м., фактический запас топлива составлял 44 куб.м. На котельной с. Кумора по состоянию на 01.10.2018 г. следовало сформировать нормативный эксплуатационный запас 375,3 куб.м, фактический запас топлива составлял 161 куб.м.
Судом установлено, что Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия нормативы запасов топлива для ООО «Прогресс»» по котельным с. Уоян, с. Кумора не утверждены. Указанные нормативы рассчитаны и утверждены ООО «Прогресс» локальным актом - Приказом № 5 от 01.10.2018 г.
Судом установлено, что согласно Приказу ООО «Прогресс» № 5 от 01.10.2018 г. нормативный эксплуатационный запас топлива на 45 суток для котельной с. Уоян рассчитан не из планового среднесуточного расхода топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода, а утвержден в следующих размерах: на октябрь 2018 г. – 73 куб.м, ноябрь 2018 г. – 102 куб.м, декабрь 2018 г. - 125 куб.м., январь 2019 г. – 133 куб.м., февраль 2019 г. – 126 куб.м., март 2019 г. – 104 куб.м.
Суд приходит к выводу о том, что нормативный эксплуатационный запас топлива и соответственно общий нормативный запас топлива, установленные Приказом ООО «Прогресс» № 5 от 01.10.2018 г., которым руководствуется данная теплоснабжающая организация при расчете запасов топлива для котельной с. Уоян, не соответствуют требованиям федерального законодательства – п.п. 2, 21 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 № 377.
Также, принимая во внимание утвержденные Приказом ООО «Прогресс» № 5 расчетные значения общего нормативного запаса на 52 суток для котельной с. Уоян на декабрь 2018 г., январь 2019 г., февраль 2019 г. (132, 141, 133 куб.м. соответственно), суд устанавливает, что ООО «Прогресс» в течение отопительного сезона не обеспечивало поддержание данного запаса, так как согласно представленным ответчиком информациям по состоянию на начало отопительного сезона 01.10.2018 г. запас топлива составлял 44 куб.м., на 20.11.2018 г. – 125,3 куб.м, на 26.11.2018 г. – 127,5 куб.м., на 27.11.2018 г. – 126,2 куб.м., что ниже плановых значений самого предприятия, исходя из планового среднесуточного расхода топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода, и 7 суточного ННЗТ, определяемого по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода.
Судом установлено, что согласно Приказу ООО «Прогресс» № 5 от 01.10.2018 г. нормативный эксплуатационный запас топлива на 45 суток для котельной с. Кумора рассчитан не из планового среднесуточного расхода топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода, а утвержден в следующих размерах: на октябрь 2018 г. – 226 куб.м, ноябрь 2018 г. – 310 куб.м, декабрь 2018 г. - 369 куб.м., январь 2019 г. – 392 куб.м., февраль 2019 г. – 365 куб.м., март 2019 г. – 307 куб.м.
Суд приходит к выводу о том, что нормативный эксплуатационный запас топлива и соответственно общий нормативный запас топлива, установленные Приказом ООО «Прогресс» № 5 от 01.10.2018 г., которым руководствуется данная теплоснабжающая организация при расчете запасов топлива для котельной с. Кумора, также не соответствуют требованиям федерального законодательства – п.п. 2, 21 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Также, принимая во внимание утвержденные Приказом ООО «Прогресс» № 5 расчетные значения общего нормативного запаса на 52 суток для котельной с. Кумора на декабрь 2018 г., январь 2019 г., февраль 2019 г. (407, 433, 404 куб.м. соответственно), суд устанавливает, что ООО «Прогресс» в течение отопительного сезона не обеспечивало поддержание данного запаса, так как согласно представленным ответчиком информациям по состоянию на начало отопительного сезона 01.10.2018 г. запас топлива составлял 161 куб.м., на 20.11.2018 г. – 389,7 куб.м, на 26.11.2018 г. – 389,3 куб.м., на 27.11.2018 г. – 387,4 куб.м., что ниже плановых значений самого предприятия, исходя из планового среднесуточного расхода топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода, и 7 суточного ННЗТ, определяемого по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода.
При этом ООО «Прогресс» в силу п. 2 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 № 377, также несет обязанность по поддержанию общего 52 суточного норматива запасов топлива, в который, помимо нормативного эксплуатационного запаса топлива, также включается и неснижаемый нормативный запас топлива.
Представляемая ответчиком информация о запасах топлива на котельных в сутках по состоянию на начало отопительного сезона 01.10.2018 г., а также на 20.11.2018 г., на 26.11.2018 г. и на 27.11.2018 г., рассчитана в соответствии с температурой наружного воздуха, исходя из фактического расхода топлива в указанные выше дни, что не может свидетельствовать о выполнении требований федерального законодательства, предусмотренных пунктами 2, 19, 20, 21 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 № 377.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ООО «Прогресс», являясь теплоснабжающей организацией, для бесперебойной работы в отопительный период должно обеспечить общий нормативный запас топлива на котельной, эксплуатирующей твердое топливо, доставляемое автотранспортом, из расчета 52 суток.
Закрепление ч.4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения городского поселения организации теплоснабжения населения, как публичной услуги, возлагает на органы местного поселения обязанность наладить устойчивое и скоординированное функционирование субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Таким образом, задача органов местного самоуправления в данной области состоит не только в определении непосредственного исполнителя услуги и передаче ему муниципальных объектов теплоснабжения, но и в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых условий для подачи потребителям тепловой энергии надлежащего качества.
Исходя из смысла вышеприведенных норм закона, выполнение предусмотренной федеральным законодательством обязанности по принятию мер к поддержанию в течение всего отопительного сезона 2018-2019 гг. общего нормативного запаса топлива для котельных с. Уоян, с. Кумора возложено и на органы местного самоуправления. Поэтому доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения такой обязанности на администрацию МО «Северо-Байкальский район» являются не состоятельными.
Непринятие своевременных мер по поддержанию общего нормативного запаса топлива для стабильной работы котельных с. Уоян, с. Кумора в период отопительного сезона, в условиях резкого снижения температуры наружного воздуха может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что может повлечь нанесение значительного финансового и материального ущерба, создание реальной угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся и работающих в помещениях, отапливаемых котельными, следовательно, затрагиваются права и интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, не определенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 февраля 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, межрайонный прокурор правомерно обратился в суд с заявленными требованиями.
С учетом установленных обстоятельств и в силу приведенных норм, поскольку в ходе рассмотрения дела получили надлежащее подтверждение факты нарушения требований законодательства по поддержанию общего нормативного эксплуатационного запаса топлива для котельных с. Уоян и с. Кумора, суд считает исковые требования обоснованными и приходит к выводу о возложении обязанностей не только на ООО «Прогресс», но и на администрацию МО «Северо-Байкальский район», в связи с чем иск удовлетворяет в полном объеме.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание, что не поддержание общего нормативного запаса топлива на котельных может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, срыву отопительного сезона, прекращению теплоснабжения объектов социального значения, созданию реальной угрозы жизни и здоровью граждан, находящихся и работающих в помещениях, отапливаемых котельными, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Прогресс» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по поддержанию в течение всего отопительного сезона 2018-2019 гг. общего нормативного запаса топлива для котельных с. Уоян и с. Кумора с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона.
Обязать администрацию муниципального образования «Северо-Байкальский район» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к поддержанию в течение всего отопительного сезона 2018-2019 гг. общего нормативного запаса топлива для котельных с. Уоян и с. Кумора с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Мотивированное решение суда составлено 07.12.2018 года.
Судья: А.И. Болдонов