Судья Сущевская Е.А. |
№ 33-2531/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2020 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Тарасовой Р.П.,
судей Касянчук Е.С., Мишеневой М.А.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-157/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 25 июня 2020 года по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в интересах Валяевой Л. М. к обществу с ограниченной ответственности «НИЭМЕЛЯНХОВИ» о понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в интересах Валяевой Л.М. обратился в суд с иском к ООО «НИЭМЕЛЯНХОВИ» по тем основаниям, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки было установлено необеспечение управляющей организацией своего представительства в пешей доступности от многоквартирного дома по адресу: (.....), в котором расположена квартира Валяевой Л.М. Поскольку выданное истцом предписание об устранении нарушений таких требований Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила), до настоящего времени ООО «НИЭМЕЛЯНХОВИ» не исполнено, Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору просил обязать ответчика в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить предписание от 04.07.2019 №, обеспечив представительство управляющей организации в пешей доступности от многоквартирного дома по адресу: (.....).
Определением судьи от 12.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Лахденпохского муниципального района.
Решением суда иск удовлетворен. С ответчика в доход бюджета Лахденпохского муниципального района также взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
С принятым судебным постановлением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на объективную невозможность разместить офис управляющей организации в пешей доступности от многоквартирного дома по адресу: (.....), обусловленную отсутствием в границах соответствующего муниципального образования свободных нежилых помещений для таких целей.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика Валяева Л.М. и Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, указывая на несостоятельность приведенных в ней доводов, просят принятое по делу решение оставить без изменения.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили, надлежаще извещены о времени и месте слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Управляющая организация обязана принимать от собственников помещений в многоквартирном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги (ч. 11 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 27 Правил управляющая организация обязана обеспечить взаимодействие с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, в том числе посредством предоставления указанным лицам возможности личного обращения в действующий офис управляющей организации либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае заключения управляющей организацией с указанным центром договора, предусматривающего возможность обеспечения такого взаимодействия. Представительство управляющей организации должно располагаться в пределах муниципального образования, в том числе в пределах внутригородского района в городском округе с внутригородским делением либо внутригородской территории города федерального значения, на территории которого располагаются многоквартирные дома, управление которыми осуществляет такая управляющая организация, в пешей доступности от указанных многоквартирных домов. При этом для целей Правил под пешей доступностью понимается расстояние не более 3 километров, преодолеваемое пешком.
Представительство управляющей организации предназначено для приема собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, предоставления оперативных ответов на поступающие вопросы, а также оказания любой другой помощи собственнику или пользователю помещения в многоквартирном доме по возникающему у него вопросу, связанному с управлением многоквартирным домом, собственником, пользователем помещения в котором он является (п. 28).
Таким образом, организация взаимодействия с потребителями является необходимым условием надлежащего исполнения управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, поскольку обеспечивает предоставление им возможности личного обращения на прием в действующий офис управляющей организации. Для этих целей представительство управляющей организации должно располагаться в пешей доступности от многоквартирного дома.
Исходя из п. 4 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В силу пп. 2 п. 1 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 368-П, данный орган жилищного надзора осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по адресу: (.....), осуществляет ООО «НИЭМЕЛЯНХОВИ», которое согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра юридических лиц расположено по адресу: (.....).
В ходе проведенной Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору внеплановой выездной проверки по обращению Валяевой Л.М., являющейся собственником жилого помещения по адресу: (.....), установлено, что в нарушение п. 27 Правил ООО «НИЭМЕЛЯНХОВИ» не обеспечено расположение его представительства в пешей доступности от многоквартирного дома по адресу: (.....), что препятствует личному обращению граждан в управляющую организацию по вопросам управления многоквартирным домом, получению оперативной помощи.
По результатам проведенной государственным органом жилищного надзора проверки ООО «НИЭМЕЛЯНХОВИ» выдано предписание в течение 20 рабочих дней обеспечить расположение своего представительства в пешей доступности от многоквартирного дома по адресу: (.....). Между тем, до настоящего времени указанное предписание ответчиком не исполнено.
Суд первой инстанции, установив, что ООО «НИЭМЕЛЯНХОВИ» филиалов, представительств или иных структурных подразделений в районах и городах Республики Карелия за исключением (.....) не имеет, предусмотренный п. 27 Правил договор с многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг не заключал, правомерно удовлетворил заявленные Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору требования.
Доводы апелляционной жалобы, по существу направленные на переоценку доказательств, положенных в основу принятого судом решения, не могут послужить основанием к его отмене, поскольку правильных выводов суда не опровергают, не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для освобождения ответчика от обязанности обеспечить расположение своего представительства в пешей доступности от многоквартирного дома по адресу: (.....).
При установленных обстоятельствах решение суда первой инстанции судебная коллегия находит законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы ответчика отмене не подлежащим.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 25 июня 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи