Дело №а-4719/2021
27RS0№-68
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 декабря 2021 года <адрес>
Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Сурнина Е.В., помощника судьи ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «СБЕР-АЛЬЯНС» об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> и <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО «СБЕР-АЛЬЯНС» обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что на исполнении в ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> и ЕАО находится исполнительное производство в отношении должника ФИО1 №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Предмет исполнение: взыскание задолженности в размере: 528823,75 руб. ДД.ММ.ГГГГ взыскатель, посредством личного кабинета стороны исполнительного производства, направил ходатайство 1399841987 в порядке ст. 64.1 ФЗ «Об исполнительном производстве». В своем ходатайстве взыскатель просил совершить ряд исполнительных действий. Копии процессуальных решений, выносимых в рамках исполнительного производства, а равно копии документов, выносимых в рамках исполнительного производства, просил направлять в адрес взыскателя по электронной почте Tronin(a)sber-alyans.ru. В кабинет стороны исполнительного производства поступило постановление об удовлетворении ходатайства за подписью судебного пристава исполнителя ФИО5 ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> и <адрес>. Однако, должностное лицо, удовлетворив ходатайство, не направило копию процессуального решения. Взыскатель в своем ходатайстве просил совершить ряд действий, которые, при их совершении порождают процессуальные решения в форме постановлений. Таких постановлений в адрес взыскателя не поступало. Считает, что отказ ФИО5 ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> и <адрес> от направления копии процессуального решения постановления незаконным, необоснованным, нарушающими права заявителя по следующим основаниям. Согласно ст. 64.1. 03 «Об исполнительном производстве», заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями. Заявление или ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов. Должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В нарушении порядка, установленного ФЗ «Об исполнительном производстве» должностное лицо не направил копию постановления: об обращении взыскания на заработную плату должника, копию алиментного соглашения. О нарушении прав и законных интересов взыскатель узнал ДД.ММ.ГГГГ. Срок на обжалование не пропущен. На основании вышеизложенного, просит суд: обязать судебного пристава исполнителя ФИО5 ОСП по Железнодорожному райя <адрес> УФССП по <адрес> и <адрес> исполнить постановление об удовлетворении ходатайства 1399841987, направить в адрес взыскателя копию постановления: об обращении взыскания на денежные средства должника, копию алиментного соглашения. Обязать судебного пристава исполнителя ФИО5 ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> и <адрес>: осуществить проверку бухгалтерии организации, производящую удержание по исполнительное производству, на предмет правильности удержания и перечисления денежных средств.
В судебное заседание представитель административного истца, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, при подаче иска ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> ФИО5 в суд не прибыла.
Начальник отдела старший судебный пристав Отдела судебных приставов по <адрес> в <адрес> ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменные возражения и материалы исполнительного производства.
Административный ответчик УФССП России по <адрес>, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщили, их явка не была признана судом обязательной.
Заинтересованное лицо – должник ФИО1, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявлял, доказательств уважительности причин неявки не представил.
На основании ст. 150,152 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав и оценив доказательства, представленные административным истцом в обоснование исковых требований, административным ответчиком в обоснование возражений на иск, оценив доказательства, суд приходит к следующему.
Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) к задачам исполнительного производства относит правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч. 1, ч. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу ч. 1 ст. 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 данной статьи.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества; осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из статей 64, 68 Закона об исполнительном производстве следует, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, определяется им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства, в том числе, суммы взыскания.
Согласно ч. 2 ст. 64 Закона об исполнительном производстве заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Системное толкование приведенных положений закона свидетельствует о том, что для удовлетворения требований административного иска К. должно быть указано не только на нарушения закона, допущенные судебным приставом-исполнителем, но и на такие последствия, которые бы свидетельствовали о нарушении прав административного истца.
При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство 89242/19/27003-ИП на основании исполнительного листа ВС 056669897 выданного Центральным районным судом <адрес> по делу №. 2- 4643/2014 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 528823.75 рублей в отношении должника ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в пользу взыскателя ООО "Сбер-Альянс".
Постановления о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам исполнительного производства, должнику для исполнения, взыскателю для сведения. Постановление о возбуждении получено сторонами исполнительного производства посредством ЕПГУ.
В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем направлены запросы в адрес кредитных организаций, налоговый орган с целью установления расчетных счетов должника на которые возможно обратить взыскание, органы ГИБДД, Пенсионный фонд РФ.
14.05.2020г., судебным вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства находящиеся АО "АЛЬФА-БАНК", СИБИРСКИЙ ФИО2 АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК", ПАО РОСБАНК, ПАО «Промсвязьбанк».
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 67 ФЗ «Об исполнительном производстве», в отношении ФИО1, вынесено постановление об ограничении права выезда за пределы РФ. Автотранспортных средств за должником не зарегистрировано.
Судебным приставом установлено, что ФИО1, трудоустроен АО "Дальневосточная дирекция тяги - структурное подразделение тяги ФИО2 ОАО «РЖД». ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработную плату). Направленно в адрес работодателя.
Суд не усматривает незаконного бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя по непринятию мер по направлению в адрес взыскателя копий постановления: об обращении взыскания на денежные средства должника, копии алиментного соглашения, поскольку не направление копий указанных документов не направлено непосредственно на исполнение требований исполнительного документа, не является ни исполнительным действием, ни мерами принудительного исполнения, которые судебный пристав обязан совершать в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Кроме того, административным истцом не указано, каким образом разрешение вопроса о получении копий документов сможет восстановить предположительно нарушенные права.
Доводы о незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя по не направлению в адрес взыскателя указанных постановлений обоснованными быть признаны не могут.
Как следует из имеющихся в материалах исполнительного производства почтовых реестров отправлений, корреспонденция направлялась в адрес взыскателя.
В соответствии с пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 682, почтовым отправлением с уведомлением о вручении направляется только постановление о возбуждении исполнительного производства должнику. Направление иных документов с уведомлением о вручении отнесено к усмотрению уполномоченных должностных лиц службы судебных приставов, то есть не является обязательным.
Учитывая, что ни Федеральным законом "Об исполнительном производстве", ни Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов на судебных приставов не возложена обязанность по направлению данных постановлений способами, позволяющими установить дату получения документа, в связи с чем представленные доказательства свидетельствуют об исполнении судебным приставом-исполнителем обязанности по направлению в адрес должника копий постановлений в соответствии с требованиями Федерального закона "Об исполнительном производстве". Само по себе неполучение административным истцом постановления по почте не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя по его не направлению в адрес должника.
В соответствии с п. 1 ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве" федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных). Право стороны знакомиться с материалами исполнительного производства установлено ч. 1 ст. 50 указанного закона. В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Таким образом, действуя разумно и добросовестно административный истец, являясь стороной исполнительного производства, может реализовать свое право на получение информации о ходе исполнительного производства.
Оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя ФИО5 ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> и <адрес>: осуществить проверку бухгалтерии организации, производящую удержание по исполнительное производству, на предмет правильности удержания и перечисления денежных средств, суд не усматривает. В силу положений ст. ст. 64, 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет перечень, характер и объем необходимых подлежащих применению исполнительных действий с учетом принципов целесообразности и достаточности, а также уважения чести и достоинства гражданина. Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата не свидетельствует о бездействии должностного лица. Суд признает, что по исполнительному производству судебным приставом-исполнителем принят комплекс мер, направленный на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок. В настоящее время исполнительное производство не окончено, находится на исполнении, судебным приставом-исполнителем применяется комплекс мер принудительного характера направленных на исполнение решения суда.
В соответствии с установленными по делу обстоятельствами и на основании вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 227 КАС РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ООО «СБЕР-АЛЬЯНС» об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> и <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд, через Железнодорожный районный суд <адрес>, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В. Сурнин