УИД 23RS0052-01-2022-001922-22
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 сентября 2022 года город Тихорецк
Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Борисовой Р.Н.,
секретаря судебного заседания Кириченко Ю.В.,
с участием истца Березиной С.В. и её представителя – адвоката Джанибекова Р.Ю., действующего по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя ответчика – Левенец Р.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-юр,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березиной С.В. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения о назначении досрочной пенсии, возложении обязанности назначить досрочно пенсию с даты наступления права, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Представитель Березиной С.В. – адвокат Червонных В.С. обратился в суд с иском о признании незаконным решения о назначении досрочной пенсии, возложении обязанности назначить досрочно пенсию с даты наступления права, взыскании компенсации морального вреда.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика на государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю. В обоснование заявленных требований истцом указано, что Березиной С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в адрес государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район (межрайонное). Страховая пенсия по старости ей установлена с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты обращения с заявлением о назначении пенсии.
При назначении пенсии не было учтено, что в соответствии с медико-социальным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, дочь истца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была признана ребенком-инвалидом и являлась получателем социальной пенсии по инвалидности. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет; женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В связи с неверным пониманием указанной статьи закона, истец полагала, что право на досрочную страховую пенсию имеет один из родителей инвалидов с детства, у которых дети признаны инвалидами с рождения. По указанной причине Березина С.В. не обращалась с заявлением о назначении пенсии в территориальный орган пенсионного обеспечения. После прекращения выплаты пенсии дочери, в связи с её смертью, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, специалисты Пенсионного фонда не разъяснили истцу право на досрочное назначение пенсии, как матери инвалида с детства. ДД.ММ.ГГГГ Березина С.В. была приглашена в УПФР в муниципальном образовании Тихорецкий район (межрайонное) для проведения заблаговременной работы. ДД.ММ.ГГГГ на приеме ей были даны разъяснения, о том, что она имеет право на назначение досрочно страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ по достижению возраста 50 лет, но в соответствии со статьей 22 указанного Закона, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. ДД.ММ.ГГГГ Березина С.В. подала заявление о назначении страховой пенсии по старости как мать инвалида с детства, предоставила необходимые документы. С указанной даты ей назначена досрочная страховая пенсия по старости, на которую она имела право с ДД.ММ.ГГГГ. На приеме ДД.ММ.ГГГГ специалисты Пенсионного фонда никаких разъяснений истцу не давали.
При подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками Пенсионного фонда было настоятельно рекомендовано написать заявление о назначении пенсии с момента обращения и по имеющимся документам без учета заработной платы, о том, что ранее она не обращалась за досрочной пенсией по семейным обстоятельствам. Истец просила в судебном порядке признать решение о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика назначить пенсию с даты наступления возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
В судебном заседании истец Березина С.В. и её представитель – адвокат Джанибеков Р.Ю. заявленные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске, ходатайствовали о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с исковыми требованиями.
Представитель ответчика – Левенец Р.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, просил отказать в связи с пропуском срока исковой давности. Также он пояснил, что момент назначения досрочной страховой пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно, с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на её получение. У Березиной С.В. право на получение пенсии возникло досрочно, как у матери ребенка-инвалида, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона №400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, действующим законодательством предусмотрено, что пенсия подлежит назначению не с даты возникновения права, а со дня обращения за её назначением. Указанная пенсия была назначена истцу с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Он также отметил, что пенсионный орган не вводил истца в заблуждение относительно даты возникновения права на получении досрочной пенсии. До 2019г. от истца не поступало каких -либо обращений по вопросу разъяснения порядка назначения пенсии. Также просил учесть, что выплата пенсии по инвалидности дочери истица была прекращена в связи с наступившей смертью ДД.ММ.ГГГГ, то есть до того момента, когда Пенсионному фонду были переданы полномочия по выплате государственных пенсий в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обозрев материалы представленного пенсионного дела, суд приходит к следующему выводу.
Разрешая заявление представителя ответчика о пропуске срока исковой давности и отказе в иске по данному основанию, а также ходатайство истца о его восстановлении, суд учитывает, что нормами пенсионного законодательства сроки обращения в суд с требованиями об оспаривании решений пенсионного органа не установлены. При этом в соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что положения о сроках исковой давности, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, в данном случае не применимы.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Основания и порядок назначения пенсии, реализация права на получение пенсии, определены Федеральным законом №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федеральный закон №400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).
В соответствии со статьей 36 Федерального закона №400-ФЗ, он вступил в силу с 1 января 2015 года.
Аналогичные положения были предусмотрены для назначения трудовая пенсия по старости на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что Березиной С.В. являлась матерью ребенка-инвалида – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия как ребенку-инвалиду. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла.
У Березиной С.В., являвшейся матерью ребенка-инвалида, досрочно возникло право на получение пенсии по старости на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», после достижения возраста 50 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное, в том числе и по Новопокровскому району) Березиной С.В. с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона №400-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 №2920-О, от 24.04.2018 №948-О).
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Исходя содержания из части 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Аналогичные нормы были предусмотрены ранее действовавшей до 01.01.2015 статьей 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, основанием для назначения пенсии является не только достижение возраста, установленного в законе, но и факт обращения за пенсией, то есть подача заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Березиной С.В., поскольку по смыслу указанных выше правовых норм пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии с предоставлением необходимых документов. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ. Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору.
При этом суд считает заслуживающим внимания довод представителя ответчика о том, что Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2000 №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в целях совершенствования управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709).
Указ Президента Российской Федерации от 27.09.2000 №1709 начал действие с 30.09.2000.
Истцом не представлено сведений о том, ею ранее, до ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись в отдел УПФР в Новопокровском районе, либо межрайнное УПРФ в Тихорецком районе, сведения о наличии ребенка-инвалида, а также были обращения с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, либо до 01.01.2015 - на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Доказательств наличия препятствий в подаче письменного заявления с приложением необходимых документов к ответчику и доказательств в отказе принятия заявления истца с документами, подтверждающими право на досрочную пенсию как родителю ребенка-инвалида, истцом не представлено.
В судебном заседании обозревалось пенсионное дело Березиной С.В., в котором имеется её собственноручное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, где истец указала, что обратилась не вовремя за назначением пенсии, в связи с семейными обстоятельствами, просила назначить ей страховую пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, без учета сведений по заработной плате. Также имеется письменное уведомление истца от ДД.ММ.ГГГГ, где ей было под роспись разъяснено, что при предоставлении справки о заработке, она будет иметь право на перерасчет пенсии с 1 числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Также судом обозревалось дело по выплате социальной пенсии Березиной С.В. на ребенка-инвалида Новопокровского рай (гор)ОСЗН.
В указанных материалах отсутствуют сведения о том, что Березина С.В. обращалась с письменными заявлениями по вопросу разъяснения ей момента возникновения права на получение трудовой (страховой) пенсии.
Согласно части 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Таким образом, нарушений пенсионных прав истца пенсионным органом не допущено, основания для признания незаконным оспариваемого истцом решения пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют, в связи с чем, заявленные в иске требования удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования, производное требование о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Березиной С.В. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения о назначении досрочной пенсии, возложении обязанности назначить досрочно пенсию с даты наступления права, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Тихорецкого
городского суда подпись Р.Н. Борисова