Дело № 5-174/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении протокола об административном правонарушении
г. Хабаровск «10» февраля 2021 г.
Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Акимцов О.Ю. при подготовке к рассмотрению материала об административном правонарушении в отношении Костюченко А.О. по ст. 6.1.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В производство судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края Акимцова О.Ю. поступили материалы об административном правонарушении в отношении Костюченко А.О. по ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы об административном правонарушении, суд считает необходимым возвратить протокол об административном правонарушении в орган, его составивший по следующим основаниям.
Согласно п. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013года №40) в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В обоснование совершения Костюченко А.О. административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ является причинение несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения насильственных действий.
На основании части 1 статьи 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.
Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц (часть 4 статьи 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего к участию в деле об административном правонарушении в качестве такового привлечён не был, что является нарушением прав несовершеннолетнего лица.
Отсутствие процессуального документа о привлечении к участию в деле законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего ФИО1, - ФИО2, является существенным недостатком административного материала.
Согласно ст. 6.1.1 КоАП РФ, нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
Таким образом, для квалификации действий привлекаемого к административной ответственности лица по ст. 6.1.1 КоАП РФ, необходимо определить степень тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего по административному делу и, что совершенное действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется судебно-медицинской экспертизой, которая проводится в порядке, установленном Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденными Постановлением правительства РФ № 522 от 17.08.2007 года «Об утверждении степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». Эксперт предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение по ст. 307 УК РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении Костюченко А.О. содержит заключение эксперта КГБУЗ «Бюро СМЭ» № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на то, что отсутствие описания морфологических признаков повреждения «ушиб мягких тканей» затылочной области не даёт оснований для его квалификации и ответов на поставленные вопросы.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, в том числе причиненного здоровью.
В данном случае отсутствие надлежащего заключения судебно-медицинского эксперта, лишает суд возможности сделать вывод о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ.
Степень тяжести вреда устанавливается в соответствии с Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 года N 522. Согласно указанным Правилам степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется врачом - судебно-медицинским экспертом медицинского учреждения.
Таким образом, квалификация деяния зависит от заключения медицинского эксперта о степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 года N 194н утверждены Медицинские критерии, определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.
Пунктом 27 Медицинских критериев предусмотрено, что степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, не определяется, если: в процессе медицинского обследования живого лица, изучения материалов дела и медицинских документов сущность вреда здоровью определить не представляется возможным; на момент медицинского обследования живого лица не ясен исход вреда здоровью, не опасного для жизни человека; живое лицо, в отношении которого назначена судебно-медицинская экспертиза, не явилось и не может быть доставлено на судебно-медицинскую экспертизу либо живое лицо отказывается от медицинского обследования; медицинские документы отсутствуют либо в них не содержится достаточных сведений, в том числе результатов инструментальных и лабораторных методов исследований, без которых не представляется возможным судить о характере и степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека.
Поверхностные повреждения, в том числе: ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 года N 346н утвержден Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 66, 67 названного Порядка эксперт, принявший к производству порученную руководителем ГСЭУ экспертизу, производит ее путем медицинского обследования лица, в отношении которого назначена экспертиза.
В случае, когда отсутствует возможность обследовать лицо, в отношении которого назначена экспертиза, ее проводят по материалам дела и оригиналам медицинских документов, предоставленным в распоряжение эксперта органом или лицом, назначившим экспертизу.
В случаях невозможности исследовать оригиналы медицинских документов по письменному разрешению органа или лица, назначившего экспертизу, допускается исследование их заверенных копий.
Представленные на экспертизу медицинские документы должны содержать исчерпывающие данные об объеме причиненных повреждений и течении патологического процесса, а также иные сведения, имеющие значение для проведения экспертизы.
Из изложенного следует, что в случае отсутствия возможности обследовать лицо, в отношении которого назначена экспертиза, проведение судебно-медицинской экспертизы допускается по материалам дела и оригиналам медицинских документов.
Указанные выше нарушения не могут быть восполнены судом при рассмотрении дела.
В соответствие с п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ в случае неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, судья возвращает протокол об административном правонарушении должностному лицу, которое его составило.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 28.2 ч.2, 29.4 ч.1 п.4 КоАП РФ, суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении в отношении Костюченко А.О. по ст. 6.1.1 КоАП РФ, - должностному лицу ОМВД России по Хабаровскому району, для устранения неполноты представленных материалов.
Настоящее определение обжалованию не подлежит.
Судья (подпись)О.Ю. Акимцов
Копия верна: ____________________________________Судья О.Ю. Акимцов