РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2015 года г. Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Пираевой Е.А.
при секретаре Бекбулатовой Д.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, действующего за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к Администрации г. Астрахани о признании права собственности в порядке приватизации,
установил:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением о признании права собственности за ними на <адрес>, расположенную по <адрес>, мотивируя свои требования тем, что истцы постоянно проживают и состоят на регистрационном учете в спорном жилом помещении, ранее в приватизации жилья не участвовали. Однако при обращении в жилищное управление Администрации г.Астрахани им было отказано в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации, поскольку необходимо предоставить разрешение на не включение в договор передачи несовершеннолетних ФИО11 и ФИО12, ранее зарегистрированных в спорном жилом помещении, либо сведения о признании указанных лиц утратившими право пользования жилым помещением. Истцы с данным отказом не согласны, поскольку несовершеннолетние дети вместе со своими родителями были сняты с регистрационного учета в связи с переездом на другое постоянное место жительство, где за ними было зарегистрировано право собственности на ком. № <адрес>.
Истцы просят признать за ними право общей долевой собственности по <данные изъяты> доли за каждым на жилое помещение – <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Администрация г. Астрахани о дне, времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, имеется отзыв на исковое заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третьи лица ФИО9, ФИО10, действующие в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО12 в судебное заседание не явились, поступила телеграмма с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия (статья 18; статья 35, статья 40, части 1 и 2), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (статья 40, часть 3).
Условия для реализации права на жилище определяются в жилищном законодательстве, которое согласно статье 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и к которому относятся Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними акты федерального уровня, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Ограничения по приватизации жилья, предоставленного гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, отменены, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 № 6-П и Федеральным законом РФ от 11.06.2008 № 84-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Судом установлено, что (дата обезличена) ФИО1 был выдан ордер на право занятия жилой площади – квартиры № по <адрес> на семью из 7 человек: жена ФИО2, дочь ФИО13, сын ФИО12, сын ФИО9, сын ФИО3, сын ФИО4, что подтверждается соответствующим ордером на жилое помещение № 148.
Статья 17 Жилищного кодекса РСФСР (действующая на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривала, что управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Порядок предоставления жилых помещений в домах ведомственного жилищного фонда был определен в статьей 43 ЖК РСФСР, в соответствии с которой жилые помещения предоставлялись гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В соответствии со статьей 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
Характер возникших правоотношений по поводу пользования жилым помещением свидетельствует о том, что спорная квартира предоставлялась истцам в порядке, предусмотренном действовавшим жилищным законодательством, как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий на основании ордера.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР, действующей на момент выдачи ордера, единственным основанием для вселения в представленное жилое помещение является ордер, выданный гражданину на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилого фонда исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
В силу ст. 10 ЖК РСФСР жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
Из содержания указанных норм материального права следует, что жилые помещения в ведомственном жилищном фонде предоставлялись работникам данных организаций, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, на условиях бессрочного (социального) найма.
(дата обезличена). с ФИО1 и администрацией <адрес> был заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого ФИО1, в том числе на состав его семьи: жена ФИО2, сын ФИО3, сын ФИО4, дочь ФИО6, внук ФИО8, внук ФИО7, внучка ФИО5 было предоставлено жилое помещение в бессрочное пользование - <адрес>, расположенная по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Квартира № по адресу: <адрес> является собственностью МО «Город Астрахань» и значится в реестре муниципального имущества г. Астрахани.
На спорное жилое помещение выдан кадастровый паспорт, согласно которого жилое помещение – квартира № расположена по адресу: <адрес>, общая площадь <данные изъяты> кв.м.
На день рассмотрения дела по существу, в <адрес> зарегистрированы и проживают: ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4 с (дата обезличена) г., ФИО6, ФИО7 с (дата обезличена)., ФИО8 с (дата обезличена)., ФИО5 с (дата обезличена)., что подтверждается соответствующими данными.
Как следует из справок № от (дата обезличена). выданные ФГУП «Ростехинвентаризация» ФИО5, ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО6, ФИО2, ФИО8, ФИО7 в приватизации не участвовали.
Вышеуказанные документы свидетельствуют о том, что истцы вселены и проживают в спорном жилом помещении на законных основаниях.
С учетом того, что истцы являются гражданами РФ, ранее не участвовали в приватизации жилья, что не было оспорено стороной ответчика, проживают в квартире на условиях социального найма, не нарушают права и охраняемые действующим законодательством интересы других лиц, обратное в судебном заседании установлено не было, суд приходит к выводу о том, что истцы вправе получить в собственность в порядке приватизации занимаемую спорную квартиру.
Истцы обращались в адрес жилищного управления Администрации г.Астрахани по вопросу приватизации спорной квартиры, однако было отказано в передачи жилого помещения, поскольку необходимо предоставить разрешение на не включение в договор передачи несовершеннолетних ФИО11 и ФИО12, ранее зарегистрированных в спорном жилом помещении, либо сведения о признании указанных лиц утратившими право пользования жилым помещением.
С данным отказом суд не может согласиться по следующим основаниям.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ, ч. 3 ст. 65 СК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
ФИО3 в период с (дата обезличена). по (дата обезличена). состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, ФИО12 состоял на регистрационном учете по данному адресу в период с (дата обезличена). (дата обезличена). Несовершеннолетние были сняты с регистрационного учета в связи с переездом их родителей на постоянное место жительство в <адрес>.
На основании договора купли – продажи от (дата обезличена). несовершеннолетние ФИО3, ФИО12 совместно со своими родителями ФИО10, ФИО9 являются собственниками по <данные изъяты> доли каждый квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, где постоянно и проживают. Вопрос о месте проживания несовершеннолетних ФИО2 был разрешен родителями в соответствии с требованиями законодательства.
Доказательства наличия каких-либо соглашений между родителями несовершеннолетних ФИО2 и истцами о сохранении права на проживание в спорной квартире после их выезда из данного жилого помещения и снятия с регистрационного учета отсутствуют.
Таким образом, на момент заключения договора социального найма несовершеннолетние ФИО2 не вселялись в спорную квартиру, не обладают правом пользования этим помещением в момент передачи в собственность, а значит не подлежат включению в число участников приватизации в соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 право общей долевой собственности по 1/8 доли за каждым на жилое помещение – <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд г. Астрахани с момента вынесения решения.
Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате.
Судья: Е.А. Пираева