Решение по делу № 33а-1723/2021 от 17.05.2021

дело №2а-812/2021 (№33а-1723) судья Бездетнова А.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 июня 2021 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе:

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Голомидовой И.В., Юрковой Т.А.

при секретаре Звонове А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Советского районного суда г. Тулы от 8 апреля 2021 года по делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к министерству образования Тульской области министру образования Тульской области о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

установила:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд административным исковым заявлением к министерству образования Тульской области о признании незаконным решения, выразившегося в препятствовании реализации права на осуществление благотворительной деятельности.

В обоснование требований, административный истец указал на то, что 30 ноября 2020 года им адрес министерства образования Тульской области было направлено предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности с запросом о предоставлении порядка взаимодействия.

Ссылаясь на отказ министерства образования Тульской области во взаимодействии и нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи просил признать незаконным решение министерства образования Тульской области и министра образования от 21 декабря 2020 года, выразившееся в препятствии реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.

Представитель административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика министерства образования Тульской области по доверенности Клокова А.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 8 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушениями норм процессуального права.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства представителя административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» и представителя административного ответчика министерства образования Тульской области, явка которого судебной коллегией не признана обязательной.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая во внимание дату поступления в суд административного иска (15 марта 2021 года) и оспариваемого ответа министерства образования Тульской области (21 декабря 2020 года), судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что установленный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом соблюден.

Как следует из материалов дела, 30 ноября 2020 года организатор добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» Королев Ю.В. направил в адрес министерства образования Тульской области сообщение, поименованное как Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета.

В указанном сообщении приведены выдержки из Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета, утвержденного Президентом РФ 16 января 2019 года за №Пр-38ГС, дана оценка указанному документу, приведены положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», выдержки из Послания Президента РФ Федеральному собранию от 20 февраля 2019 года, а также из Указа Президента РФ №352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации», перечислены права организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организаций, приведено толкование понятия «самоопределения».

Также, в данном сообщении указаны данные Королева Ю.В., приведено указание на вебинар, предполагаемый к осуществлению, на котором размещена Программа семинара, указано на предполагаемое количество участников 100 человек, в качестве требования к оборудованию и программному обеспечению указан выход в интернет, сообщено, что дата, время и количество участников мероприятия определяются на основании заключаемого Соглашения в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2018 года №1425.

Кроме того, данное сообщение содержит сведения о благотворительной организации, истории и сферах ее деятельности.

Из обращения также усматривается, что к нему приложена доверенность.

Обращение подано в электронном виде и подписано электронной подписью Королева Ю.В.

21 декабря 2020 года министерством образования Тульской области в адрес административного истца направлен ответ №16-10/13082, в котором даны разъяснения по существу направленного предложения, в частности было разъяснено, что министерством образования Тульской области с 2017 года ведется системная работа по повышению финансовой грамотности обучающихся организаций.

Также министерством разработан и успешно реализуется план мероприятий («дорожная карта») по повышению финансовой грамотности населения Тульской области на 2020-2023 годы, утвержденный заместителем председателя Правительства Тульской области от 31 марта 2020 года.

Министерство образования Тульской области при принятии решения о целесообразности участия педагогических работников в тех или иных мероприятиях руководствуется письмом Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора от 27 марта 2020 года №ВБ-711/14, согласно которому органам исполнительной власти в сфере образования рекомендовано снизить нагрузку на педагогических работников образовательных организаций в условиях осуществления образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в целях профилактики распространения и предупреждения заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в том числе путем уменьшения количества мероприятий, не связанных с выполнением должностных обязанностей. Перечень мероприятий, в которых участвуют педагогические работники необходимо ограничить только мероприятиями, организаторами которых выступают органы государственной власти или органы местного самоуправления. Целесообразность участия педагогических работников в иных мероприятиях, в том числе в инициативном порядке, подлежит согласованию в Минпросвещения России и Рособрнадзором.

Целесообразность участия педагогических работников в иных мероприятиях, в том числе в инициативном порядке, подлежит согласованию с Минпросвещения России и Рособрнадзором.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законных прав и интересов административного истца оспариваемым решением. Данный вывод сделан судом исходя из анализа содержания обращения административного истца и принятого по результатам его рассмотрения решения от 30 ноября 2020 года.

Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так как они соответствуют материалам дела.

Доводы административного истца о том, что помимо интересов организации защите подлежат права и законные интересы неопределенного круга лиц, являются несостоятельными.

Из содержания положений п. 1.1 Устава, утвержденного общим собранием участников Самарского регионального молодежного общественного движения «Ассоциация МЭКОМ-клубов» (протокол от 11.11.2018 № 8), данное региональное молодежное общественное движение является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Согласно п. 3.1 Устава для достижения уставных целей общественное движение имеет право в установленном порядке обращаться за защитной общих прав, свобод и законных интересов своих участников в предусмотренном федеральными законами порядке в соответствующие суды Российской Федерации, в том числе с исками в защиту прав и законных интересов других лиц и в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц.

По смыслу ч. 2, ч. 3 и ч. 5 ст. 40 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, положения Федеральных законов от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 28 июня 1995 года №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» права на обращение в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц не предоставляют.

Ссылки на положения Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 №1425 свидетельствуют о неправильном применении административным истцом норм материального права.

Основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

В силу положений ст. 17.2 данного Федерального закона организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право: получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 года №1425 утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее также – Общие требования).

Согласно п. 2 Общих требований организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее – предложение), которое содержит следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;

в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;

г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии);

д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);

е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании п. 3 Общих требований, орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 года №1425 утвержден Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

К таким видам относятся:

1. Содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь.

2. Содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

3. Содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 года №1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг, в числе которых (п. 4 Перечня) социально-педагогические услуги во всех формах социального обслуживания: а) обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами; б) организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности; в) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование; г) формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга); д) организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).

Исходя из Перечня видов деятельности, в отношении которых утверждается порядок взаимодействия (приложение 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 №1425), указанный обращении вид деятельности к таковым не относится.

Поступившее в адрес административного ответчика обращение, поименованное как Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, по содержанию не соответствует в полном объеме требованиям п. 2 Общих требований, поскольку отсутствуют сведения о видах работ (услуг) с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров) и т.д.

При этом, непосредственно предложения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности сообщение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» не содержит.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Из положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что указанные нормы применяются и при рассмотрении уполномоченными органами объединений граждан, в том числе юридических лиц.

Таким образом, обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» правильно рассмотрено в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а указание судом первой инстанции на регулирование вопросов порядка и сроков рассмотрения органами государственной власти обращений граждан положениями данного Федерального закона является верным.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил предмет спора, проверил доводы административного истца в полном объеме, нарушений требований ст. 178 КАС РФ судом не допущено.

По существу, оспариваемый ответ представляет собой разъяснение о деятельности министерства образования Тульской области, направленной на повышение финансовой грамотности населения, особенностях деятельности работников образовательных организаций в связи с новой коронавирусной инфекцией, а также о взаимодействии по образовательным вопросам с Минпросвещения России и Рособрнадзором.

Министерством образования Тульской области своевременно подготовлен и направлен на электронный адрес, указанный заявителем в обращении, ответ на обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».

Из административного искового заявления следует, что оспариваемое сообщение воспринято административным истцом как отказ в принятии предложения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.

Применительно к настоящему спору следует отметить, что положения Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и Общих требований к порядку взаимодействия не возлагают на Министерство безусловной обязанности удовлетворить обращение Общественного движения.

Подпунктом «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия, в том числе, они вправе самостоятельно определять порядок и способы реализации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации социально-ориентированных программ.

Постановлением правительства Тульской области от 29 января 2013 года №16 утверждено Положение о министерстве образования Тульской области, согласно которому Министерство образования Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в сфере образования, осуществляющим полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, нормативными правовыми актами Губернатора и правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Согласно п. 2 Положения о министерстве образования Тульской области, в своей деятельности министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Тульской области, указами и распоряжениями Губернатора Тульской области, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, а также настоящим Положением, в пределах своих полномочий организует их исполнение, обобщает практику применения законов Тульской области в сфере образования, разрабатывает предложения по их совершенствованию и вносит их на рассмотрение в правительство Тульской области.

Судом верно указано на то, что министерство образования Тульской области вправе самостоятельно определять круг лиц, привлекаемых для рассмотрения вопросов, отнесенных к его компетенции, в том числе в области организации мероприятий по повышению финансовой грамотности учащихся.

С учетом изложенного, оспариваемый ответ министерства образования Тульской области нельзя расценивать как препятствие реализации права благотворительной организации на осуществление благотворительной и добровольческой деятельности, как об этом указано в административном иске.

Исходя из положений ст.ст. 218, 226-227 КАС РФ основанием для удовлетворения административных исковых требований о признании решения, действия (бездействия) уполномоченного органа (должностного лица) незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

При рассмотрении настоящего административного дела совокупность указанных условий судом правомерно не установлена.

Доказательств и сведений, подлежащих проверке в установленном законом порядке в рамках рассмотрения настоящего административного дела и свидетельствующих об обратном, в нарушение ч. 1 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о несвоевременном направлении в адрес административного истца возражений на административное исковое заявление не соответствуют фактическим обстоятельствам. Из материалов дела следует, что административным ответчиком поданы пояснения в отношении оспариваемого ответа, которые по существу повторяют его содержание.

При этом, административный истец не был лишен права на ознакомление с материалами дела и заявить соответствующие доводы в отношении представленных пояснений в суде апелляционной инстанции, в то время как из содержания апелляционной жалобы следует, что каких-либо доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, административным истцом не заявлено.

Вопреки доводам жалобы, судом правильно в соответствии со ст. 63 КАС РФ определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также в соответствии со ст.ст. 59-60 данного Кодекса относимые к разрешению постановленного вопроса доказательства.

При таких обстоятельствах, отсутствие процессуального решения в отношении заявленного ходатайства об истребовании доказательств не повлекло к нарушению процессуальных прав административного истца и принятию судом неправильного решения (ч. 4, ч. 5 ст. 310 КАС РФ).

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, основаны на неправильном понимании норм материального и процессуального права, не содержат имеющих существенное значение для административного дела фактов, не проверенных судом.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Тулы от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-1723/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности"
Ответчики
Министр образования Тульской области
Министерство образования Тульской области
Другие
Королев Ю.В.
Суд
Тульский областной суд
Судья
Епихина Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
18.05.2021Передача дела судье
08.06.2021Судебное заседание
02.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2021Передано в экспедицию
08.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее