дело №2а-812/2021 (№33а-1723) судья Бездетнова А.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 июня 2021 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе:
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Голомидовой И.В., Юрковой Т.А.
при секретаре Звонове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Советского районного суда г. Тулы от 8 апреля 2021 года по делу по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к министерству образования Тульской области министру образования Тульской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд административным исковым заявлением к министерству образования Тульской области о признании незаконным решения, выразившегося в препятствовании реализации права на осуществление благотворительной деятельности.
В обоснование требований, административный истец указал на то, что 30 ноября 2020 года им адрес министерства образования Тульской области было направлено предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности с запросом о предоставлении порядка взаимодействия.
Ссылаясь на отказ министерства образования Тульской области во взаимодействии и нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи просил признать незаконным решение министерства образования Тульской области и министра образования от 21 декабря 2020 года, выразившееся в препятствии реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.
Представитель административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика министерства образования Тульской области по доверенности Клокова А.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Решением Советского районного суда г. Тулы от 8 апреля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушениями норм процессуального права.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства представителя административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» и представителя административного ответчика министерства образования Тульской области, явка которого судебной коллегией не признана обязательной.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая во внимание дату поступления в суд административного иска (15 марта 2021 года) и оспариваемого ответа министерства образования Тульской области (21 декабря 2020 года), судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что установленный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением административным истцом соблюден.
Как следует из материалов дела, 30 ноября 2020 года организатор добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» Королев Ю.В. направил в адрес министерства образования Тульской области сообщение, поименованное как Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета.
В указанном сообщении приведены выдержки из Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета, утвержденного Президентом РФ 16 января 2019 года за №Пр-38ГС, дана оценка указанному документу, приведены положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», выдержки из Послания Президента РФ Федеральному собранию от 20 февраля 2019 года, а также из Указа Президента РФ №352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации», перечислены права организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организаций, приведено толкование понятия «самоопределения».
Также, в данном сообщении указаны данные Королева Ю.В., приведено указание на вебинар, предполагаемый к осуществлению, на котором размещена Программа семинара, указано на предполагаемое количество участников 100 человек, в качестве требования к оборудованию и программному обеспечению указан выход в интернет, сообщено, что дата, время и количество участников мероприятия определяются на основании заключаемого Соглашения в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2018 года №1425.
Кроме того, данное сообщение содержит сведения о благотворительной организации, истории и сферах ее деятельности.
Из обращения также усматривается, что к нему приложена доверенность.
Обращение подано в электронном виде и подписано электронной подписью Королева Ю.В.
21 декабря 2020 года министерством образования Тульской области в адрес административного истца направлен ответ №16-10/13082, в котором даны разъяснения по существу направленного предложения, в частности было разъяснено, что министерством образования Тульской области с 2017 года ведется системная работа по повышению финансовой грамотности обучающихся организаций.
Также министерством разработан и успешно реализуется план мероприятий («дорожная карта») по повышению финансовой грамотности населения Тульской области на 2020-2023 годы, утвержденный заместителем председателя Правительства Тульской области от 31 марта 2020 года.
Министерство образования Тульской области при принятии решения о целесообразности участия педагогических работников в тех или иных мероприятиях руководствуется письмом Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора от 27 марта 2020 года №ВБ-711/14, согласно которому органам исполнительной власти в сфере образования рекомендовано снизить нагрузку на педагогических работников образовательных организаций в условиях осуществления образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в целях профилактики распространения и предупреждения заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), в том числе путем уменьшения количества мероприятий, не связанных с выполнением должностных обязанностей. Перечень мероприятий, в которых участвуют педагогические работники необходимо ограничить только мероприятиями, организаторами которых выступают органы государственной власти или органы местного самоуправления. Целесообразность участия педагогических работников в иных мероприятиях, в том числе в инициативном порядке, подлежит согласованию в Минпросвещения России и Рособрнадзором.
Целесообразность участия педагогических работников в иных мероприятиях, в том числе в инициативном порядке, подлежит согласованию с Минпросвещения России и Рособрнадзором.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законных прав и интересов административного истца оспариваемым решением. Данный вывод сделан судом исходя из анализа содержания обращения административного истца и принятого по результатам его рассмотрения решения от 30 ноября 2020 года.
Оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, так как они соответствуют материалам дела.
Доводы административного истца о том, что помимо интересов организации защите подлежат права и законные интересы неопределенного круга лиц, являются несостоятельными.
Из содержания положений п. 1.1 Устава, утвержденного общим собранием участников Самарского регионального молодежного общественного движения «Ассоциация МЭКОМ-клубов» (протокол от 11.11.2018 № 8), данное региональное молодежное общественное движение является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.
Согласно п. 3.1 Устава для достижения уставных целей общественное движение имеет право в установленном порядке обращаться за защитной общих прав, свобод и законных интересов своих участников в предусмотренном федеральными законами порядке в соответствующие суды Российской Федерации, в том числе с исками в защиту прав и законных интересов других лиц и в защиту публичных интересов неопределенного круга лиц.
По смыслу ч. 2, ч. 3 и ч. 5 ст. 40 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, положения Федеральных законов от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 28 июня 1995 года №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» права на обращение в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц не предоставляют.
Ссылки на положения Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 №1425 свидетельствуют о неправильном применении административным истцом норм материального права.
Основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
В силу положений ст. 17.2 данного Федерального закона организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право: получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 года №1425 утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями (далее также – Общие требования).
Согласно п. 2 Общих требований организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее – предложение), которое содержит следующую информацию:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), если организатором добровольческой деятельности является физическое лицо;
б) фамилия, имя, отчество (при наличии) и контакты руководителя организации или ее представителя (телефон, электронная почта, адрес), если организатором добровольческой деятельности является юридическое лицо;
в) государственный регистрационный номер, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц;
г) сведения об адресе официального сайта или официальной страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии);
д) идентификационный номер, содержащийся в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) (при наличии);
е) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг), осуществляемых добровольцами в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров), наличия опыта соответствующей деятельности организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п. 3 Общих требований, орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.
Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 года №1425 утвержден Перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов российской федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.
К таким видам относятся:
1. Содействие в оказании медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь.
2. Содействие в оказании социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
3. Содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Содействие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2014 года №1236 утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг, в числе которых (п. 4 Перечня) социально-педагогические услуги во всех формах социального обслуживания: а) обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами; б) организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности; в) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование; г) формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга); д) организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).
Исходя из Перечня видов деятельности, в отношении которых утверждается порядок взаимодействия (приложение 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 №1425), указанный обращении вид деятельности к таковым не относится.
Поступившее в адрес административного ответчика обращение, поименованное как Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности, по содержанию не соответствует в полном объеме требованиям п. 2 Общих требований, поскольку отсутствуют сведения о видах работ (услуг) с описанием условий их оказания, в том числе возможных сроков и объемов работ (оказания услуг), уровня подготовки, компетенции, уровня образования и профессиональных навыков добровольцев (волонтеров) и т.д.
При этом, непосредственно предложения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности сообщение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» не содержит.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).
Из положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» следует, что указанные нормы применяются и при рассмотрении уполномоченными органами объединений граждан, в том числе юридических лиц.
Таким образом, обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» правильно рассмотрено в соответствии с положениями Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а указание судом первой инстанции на регулирование вопросов порядка и сроков рассмотрения органами государственной власти обращений граждан положениями данного Федерального закона является верным.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил предмет спора, проверил доводы административного истца в полном объеме, нарушений требований ст. 178 КАС РФ судом не допущено.
По существу, оспариваемый ответ представляет собой разъяснение о деятельности министерства образования Тульской области, направленной на повышение финансовой грамотности населения, особенностях деятельности работников образовательных организаций в связи с новой коронавирусной инфекцией, а также о взаимодействии по образовательным вопросам с Минпросвещения России и Рособрнадзором.
Министерством образования Тульской области своевременно подготовлен и направлен на электронный адрес, указанный заявителем в обращении, ответ на обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».
Из административного искового заявления следует, что оспариваемое сообщение воспринято административным истцом как отказ в принятии предложения о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
Применительно к настоящему спору следует отметить, что положения Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и Общих требований к порядку взаимодействия не возлагают на Министерство безусловной обязанности удовлетворить обращение Общественного движения.
Подпунктом «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия, в том числе, они вправе самостоятельно определять порядок и способы реализации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации социально-ориентированных программ.
Постановлением правительства Тульской области от 29 января 2013 года №16 утверждено Положение о министерстве образования Тульской области, согласно которому Министерство образования Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в сфере образования, осуществляющим полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, нормативными правовыми актами Губернатора и правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
Согласно п. 2 Положения о министерстве образования Тульской области, в своей деятельности министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Тульской области, указами и распоряжениями Губернатора Тульской области, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, а также настоящим Положением, в пределах своих полномочий организует их исполнение, обобщает практику применения законов Тульской области в сфере образования, разрабатывает предложения по их совершенствованию и вносит их на рассмотрение в правительство Тульской области.
Судом верно указано на то, что министерство образования Тульской области вправе самостоятельно определять круг лиц, привлекаемых для рассмотрения вопросов, отнесенных к его компетенции, в том числе в области организации мероприятий по повышению финансовой грамотности учащихся.
С учетом изложенного, оспариваемый ответ министерства образования Тульской области нельзя расценивать как препятствие реализации права благотворительной организации на осуществление благотворительной и добровольческой деятельности, как об этом указано в административном иске.
Исходя из положений ст.ст. 218, 226-227 КАС РФ основанием для удовлетворения административных исковых требований о признании решения, действия (бездействия) уполномоченного органа (должностного лица) незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
При рассмотрении настоящего административного дела совокупность указанных условий судом правомерно не установлена.
Доказательств и сведений, подлежащих проверке в установленном законом порядке в рамках рассмотрения настоящего административного дела и свидетельствующих об обратном, в нарушение ч. 1 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о несвоевременном направлении в адрес административного истца возражений на административное исковое заявление не соответствуют фактическим обстоятельствам. Из материалов дела следует, что административным ответчиком поданы пояснения в отношении оспариваемого ответа, которые по существу повторяют его содержание.
При этом, административный истец не был лишен права на ознакомление с материалами дела и заявить соответствующие доводы в отношении представленных пояснений в суде апелляционной инстанции, в то время как из содержания апелляционной жалобы следует, что каких-либо доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, административным истцом не заявлено.
Вопреки доводам жалобы, судом правильно в соответствии со ст. 63 КАС РФ определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также в соответствии со ст.ст. 59-60 данного Кодекса относимые к разрешению постановленного вопроса доказательства.
При таких обстоятельствах, отсутствие процессуального решения в отношении заявленного ходатайства об истребовании доказательств не повлекло к нарушению процессуальных прав административного истца и принятию судом неправильного решения (ч. 4, ч. 5 ст. 310 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, основаны на неправильном понимании норм материального и процессуального права, не содержат имеющих существенное значение для административного дела фактов, не проверенных судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения обжалуемого решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Тулы от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» – без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: