Решение по делу № 2-919/2014 от 02.07.2014

Дело № 2-919/2014

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 июля 2014 г.

Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Глумовой Т.А.,

с участием представителя заявителя Управления образования Администрации ЗАТО Северск С., представителя государственной инспекции труда в Томской области Т.,

при секретаре Емельяновой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления образования Администрации ЗАТО Северск об оспаривании предписания государственной инспекции труда в Томской области,

установил:

Управление образования Администрации ЗАТО Северск обратилось в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 20.06.2014 в отношении Управления образования Администрации ЗАТО Северск было вынесено предписание № ** об устранении нарушения трудового законодательства, подписанное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Томской области Т. Данным предписанием на Управление образования Администрации ЗАТО Северск возложена обязанность произвести следующие действия: отменить как незаконно изданные приказы Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 20.02.2014 № ** и от 22.04.2014 № ** в части, касающейся директора Муниципального автономного учреждения ЗАТО Северск «**» (далее - МАУ ЗАТО Северск «**») К., произвести перерасчет заработной платы К. и выплатить ему премию за январь и март 2014 г. в полном объеме. Названное предписание № ** от 20.06.2014 Управление образования Администрации ЗАТО Северск считает незаконным и подлежащим отмене. С К. заключен срочный трудовой договор в письменной форме на период с 11.01.2014 по 10.01.2015 № ** в качестве директора МАУ ЗАТО Северск «**». Согласно пункту 16 трудового договора система оплаты труда руководителя устанавливается Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 27.09.2010 № 2597 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных бюджетных, казенных и автономных учреждений ЗАТО Северск», приказом Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 31.01.2013 № 28 «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в отношении которых Управление образования Администрации ЗАТО Северск осуществляет функции и полномочия учредителя, критериев оценки эффективности работы руководителей и условий премирования руководителей муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в отношении которых Управление образования Администрации ЗАТО Северск осуществляет функции и полномочия учредителя». Пунктом 22 трудового договора установлено, что размер выплачиваемой руководителю учреждения премии по итогам работы за период времени (месяц, квартал, год) определяется исходя из степени достижения учреждением целевых показателей эффективности деятельности учреждения. Комиссией, утвержденной приказом Управления образования ЗАТО Северск от 01.02.2013 № **, была произведена оценка выполнения целевых показателей эффективности деятельности МАУ ЗАТО Северск «**» (протоколы № ** от 11.02.2014 и № ** от 15.04.2014) и внесено предложение по изменению К. размеров премии. При рассмотрении комиссией сводного отчета за январь 2014 года выполнение целевых показателей МАУ ЗАТО Северск «**» было оценено в 80 баллов с учетом снижения за следующие показатели: за невыполнение показателя деятельности «Оперативное научно-методическое, информационно-техническое сопровождение муниципальных образовательных учреждений» (подключение сетевого сервера для работы с муниципальными образовательными учреждениями по проекту «**») - на 10 баллов; за невыполнение показателя деятельности «Своевременное и качественное предоставление отчетов и иной информации» (электронный отчет «**») - на 10 баллов. При рассмотрении комиссией сводного отчета за март 2014 г. выполнение целевых показателей МАУ ЗАТО Северск «**» было оценено в 80 баллов с учетом снижения за следующие показатели: в связи с невыполнением показателя деятельности «Своевременное и качественное предоставление отчетов и иной информации» (неисполнение приказа Управления образования от 29.01.2014 № **) - на 20 баллов. Таким образом, считает снижение К. размера премии за январь и март 2014 г. правомерным, приказы № ** от 20.02.2014 и № ** от 22.04.2014 в части касающейся К. не подлежащими отмене. Заявитель просил суд: предписание Государственной инспекции труда в Томской области от 20.06.2014 № ** признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель Управления образования Администрации ЗАТО Северск С., действующая на основании доверенности № ** от **.**.****(л.д. 52), требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Пояснила, что обстоятельства дела во время проверки установлены не полностью. Проверка государственным инспектором проводилась путем запроса письменных документов из Управления образования Администрации ЗАТО Северск. Ей не известно, опрашивались ли сотрудники МАУ ЗАТО Северск «**». Но, если бы были получены объяснения работников МАУ ЗАТО Северск «**», то, по ее мнению, были бы установлены иные обстоятельства, в частности, о фактической передаче сервера, о состоянии электропроводки в **. Государственный инспектор труда не мог выдать обжалуемое предписание, так как были не полно выяснены фактические обстоятельства дела.

Представитель Государственной инспекции труда в Томской области Т., действующая на основании доверенности № ** от **.**.****(л.д. 53), в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению. Представила письменный отзыв, согласно которому, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Томской области от 04.06.2014 № ** проведена внеплановая документарная проверка по заявлению К. (вх. № ** от 27.05.2014) в Управлении образования Администрации ЗАТО Северск. До начала проведения проверки 04.06.2014 на имя руководителя Управления образования Администрации ЗАТО Северск был направлен мотивированный запрос № ** о предоставлении документов, необходимых для проведения проверки и копия распоряжения № ** от 04.06.2014. 17.06.2014 от работодателя были истребованы дополнительные документы, необходимые для проведения проверки, а именно: копия распоряжения Администрации ЗАТО Северск от 13.02.2014 № ** и приказ (распоряжение) либо другой документ, которым предусмотрено предоставление отчета «**» в электронном виде и подтверждение об ознакомлении с указанным документом К. На проверку предоставлено распоряжение от 13.02.2014 № ** и Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на 2014 г.и плановый период 2015-2016 гг. В соответствии со ст. 16 Федерального закона Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008 по результатам проверки 20.06.2014 был составлен акт №** и предписание № **. В соответствии с полномочиями и обязанностями, регламентированными Трудовым кодексом Российской Федерации, и положениями ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, должностные лица, проводившие проверку, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Указанные документы были вручены начальнику Управления образования Администрации ЗАТО Северск 21.06.2014. В ходе проверки установлено, что снижение К. премии на 10 % за январь 2014 г. за необеспечение подключения сетевого сервера для работы с муниципальными образовательными учреждениями по проекту «**» произведено неправомерно. Подключение сетевого сервера и установка на него программного обеспечения находятся в неразрывной связи, поскольку основание, по которому снижается премия, гласит: подключение сетевого сервера для работы с муниципальными образовательными учреждениями по проекту «**». Работа с муниципальными образовательными учреждениями по указанному проекту могла осуществляться только при наличии программного обеспечения по проекту «**» МАУ ЗАТО Северск «**», переданного Распоряжением Главы Администрации ЗАТО Северск от 13.02.2014 № **. В декабре 2013 г. передан только сервер, что подтверждается актом приема и извещением от 19.12.2014, а не программное обеспечение, как утверждает заявитель. Программное обеспечение (программа ЭВМ) передана МАУ ЗАТО Северск «**» по акту приема - передачи 13.02.2014. Следовательно, подключение сервера для работы с образовательными учреждениями по указанному проекту в январе 2014 г. было невозможно. Кроме того, Управлением образования не представлены документы, которыми определен срок подключения сервера МАУ ЗАТО Северск «**» для работы с муниципальными образовательными учреждениями по проекту «**». Также незаконно К. снижен размер премии за январь 2014 г. по показателю - своевременное и качественное предоставление отчетов и иной информации, в частности электронный отчет «**». Отсутствует документ, обязывающий МАУ ЗАТО Северск «**» предоставлять электронный отчет «**» в Департамент общего образования Томской области, как и отсутствует документ, подтверждающий недостоверность информации по данному отчету. Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг., на которое ссылается заявитель, не предусматривает предоставление электронного отчета «**». Муниципальное задание носит общий характер, в рамках которого издаются распорядительные документы по его реализации. Кроме того, было предоставлено Муниципальное задание, утв. 05.05.2014, действие которого распространяется на отношения после даты его утверждения. Необоснованно К. снижен размер премии за март 2014 г. за несвоевременное исполнение методистами МАУ ЗАТО Северск «**» пункта 3 приказа начальника Управления образования от 29.01.2014 № **. Данным приказом создана комиссия для проведения мониторинга в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях под председательством заместителя начальника Управления образования, соответственно, председатель осуществляет организационно- распорядительные функции. В приказе отсутствуют распоряжения директору МАУ ЗАТО Северск «**», как и отсутствуют указания методистам о подготовке названного заключения в определенный срок. Следовательно, оснований для снижения размера премии К. нет. Работодателем нарушены требования ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателя соблюдать трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия трудового договора.

В судебном заседании дополнительно пояснила, что поводом для проведения проверки явилось заявление К., с которым он обратился в Государственную инспекцию труда Томской области и просил проверить законность снижения премии за январь и март 2014 г. Ей было получено провести внеплановую проверку по указанному заявлению. Ею был направлен запрос в Управление образования Администрации ЗАТО Северск о предоставлении документов, необходимых для проведении проверки. Исследовав представленные документы, она установила, что снижение премии было незаконно. Передача сервера была фактически произведена в ** 18.12.2013, что подтверждается актом, а программное обеспечение было передано 13.02.2014. Следовательно, сервер не может работать без программы, поэтому в январе 2014 года К. не имел возможности осуществлять работу с муниципальными образовательными учреждениями. Ей Управлением образования были предоставлены муниципальные задания, утвержденные 05.03.2014, из чего она сделала вывод, что в январе 2014 г. К. не мог выполнять указания, содержащиеся в муниципальном задании. Из муниципального задания от 05.03.2014 не следовало, что К. обязан предоставлять отчет по разделу «**» в электронном виде. Однако, это явилось основанием для снижения премии на 10 %. Приказы проверялись только в отношении К. В ходе проведения проверки она не имеет права проводить опрос граждан, поэтому были запрошены лишь письменные объяснения начальника Управления образования Администрации ЗАТО Северск.

Суд, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Управления образования Администрации ЗАТО Северск С., представителя Государственной инспекции труда в Томской области Т., полагает требования Управления образования Администрации ЗАТО Северск обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

К числу основных способов защиты трудовых прав работников ст. 352 ТК РФ относит государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Реализация данного способа предполагает защиту трудовых прав работников органами государственного надзора и контроля.

В силу положений ст. ст. 353 - 356, ст. 382 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с ч. 2 ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При этом абз. 5 ч. 4 ст. 360 ТК РФ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Статьей 361 ТК РФ предусмотрена возможность обжалования предписаний инспектора труда как в порядке подчиненности руководителю, так и в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что 11.01.2014 между Управлением образования Администрации ЗАТО Северск и К. заключен трудовой договор № ** на период с 11.01.2014 по 10.01.2015, согласно которому К. назначен на должность директора МАУ ЗАТО Северск «**» (л.д. 29-33).

Согласно пункту 16 трудового договора система оплаты труда руководителя устанавливается Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 27.09.2010 № 2597 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных бюджетных, казенных и автономных учреждений ЗАТО Северск», приказом Управления образования Администрации ЗАТО Северск от 31.01.2013 № 28 «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в отношении которых Управление образования Администрации ЗАТО Северск осуществляет функции и полномочия учредителя, критериев оценки эффективности работы руководителей и условий премирования руководителей муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в отношении которых Управление образования Администрации ЗАТО Северск осуществляет функции и полномочия учредителя» (л.д. 25-26).

Пунктом 22 трудового договора установлено, что размер выплачиваемой руководителю учреждения премии по итогам работы за период времени (месяц, квартал, год) определяется исходя из степени достижения учреждением целевых показателей эффективности деятельности учреждения.

Комиссией, утвержденной приказом Управления образования ЗАТО Северск от 01.02.2013 № ** (л.д. 23-24), была произведена оценка выполнения целевых показателей эффективности деятельности МАУ ЗАТО Северск «**» (протоколы № ** от 11.02.2014 (л.д. 36-38) и № ** от 15.04.2014 (л.д. 39-42)) и внесено предложение по изменению К. размеров премии.

Управлением образования Администрации ЗАТО Северск вынесен приказ № ** от 20.02.2014 о выплате премий руководителям муниципальных учреждений, в отношении которых Управление образования Администрации ЗАТО Северск осуществляет функции и полномочия учредителя, за январь 2014 г., из которого следует, что размер премии за январь 2014 г. К., директору Муниципального автономного учреждения ЗАТО Северск «**», установлен в размере 80 % месячного премиального фонда руководителя (л.д. 20).

Кроме того, 22.04.2014 вынесен приказ № ** от 22.04.2014 о выплате премий руководителям муниципальных учреждений, в отношении которых Управление образования Администрации ЗАТО Северск осуществляет функции и полномочия учредителя, за март 2014 г., из которого следует, что размер премии за март 2014 г. К., директору Муниципального автономного учреждения ЗАТО Северск «**», установлен в размере 80 % месячного премиального фонда руководителя (л.д. 21).

Также в судебном заседании установлено, что Государственной инспекцией труда в Томской области была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Управления образования Администрации ЗАТО Северск по заявлению К. о нарушении его прав Управлением образования Администрации ЗАТО Северск, адресованному Руководителю Государственной инспекции труда в Томской области. Основанием проведения проверки послужило распоряжение Государственной инспекции труда в Томской области о проведении внеплановой, документарной проверки № ** от 04.06.2014.

По результатам проверки, был составлен акт № ** от 20.06.2014, из которого следует, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов). Комиссией, утв. приказом Управления образования ЗАТО Северск от 01.02.2013 № **, была произведена оценка выполнения целевых показателей эффективности деятельности ЗАТО Северск «**» (протоколы № ** от 11.02.2014, № ** от 15.04.2014) и внесено предложение по изменению К. размеров премии. Приказами Управления образования № ** от 20.02.2014, № ** от 22.04.2014 «О выплате премий руководителям учреждений, в отношении которых Управление образования Администрации ЗАТО Северск осуществляет функции и полномочия учредителя» К. премия за январь и март 2014 г. выплачена в размере 80 %. Снижение К. размера премии за январь и март 2014 г. является неправомерным, приказы № ** от 20.02.2014, № ** от 22.04.2014 в части касающейся К. подлежат отмене (л.д. 18-19).

20.06.2014 Государственной инспекцией труда в Томской области вынесено предписание № ** в соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324, согласно которому на начальника Управления образования Администрации ЗАТО Северск Д. возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в срок до 20.07.2014 приказы № ** от 20.02.2014, № ** от 22.04.2014 в части касающейся К. отменить как незаконно изданные. Произвести перерасчет заработной платы К. и выплатить ему премию за январь и март 2014 г. в полном объеме (л.д. 17).

В соответствии с абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

Кроме того, как было установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем государственной инспекции труда в Томской области Т., при проведении проверки, ею принимались во внимание предоставленные Управлением образования Администрации ЗАТО Северск письменные документы, объяснения сотрудников МАУ ЗАТО Северск «**» получены не были, что свидетельствует о том, что обстоятельства наличия нарушений трудового законодательства установлены не полностью.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11.07.1947, ратифицированной Россией 11.04.1998, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Между тем, суд полагает, что спор относительно правомерности издания работодателем приказов о выплате премий руководителям муниципальных учреждений, в отношении которых Управление образования Администрации ЗАТО Северск осуществляет функции и полномочия учредителя, в силу статьи 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Управления образования Администрации ЗАТО Северск об оспаривании предписания государственной инспекции труда в Томской области удовлетворить.

Признать незаконным предписание государственной инспекции труда в Томской области от 20 июня 2014 года № **.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Глумова

2-919/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление образования Администрации ЗАТО Северск
Суд
Северский городской суд Томской области
Дело на сайте суда
seversky.tms.sudrf.ru
02.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2014Передача материалов судье
03.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2014Подготовка дела (собеседование)
08.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2014Судебное заседание
16.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2014Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее