№ 2а-129/2021(2а-1444/2020) 32RS0021-01-2020-004991-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2021года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ивановой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Конончук Е.В.,
с участием представителя административного истца администрации Мглинского района Брянской области Грибова Н.А., действующего на основании доверенности от 26 января 2021 г. № 283-и,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Мглинского района Брянской области к Межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области об уменьшении суммы исполнительского сбора, предоставления отсрочки уплаты уменьшенного исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Мглинского района Брянской области обратилась в суд с административным иском к Межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Брянской области об уменьшении суммы исполнительского сбора, взысканной постановлением судебного пристава-исполнителя и предоставления отсрочки уплаты уменьшенного исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является должником по исполнительному производству № 20092/20/32033-ИП, возбужденному 15 июля 2020 года ведущим приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области на основании исполнительного листа, выданного по решению Новозыбковского городского суда от 10 января 2020 года, которым на администрацию Мглинского района возложена обязанность предоставить Карпенко (Кулешовой) А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в черте муниципального образования «Новозыбковский городской округ».
В связи с неисполнением решения суда в срок, 25 сентября 2020 года ведущим приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области Цыркуновой Ю.В.. вынесено постановление о взыскании с администрации Мглинского района исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.
Просят суд уменьшить взысканную постановлением судебного пристава-исполнителя сумму исполнительского сбора, ссылаясь на то, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, так как приобретение жилья указанной категории граждан осуществляется в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В 2020 году из областного бюджета бюджету Мглинского района предусмотрено выделение денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей <данные изъяты> с устным указанием регионального руководства на приобретение жилья только на первичном рынке. Начальная цена контракта в соответствии со ст.22 вышеуказанного закона, определяется методом сопоставления рыночных цен. В связи с тем, что на территории Мглинского района строительство жилья не ведется,, 23.01.2020 администрацией Мглинского района в ЕИС был сформирован запрос цен стоимости одного жилого помещения, с указанием предоставления ответа до 01.02.2020. Ответа не последовало. С 01.02.2020 администрацией Мглинского района производилась сборка информации о застройщиках на территории Брянской области и в адрес застройщиков было направлено 24 запроса о стоимости необходимых жилых помещений. Иным путем, кроме как открытого аукциона, жилые помещения детям сиротам приобрести не представляется возможным. Неоднократные обращения в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с просьбой разрешения проведения торгов для приобретения жилья детям-сиротам на вторичном рынке, положительных результатов не имели. Постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области о взыскании исполнительского сбора за неисполнение судебного решения в срок, было получено администрацией Мглинского района 26.11.2020. В настоящее время Мглинской районной администрацией проводится аукцион по приобретению Карпенко А.А. жилого помещения в г. Новозыбкове, для чего требуются определенные временные затраты. До окончания проведения торгов и заключения контракта на приобретение в собственность Мглинской районной администрации жилых помещении й для детей сирот, судебные решения исполненными быть не могут по независящим от администрации Мглинского района причинам. Кроме того, администрация Мглинского района является исполнительным органом местного самоуправления с глубоко дотационным бюджетом и для оплаты исполнительского сбора необходима процедура внесения изменений в бюджет, что не позволяет оплатить исполнительский сбор в сумме и срок, установленный судебным приставом. С учетом указанных объективных причин, указанных выше, просит уменьшить сумму исполнительского сбора на ? часть до <данные изъяты>, отсрочив его уплату до 17 марта 2021 года.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, пояснив, что в настоящее время жилое помещение для Карпенко А.А. на территории г. Новозыбкова приобретено и предоставлено ей по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 3 от 28 декабря 2020 г..
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего кодекса.
Согласно части 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статье 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из предоставленных материалов, решением Новозыбковского городского суда от 10 января 2020 года, вступившим в законную силу, на Мглинскую районную администрацию Брянской области возложена обязанность предоставить Карпенко (Кулешовой) А.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте муниципального образования «Новозыбковский городской округ» Брянской области.
15 июля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области на основании поступившего в целях исполнения указанного решения суда исполнительного листа, возбуждено исполнительное производство № 20092/20/32033-ИП, где должнику было предложено в добровольном порядке в пятидневный срок исполнить решение суда.
В связи с неисполнением должником в установленный срок решения суда, судебным приставом-исполнителем 25 сентября 2020 года вынесено постановление № 32033/20/17305 о взыскании с должника Мглинской городской администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.
Поскольку в установленный законом срок должник требования исполнительного документа в полном объеме в добровольном порядке не исполнил, судебный пристав-исполнитель правомерно взыскал с него сумму исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производств. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст. ст. 49,50,52-54,55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Из материалов дела видно, что неисполнение администрацией Мглинского района требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, вызвано недостаточным финансированием, объективно свидетельствующим об отсутствии вины должника. Администрацией Мглинского района принимались меры к исполнению судебного акта, для чего производился сбор информации о застройщиках, куда направлялись запросы о стоимости жилых помещений. В настоящее время решение суда исполнено, жилое помещение приобретено и предоставлено Карпенко (Кулешовой) А.А. согласно договору от 28 декабря 2020 г. № 3.
Принимая во внимание выше изложенное, анализируя представленные должником доказательства, объективно свидетельствующие об отсутствии его вины, фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии существенных обстоятельств для уменьшения суммы исполнительского сбора и его отсрочке.
Суд считает, что исполнительский сбор, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области № 32033/20/17305 25 сентября 2020 года о взыскании с должника Мглинской городской администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. подлежит уменьшению на 1/4, то есть на сумму <данные изъяты>, а также находит возможным предоставить отсрочку по уплате исполнительского сбора до 17 марта 2021 года, удовлетворив требования административного истца.
Таким образом, ко взысканию с администрации Мглинского района Брянской области подлежит исполнительский сбор в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 363 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление администрации Мглинского района Брянской области к Межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области об уменьшении суммы исполнительского сбора, предоставления отсрочки уплаты уменьшенного исполнительского сбора, удовлетворить.
Уменьшить на ? размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по Брянской области № 32033/20/17305 от 25 сентября 2020 г., установив его в размере <данные изъяты>.
Предоставить администрации Мглинского района Брянской области отсрочку по оплате уменьшенного размера исполнительского сбора до 17 марта 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.П.Иванова