ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№77-405/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
суда кассационной инстанции
9 февраля 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пикалова И.Н.,
судей Попова О.В., Якушевой Е.В.,
при секретаре Опритовой В.В.,
с участием:
осужденного Славинского К.А. посредством видеоконференц-связи,
защитника – адвоката Тудаковой О.В.,
прокурора Степановой О.П.,
рассмотрела уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Славинского Кирилла Андреевича на приговор Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В., выступления осужденного Славинского К.А. и его защитника – адвоката Тудаковой О.В., поддержавших доводы жалобы, прокурора Степановой О.П., полагавшей, что приговор подлежит изменению, судебная коллегия
установила:
приговором Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 февраля 2020 года
Славинский Кирилл Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации, не судимый,
осужден за совершение 19 преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п.п. «а, б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, за каждое к 3 годам лишения свободы со штрафом в размере 10 000 рублей; 1 преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ к 5 годам лишения свободы со штрафом в размере 50 000 рублей.
В соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено 6 лет лишения свободы со штрафом в размере 100000 рублей в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения.
Срок наказания подсудимому Славинскому К.А. исчислен с 14 февраля 2020 года с зачетом в указанный срок времени содержания под стражей (с учетом постановления суда от 10 июля 2020 года об исправлении описки) с 21 сентября 2019 года по 13 февраля 2020 года.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался.
Славинский К.А. осужден за совершение 19 покушений на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-коммуникационных сетей (сеть Интернет), группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере и за 1 покушение на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (сеть Интернет), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Преступления совершены в сентябре 2019 года в г. Тольятти Самарской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Славинский К.А. оспаривает приговор, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что судом было установлено, что он приобрел наркотические средства в крупном размере, чем создал условия для сбыта наркотических средств, однако не смог довести преступление до конца, поскольку был задержан сотрудниками ФСБ. Считает, что никаких действий, направленных непосредственно на сбыт наркотических средств, не совершал, только получил наркотические средства, расфасовал их, оборудовал тайники, в которые положил наркотические средства и сообщил их местонахождение оператору. Полагает, что его действия были пресечены на стадии приготовления к преступлению и подлежат переквалификации на ч.1 ст.30 ч.3 ст.228.1 и ч.1 ст.30 ч.4 ст.228.1 УК РФ, а назначенное наказание снижению.
Изучив материалы уголовного дела, выслушав участвующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения, постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения судом допущены.
Так, согласно установленным судом фактическим обстоятельствам дела, Славинский К.А. путем переписки в сети «Интернет» вступил в предварительный сговор с неустановленными лицами на совершение незаконного сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Действуя согласно отведенной ему роли «розничного закладчика», после получения сведений посредством сети «Интернет» о месте нахождения тайника с наркотическими средствами и психотропным веществом, Славинский К.А. в сентябре 2019 года из тайника, оборудованного неустановленным лицом, забрал: психотропное вещество - амфетамин общей массой 98,17 граммов, и вещество, содержащее наркотические средства - МДМА (d, L-3,4-метилендиокси-N-альфа-диметил-фенил-этиламин) и метамфетамин (первитин), общей массой 10,5 граммов и перевез к месту своего жительства, где расфасовал наркотическое средство в 19 прозрачных полимерных пакетов с целью последующего незаконного сбыта, а психотропное вещество в той же массе и с той же целью продолжил хранить при себе. После чего в один из дней сентября 2019 года разложил часть полученного наркотического средства и психотропного вещества в 19 тайников-закладок, сфотографировал места расположения тайников, составил описание мест их нахождения, указал географические координаты и отправил неустановленному лицу «оператору- координатору»данные фотографии. Однако довести до конца свои действия, направленные на незаконный сбыт наркотического средства и психотропных веществ, не смог по независящим от него обстоятельствам, поскольку был задержан сотрудниками УФСБ России по Чувашской Республике в рамках оперативно-розыскного мероприятия и наркотические средства, психотропные вещества были изъяты из мест закладок и у Славинского К.А. 21 сентября 2019 года.
Данные действия Славинского К.А. расценены судом как совокупность преступлений и квалифицированы как 19 самостоятельных преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, п.п. «а,б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, и 1 преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, как покушения на незаконный сбыт наркотических средств, с использованием информационно-коммуникационных сетей (сеть Интернет), группой лиц по предварительному сговору, в значительном и крупном размере.
Между тем, вывод суда о необходимости квалификации действий Славинского К.А. как двадцать самостоятельных преступлений противоречит установленным по делу фактическим обстоятельствам.
По смыслу закона, продолжаемыми являются преступления, складывающиеся из ряда тождественных преступных деяний, совершаемых, как правило, через незначительный промежуток времени, в одной и той же обстановке, направленных к общей цели и составляющих в своей совокупности единое преступление. В продолжаемом посягательстве акты преступного деяния связаны между собой объективными обстоятельствами, местом, временем, способом совершения преступления, а также предметом посягательства.
Фактические обстоятельства дела в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами свидетельствуют о том, что действия осужденного Славинского К.А. по реализации полученных им у неустановленного лица наркотических средств и психотропных веществ охватывались единым умыслом, направленным на незаконный сбыт всей массы полученных наркотических средств и психотропных веществ, как помещенных в тайники, так и изъятых при личном досмотре у осужденного.
Таким образом, при вышеизложенных обстоятельствах, действия Славинского К.А., состоящие из ряда тождественных преступных деяний, совершенных в одном городе через незначительный промежуток времени, объединенных единым умыслом, образуют одно продолжаемое преступление, а не множественность преступлений, в связи с чем их следует (с учетом того, что умысел осужденного не был доведен до конца по не зависящим от него обстоятельствам) квалифицировать как одно преступление, совершенное Славинским К.А., - покушение на незаконный сбыт наркотического и психотропного вещества в крупном размере, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе «Интернет», преступление, то есть преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований для переквалификации действий осужденного с покушения на приготовление к сбыту наркотических средств не имеется.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 30 УК РФ приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
В соответствии с разъяснениями п. 13.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года №14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (в редакции от 16.05.2017), если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств, незаконно приобретает, хранит эти средства, тем самым совершает действия, направленные на их последующую реализацию и составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства, вещества, растения приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств, веществ, растений.
Мнение осужденного Славинского К.А. о том, что он совершил не покушение на незаконный сбыт наркотических средств, а приготовление к этому преступлению, не основано на законе и противоречит установленным судом фактическим обстоятельствам совершения преступления и собранным доказательствам.
Кроме того, суд помимо основного наказания в виде лишения свободы, назначил осужденному дополнительное наказание в виде штрафа в соответствии с санкцией ч.4 ст.228.1 УК РФ, согласно которой назначение данного дополнительного наказания не является обязательным и его применение возможно в качестве альтернативы по усмотрению суда.
По смыслу ст. 60 УК РФ при наличии в санкции статьи уголовного закона альтернативы применения либо неприменения штрафа, а также ограничения свободы суд должен был привести основания назначения этих дополнительных наказаний с указанием соответствующих мотивов.
Между тем суд, назначив дополнительное наказания в виде штрафа, в описательно-мотивировочной части приговора данное решение не мотивировал.
В связи с вносимыми приговор изменениями, связанными с переквалификацией действий Славинского К.А., назначенное ему наказание в виде лишения свободы подлежит снижению, при этом судебная коллегия учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, данные, характеризующие личность осужденного, другие обстоятельства, в том числе смягчающие, которые учитывались ранее судом при назначении наказания, а также разъяснения Верховного Суда РФ, данные в п. 34 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 года № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания». Оснований для применения положений ст. 73 УК РФ не имеется. Учитывая данные о личности Славинского К.А., который не судим, положительно характеризуется, имеет на иждивении малолетнего ребенка, его молодой возраст и имущественное положение, судебная коллегия считает возможным не применять к нему дополнительное наказание в виде штрафа.
Иных оснований для отмены или изменения состоявшихся в отношении Славинского К.А. приговора не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14 - ст.401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 февраля 2020 в отношении Славинского Кирилла Андреевича изменить.
Действия Славинского Кирилла Андреевича по девятнадцати преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 30, п. «а,б» ч.3 ст.228.1 УК РФ, и по одному преступлению, предусмотренному ч. 3 ст. 30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ, переквалифицировать на одно преступление, предусмотренное ч. 3 ст.30, п. «г» ч.4 ст. 228.1 УК РФ, по которой назначить наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Исключить указание на назначение наказания Славинскому К.А. по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений.
В остальном приговор в отношении Славинского К.А. оставить без изменения.
Кассационную жалобу осужденного Славинского К.А. удовлетворить частично.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна:
Судья