Дело № 2а-218/2020
66RS 0043-01-2019-002469-63
Мотивированное решение
изготовлено 25 марта 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Басановой И.А.,
при секретаре Фроловой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 28 по Свердловской области к Ошеву Д.А. о взыскании с физического лица обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Новоуральский городской суд Свердловской области с административным исковым заявлением к административному ответчику Ошеву Д.А. о взыскании с физического лица обязательных платежей и санкций, а именно, просит взыскать с ответчика транспортный налог в размере 1064 руб. 00 коп., пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 46 руб. 92 коп.
В обосновании исковых требований указано, что Ошев Д.А. является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним были зарегистрированы транспортные средства - автомобиль «ВАЗ-21103» государственный регистрационный знак ххх, дата регистрации права ххх года, дата утраты права ххх года; автомобиль «Тойота Карина» государственный регистрационный знак ххх, дата регистрации права ххх года, дата утраты права ххх года. Законом Свердловской области «Об установлении и введение в действие транспортного налога на территории Свердловской области» № 43-ОЗ от 29.11.2002 предусмотрены ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы по нему и основания для их использования. Учитывая мощность двигателя, принадлежащего административному ответчику транспортного средства, налоговую базу в силу ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации, ставку налога, а также налоговый период по ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации, произведен расчет транспортного налога. В связи с чем, Ошеву Д.А были направлены налоговые уведомления об уплате транспортного налога. В установленный срок вышеуказанный налог физическим лицом уплачен не был. Ошев Д.А. имеет задолженность по транспортному налогу, на которую начисленные пени в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Ошеву Д.А. предлагалось в добровольном порядке уплатить сумму налога, пени, путем выставления требований от 20.12.2016 года № 36683 об уплате налога и пени, от 27.02.2018 года № 9367 об уплате налога и пени, от 06.02.2019 года № 7520 об уплате налога и пени, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. 17.12.2019 года Ошев Д.А. частично погасил имеющуюся задолженность: 979 руб. 00 коп. - налог за 2015 года (требование № 36683) и 992 руб. 00 коп. - налога за 2016 года (требование № 9367). Остальная сумма задолженности до настоящего времени в бюджет не поступила. На основании изложенного, просят взыскать с Ошева Д.А. за счет его имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств задолженность по транспортному налогу в размере 1064 руб. 00 коп., пени за просрочку уплаты транспортного налога в размере 46 руб. 92 коп.
Административный истец, административный ответчик надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела путем направления судебных извещений, в том числе публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru), в судебное заседание не явились. Административный истец ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представив дополнительные пояснения в связи с поступившими от административного ответчика возражениями. Административный ответчик об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял, однако, до судебного заседания от административного ответчика поступили в суд письменные возражения на исковое заявление, в котором указано на несогласие с предъявленными требованиями поскольку считает, следующее: право обращение истца о взыскании задолженности в размере 5 руб. 87 коп. истекло в июне 2017 года; 17.12.2019 года он внес на счет ИФНС № 28 в соответствии с налоговым уведомлением № 11400377 от 01.09.2017 года 1 971 руб. 00 коп. - а именно, транспортный налог на автомобиль «Тойота Карина» за 2019 год в размере 1 175 руб. 00 коп. и налог на имущество - квартиру по адресу: ул. ххх, ххх-ххх в размере 781 руб. 00 коп., гараж - 15 руб. 00 коп., однако, в исковом заявлении истец указал, что погашена задолженность за 2015 год в размере 979 руб. 00 коп. и 992 руб. 00 коп. за 2016 года. С данным утверждением он не согласен, так как налоговое требование № 114003377 от 01.09.2017 года выставлялось по конкретны долга за 2016 год и ИФНС № 28 обязано было списать внесенную им сумму именно на эти цели. Также не согласен с указанным в иске долгом за автомобиль «Тойота» поскольку данный автомобиль был им продан в ноябре 2015 года, однако покупатель поставил данный автомобиль на учет только в 2017 году.
В связи с вышеизложенным, суд определил рассмотреть административное дело без участия административного истца и административного ответчика.
Исследовав материалы делу суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок уплаты транспортного налога установлен, в том числе и Законом Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 20.11.2002).
Так, согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Таким образом, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у последнего недоимки.
В силу положений пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов.
В соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом установлено, что Ошеву Д.А. на праве собственности принадлежали следующие транспортные средства – автомобиль «ВАЗ-21103» государственный регистрационный знак ххх, дата регистрации права ххх года, дата утраты права ххх года; автомобиль «Тойота Карина» государственный регистрационный знак ххх, дата регистрации права ххх года, дата утраты права ххх года.
Также установлено судом и следует из материалов дела и дела, поступившего от мирового судьи судебного участка № 2 Новоуральского судебного района Свердловской области, следующее:
25.08.2016 года Ошеву Д.А. было направлено налоговое уведомление № 98326786 об уплате транспортного налога, в срок до 01.12.2016 вышеуказанный налог физическим лицом Ошевым Д.А. уплачен не был.
01.09.2017 года Ошеву Д.А. было направлено налоговое уведомление № 11400377 об уплате транспортного налога, в срок до 01.12.2017 вышеуказанный налог физическим лицом Ошевым Д.А. уплачен не был.
04.07.2018 года Ошеву Д.А. было направлено налоговое уведомление № 19498154 об уплате транспортного налога, в срок до 03.12.2018 вышеуказанный налог физическим лицом Ошевым Д.А. уплачен не был.
20.12.2016 года Ошеву Д.А. было выставлено требование № 36683 на сумму 984 руб. 87 коп. об уплате транспортного налога и пени, в срок до 17.02.2017 года, вышеуказанное требование Ошевым Д.А. не исполнено.
27.02.2018 года Ошеву Д.А. было выставлено требование № 9367 на сумму 1 201 руб. 58 коп об уплате транспортного налога и пени, в срок до 10.04.2018 года, вышеуказанное требование Ошевым Д.А. не исполнено.
06.02.2019 года Ошеву Д.А. было выставлено требование № 7520 на сумму 895 руб. 47 коп. об уплате транспортного налога и пени, в срок до 07.03.2019 года, вышеуказанное требование Ошевым Д.А. не исполнено.
Таким образом, сумма подлежащая взысканию превысила 3 000 руб. 00 коп. после 07.03.2019 года, в связи с чем, шестимесячный срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал 07.09.2019 года. Административный истец с заявлением о выдаче судебного приказа обратился к мировому судье 03.09.2019 года, то есть в установленный законом срок.
06.09.2019 года мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-2210/2019 о взыскании с должника Ошева Д.А. задолженности по обязательным платежам. Определением мирового судьи от 06.11.2019 года вышеуказанный судебный приказ отменен на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения. При этом, сумма недоимки налогоплательщиком не уплачена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.12.2019 года административный ответчик Ошев Д.А. частично погасил имеющуюся задолженность по транспортному налогу, путем внесения одним платежом денежной суммы в размере 1971 руб. 00 коп., которые Межрайонной ИФНС России № 28 были распределены следующим образом: 979 руб. 00 коп. - транспортный налог за 2015 года (требование № 36683) и 992 руб. 00 коп. - транспортный налог за 2016 года (требование № 9367).
Как следует из письменных пояснений административного истца (л.д. 67-70), соблюдение Правил, утвержденных Приказом Минфина России по согласованию с Банком России № 107н от 12.11.2013 года, предусматривает обязательность заполнения всех реквизитов распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, при этом заполнение должно быть осуществлено в соответствии с данными Правилами.
Согласно электронным данным переданным в систему учета АИС-Налог налогоплательщиком Ошевым Д.А. реквизит «106» заполнен как «ЗД» добровольное погашение без указания конкретного налогового периода. Поскольку соответствующие реквизиты заполнены неверно, платежные документы не представлены, в связи с чем уплаченные административным ответчиком платежи не были зачтены налоговым органом в счет уплаты по соответствующим целям.
В связи с невозможностью однозначно идентифицировать платежи Межрайонная ИФНС № 28 воспользовалась правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки в предшествующий период в хронологическом порядке.
Как установлено п. 7 ст. 45 Налогового кодека Российской Федерации, при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
Однако, как указывает и не было оспорено административным ответчиком, с таким заявлением административный ответчик не обращался.
Таким образом, вышеуказанные требования в полном объеме административным ответчиком до настоящего времени не исполнены, задолженность по транспортному налогу составляет 1064 руб. 00 коп.
Истцом в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены пени на транспортный налог. Согласно расчету истца задолженность Ошева Д.А. по пене за несвоевременную уплату транспортного налога составляет 46 руб. 92 коп. Расчет пени проверен судом и является правильным.
Оценивая доводы административного ответчика Ошева Д.А. о незаконности начисления транспортного налога на автомобиль «Тойота Карина» государственный регистрационный знак ххх поскольку данный автомобиль был им продан в ххх ххх года, однако покупатель поставил данный автомобиль на учет только в ххх году, суд приходит к выводу о несостоятельности данного довода, поскольку он основан на неверном понимании норм действующего налогового законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за снятием его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Как следует из материалов дела, а также не отрицалось самим административным ответчиком Ошевым Д.А. в ходе судебного заседания от 30.01.2019 года, с ххх года он являлся собственником транспортного средства «Тойота Карина» государственный регистрационный знак ххх, дата регистрации права ххх года. До ххх года данное транспортное средство административным ответчиком Ошевым Д.А. не было снято с регистрационного учета в органах ГИБДД.
Довод административного ответчика Ошева Д.А. о продаже автомобиля «Тойота Карина» государственный регистрационный знак ххх по договору купли-продажи в ххх году не опровергают выводы суда о наличии у административного ответчика обязанности по уплате в спорный период транспортного налога, поскольку обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена в прямую зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть фактического пользования.
Суд также отмечает, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Оценивая доводы административного ответчика Ошева Д.А. о пропуске административным истцом срока обращения с административным исковым заявлением, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Ранее судом установлено, что сумма подлежащая взысканию превысила 3 000 руб. 00 коп. после 07.03.2019 года, в связи с чем, шестимесячный срок на подачу заявления о выдаче судебного приказа истекал 07.09.2019 года. Административный истец с заявлением о выдаче судебного приказа обратился к мировому судье 03.09.2019 года, то есть в установленный законом срок.
06.09.2019 года мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-2210/2019 о взыскании с должника Ошева Д.А. задолженности по обязательным платежам. Определением мирового судьи от 06.11.2019 года вышеуказанный судебный приказ отменен на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения. Следовательно, шестимесячный срок для обращения с административным исковым заявлением о взыскании задолженности с Ошева Д.А. административным истцом не пропущен.
Таким образом, требования административного истца о взыскании задолженности по обязательным платежам: транспортного налога и пени за просрочку уплаты транспортного налога с административного ответчика подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая, что исковые требования административного истца удовлетворены в полном объеме, с Ошева Д.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 28 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 28 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1064 ░░░. 00 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 46 ░░░. 92 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░