Решение по делу № 33-20609/2022 от 23.11.2022

Судья Паненкова Л.А. УИД 61RS0061-01-2022-001037-86

дело № 33-20609/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Сеник Ж.Ю.,

судей Кулинича А.П., Курносова И.А.,

при секретаре Заярском А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-711/2022 по иску прокурора Шолоховского района Ростовской области к МБОУ «Дударевская СОШ», администрации Шолоховского района о понуждении принять меры к обеспечению антитеррористической безопасности, по апелляционной жалобе администрации Шолоховского района на решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 16 сентября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Курносова И.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Шолоховского района Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к МБОУ «Дударевская СОШ», администрации Шолоховского района Ростовской области о понуждении принять меры к обеспечению антитеррористической безопасности объекта образования, обосновывая исковые требования тем, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Шолоховского района на основании задания прокуратуры Ростовской области от 25.03.2022 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выявлены факты непринятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в МБОУ «Дударевская СОШ», а именно, объекты и территория школы не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией, не оснащены системами наружного освещения, отсутствует резервный источник электроснабжения.

В адрес заведующего отделом образования администрации Шолоховского района 25.04.2022 внесено представление прокурором Шолоховского района.

Выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.

На основании изложенного, прокурор просил суд обязать МБОУ «Дударевская СОШ» в срок до 01.03.2023 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) путем: оборудования объектов (территории) образовательного организации системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснащения объектов (территории) школы системами наружного освещения; оборудования объектов образовательной организации резервным источником электроснабжения.

Обязать администрацию Шолоховского района принять меры к финансированию указанных мероприятий.

Решением Шолоховского районного суда Ростовской области от 16.09.2022 исковые требования прокурора удовлетворены.

На МБОУ «Дударевская СОШ» возложена обязанность в срок до 01.09.2023 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) путем:

оборудования объектов (территории) образовательной организации системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

оснащения объектов (территории) школы системами наружного освещения;

- оборудования объектов образовательной организации резервным источником электроснабжения.

На администрацию Шолоховского района возложена обязанность принять меры к финансированию мероприятий по оборудованию объектов (территории) МБОУ «Дударевская СОШ» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснащению объектов (территории) школы системами наружного освещения и оборудованию объектов образовательного организации резервным источником электроснабжения.

Не согласившись с решением суда, администрация Шолоховского района Ростовской области подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения требования об обязании оборудовать объекты образовательной организации резервным источником энергоснабжения, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении указанного требования.

В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что требования к антитеррористической защищенности, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 24.09.2019 № 1243, не относятся к МБОУ «Дударевская СОШ», а относятся к объектам, отнесенным к ведению Федеральной службы по надзору в сфере образования и подведомственным ей организациям.

Апеллянт указывает, что постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий)» Министерства просвещения РФ и объектов (территорий, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, не предусмотрено оснащение объектов резервными источниками электроснабжения.

От прокурора Шолоховского района поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Чернова Е.В. полагала, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом с учетом положений ст. 113 ГПК РФ и ст. 165.1 ГК РФ, в соответствии со ст. ст. 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, исходя из следующего.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 указанного Закона правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования антитеррористической защищенности объектов (территорий), категорий объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий), (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В пункте 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 8 июля 2002 года N 204 (далее - Правила) установлено, что в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определение первой и второй категории.

В пункте 1.2.20 Правил закреплено, что электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В соответствии с п. 1.1.1 Правил данные Правила распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 настоящих Правил.

Вместе с тем, указанным пунктом также установлено, что требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Шолоховского района Ростовской области по заданию Прокуратуры Ростовской области от 25.23.2022 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных организациях района, в том числе в части соблюдения требований законодательства об антитеррористической безопасности объектов образования.

Результатами проверки установлено, что МБОУ «Дударевская СОШ» не в полном объеме принимаются меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в соответствии с установленной категорией опасности в том числе выявлено отсутствие резервного источника электроснабжения, электроснабжение осуществляется лишь через электросеть от одного внешнего источника, что может повлиять на устойчивую и бесперебойную работу технических средств безопасности, МБОУ «Дударевская СОШ» присвоена четвертая категория опасности.

В ответе на представление прокурора Шолоховского района, администрацией Шолоховского района указано на осуществление необходимых мероприятий в рамках финансирования, вместе с тем, нарушения на дату обращения истца в суд не устранены.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 24 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, п. 18 постановления Правительства РФ от 24.09.2019 № 1243, ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», и, оценив представленные доказательства, исходил из того, что обеспечение образовательной организации резервным источником питания будет способствовать недопущению нарушений прав граждан на безопасное и качественное энергоснабжение, направлено на обеспечение уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, что соответственно, повышает надежность электроустановки, а также нацелено на создание безопасных условий обучения, имея ввиду повышение антитеррористической защищенности объекта.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет, поскольку они сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств, установленных судом первой инстанции в полном соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить поводом к отмене судебного акта.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 16 сентября 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Шолоховского района – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.12.2022.

33-20609/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Шолоховского района в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних граждан
Ответчики
Администрация Шолоховского района
МБОУ Дударевская СОШ
Другие
отдел образования администрации Шолоховского района
Суд
Ростовский областной суд
Судья
Курносов Иван Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
12.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2022Передано в экспедицию
12.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее