УИД 30RS0<номер изъят>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 05 июня 2024 года
Икрянинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи ФИО6
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном исковой заявление Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к администрации МО «Городское поселение рабочий <адрес> муниципального района <адрес>» о ликвидации последствий загрязнения почвы, как объекта окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Нижне-Волжское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с иском к администрации МО «городское поселение рабочий <адрес>» и с учетом уточнения требований, просили обязать ответчика устранить загрязнение почвы на земельном участке общей площадью 2800м.2 по адресному ориентиру: <адрес>, дорожный указатель ПК «Эко+», 50 м. западнее от автодороги Астрахань-Икряное, в границах географических координат N46.2222, Е47.8768, мотивируя свои исковые требования тем, что в связи с поступившим из Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес> по вышеуказанным адресным ориентирам выявлено загрязнение почвы солевым раствором. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, на котором допущено загрязнение находится в составе ЕЗП и относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Собственник земельного участка не установлен. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. Администрация МО «городское поселение рабочий <адрес>» не выполнила требования природоохранного законодательства, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям РФ относится осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В судебном заседании представитель истца Нижне-Волжское Межрегиональное управление Федеральной службы ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Отмечала, что участок подвергшийся загрязнению находится на территории МО «городское поселение рабочий <адрес>» и не имеет собственника, следовательно проведение мероприятий направленных на устранение загрязнений должно быть осуществлено администрацией муниципального образования.
Представитель ответчика администрации МО «городское поселение рабочий <адрес>» ФИО4, действующий по доверенности, исковые требования не признал, заявил, что поскольку ранее данный участок являлся территорией нефтебазы принадлежащий на правах аренды ООО «Петрокрафт-Терминал», а договор аренды до настоящего времени не расторгался, ответственность за невыполнение требований природоохранного законодательства должен нести арендатель.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований Служба природопользования и охраны окружающей среды <адрес>
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям).
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земли, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В п. 2 ст. 74 Земельного кодекса РФ прямо установлена обязанность лиц, виновных в совершении земельных правоотношений и привлеченных к административной ответственности, устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
На основании п. 1 ст. 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Судом установлено, что в рамках рассмотрения информации поступившей из Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и <адрес>, Нижне-Волжским Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было установлено загрязнение почвы на участке с адресным ориентиром: <адрес>, дорожный указатель ПК «Эко+», 50 м. западнее от автодороги Астрахань-Икряное, в границах географических координат N46.2222, Е47.8768,Э площадь загрязнения составила 2800 м.2
Специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по <адрес> в месте загрязнения взяты пробы и по итогу проведенных лабораторных исследований (заключение <номер изъят> от <дата изъята>) выявлено превышение содержания калия, натрия, хлорид-ионов, сульфат-ионов, плотного остатка водной вытяжки.
В соответствии со ст. 42 Федерального Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
На основании ст. 78 Федерального Закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 13 Постановления Пленума «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» от 30.11.2017 №49 (возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Вред, причиненный окружающей среде подлежит возмещению в полном объеме.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии с ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
К вопросам местного значения поселения относится создание благоприятных условий для проживания населения.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие собственника земельного участка, на котором выявлено загрязнение и факт нахождения данного участка на территории МО «Городское поселение рабочий <адрес> муниципального района <адрес>», суд приходит к выводу о том, что ответственность за ликвидацию последствий загрязнения почвы, как объекта окружающей среды, следует возложить на собственника земельного участка - администрацию МО «Городское поселение рабочий <адрес> муниципального района <адрес>».
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец в иске просил установить срок исполнения решения суда по ликвидации последствия загрязнения почвы в течение 7 месяцев, в связи с чем суд считает, что для выполнения требований по проведению ликвидации последствия загрязнения земель, указанного срока достаточно и считает необходимым установить срок в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 263 - 268 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к администрации МО «Городское поселение рабочий <адрес> муниципального района <адрес>» о ликвидации последствий загрязнения почвы, как объекта окружающей среды -удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Городское поселение рабочий <адрес> муниципального района <адрес>» ликвидировать последствия загрязнения почвы, как объекта окружающей среды, на земельном участке общей площадью 2800м2. по адресному ориентиру: <адрес>, дорожный указатель ПК «Эко+», 50 м. западнее от автодороги Астрахань-Икряное, в границах географический координат <номер изъят>.
Резолютивная часть решения вынесена и изготовлена в совещательной комнате.
Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Икрянинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата изъята>.
Судья подпись ФИО7