Решение по делу № 2-206/2024 от 03.05.2024

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2-206/2024

УИД 79RS0003-01-2024-000280-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2024 г. с. Ленинское ЕАО

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Щиканова А.В., при секретаре Искандаровой О.С.,

с участием:

истца старшего помощника прокурора Ленинского района ЕАО Приймак Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Шевченко <данные изъяты> к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Ленинского района ЕАО обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Шевченко Н.П. к ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда. В исковом заявлении указано, что по заявлению Шевченко Н.П. прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья в части социального обеспечения нуждающихся граждан лекарственными препаратами, по результатам которой установлено, что Шевченко Н.П. находится на диспансерном наблюдении в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», которой в связи с имеющимся заболеванием <данные изъяты> бессрочно открыта региональная льгота и рекомендован прием лекарственного препарата «Лакосамид» 0,1 № 14, который является жизненно важным и дорогостоящим, однако в выписке рецепта в декабре 2023 г. Шевченко Н.П. было отказано по причине отсутствия препарата на складах учреждения. В связи с тем, что препарат является жизненно необходимым Шевченко Н.П. самостоятельно в декабре 2023 приобрела за счет личных денежных средств лекарственный препарат <данные изъяты> шесть упаковок на сумму 6 352,62 руб. После проведенной проверки указанный препарат с января 2024 года вновь выдается по рецепту Шевченко Н.П.. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по бесплатному обеспечению Шевченко Н.П. необходимым лекарственным препаратом, последней причинен моральный вред, выразившийся в испытании нравственных страданий. Прокурор просит суд взыскать с ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» в пользу Шевченко Н.П. денежные средства за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в размере 6 352,62 руб. и компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Протокольным определением от 11.06.2024 Департамент здравоохранения правительства Еврейской АО освобожден от участия в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

    В судебном заседании истец старший помощник прокурора Ленинского района ЕАО Приймак Г.С. исковые требования поддержала, по делу пояснила, что согласно назначению лечащего врача у Шевченко поставлен диагноз – <данные изъяты>, принимать не менее года, дата выписки рекомендации к лечению была в марте 2023 года, то есть до марта 2024 года ей необходим был <данные изъяты>, который в связи с имеющимся заболеванием <данные изъяты> предоставляется бесплатно. Больница не выполнила свои обязанности по обеспечению Шевченко данным лекарственным препаратом. В медицинской карте Шевченко указаны рекомендации врача от 18.03.2023, Препарат рекомендуется применять - 100 мг утром и 150 мг вечером 5 дней, то есть ежедневно, затем доза меняется, но тем не менее препарат необходимо принимать ежедневно, постоянно меняется доза в зависимости от недели, но рекомендация врача – каждый день не менее года принимать <данные изъяты> Шевченко обратилась в декабре 2023 в амбулаторию <адрес>, так как заведующей амбулатории предоставлено право на выписку рецептов любой категории граждан, при этом заведующая амбулаторией пояснила, что лекарства в наличии нет, в дальнейшем Шевченко больше не обращалась. При этом в селе она встречала заведующую амбулаторией либо звонила по телефону и спрашивала, не появился ли лекарственный препарат, на что получала ответ – нет. Официально больше она не обращалась. У Шевченко рецепт был выписан, но в наличии не было препарата. Практика получения льготника лекарств построена таким образом: они обращаются за лекарством, если его в наличии нет, то человека ставят на очередь и, как правило, при появлении ему звонят. Шевченко постоянно ожидала звонка от врача, заявку на лекарство оставила. При этом Шевченко сама звонила и спрашивала, не пришло ли, на что получала отрицательные ответы. Но заявка оставлена при обращении, заявка на лекарственный препарат находится в обработке. 6 самостоятельно за свои деньги приобретенных упаковок лекарства ей хватило на месяц, так как в день ей нужно 250 мг, доза постепенно увеличивалась, к середине лечения она уже составляла в день 400 мг. После Шевченко еще приобрела 6 упаковок тоже на месяц, то есть январь, февраль она приобретала самостоятельно. Когда Шевченко обратилась в прокуратуру района, то была проведена проверка, согласно которой выяснилось, что препарат в наличии был и был доступен к выписке, но по причине ошибки медицинского персонала, фельдшер амбулатории не смогла увидеть этот рецепт, препарат в программе не был виден. В материалах дела имеются пояснения главного врача, что фельдшер врачебной амбулатории должна была уведомить главного врача, что нет в доступе лекарства, тогда бы она приняла меры, но фельдшер увидела, что лекарства нет, не смогла его выписать, не поставила в известность главного врача, никому не сообщила, соответственно, Шевченко в декабре 2023 осталась без лекарства. В момент проведения проверки незамедлительно было устранено данное нарушение, и лекарственный препарат был выписан Шевченко в тот же день. Далее Шевченко получает лекарство постоянно по настоящее время. Шевченко испытывала нравственные страдания, которые обусловлены тем, что она переживала по поводу своего здоровья. Данный препарат ей необходимо принимать ежедневно, препарат противосудорожный. Возможны отрицательные последствия за несвоевременное принятие лекарственного препарата, это жизненно необходимый препарат. В связи с тем, что Шевченко не была обеспечена данным лекарством, необходимым ей по жизненным показаниям, она вынуждена была приобретать этот препарат за счет собственных средств. В <адрес> аптеки нет, ей необходимо было выезжать либо в <адрес>, где расположены ближайшие аптеки. Для больного человека это стресс и нервы, тем более с таким заболеванием. Просила исковые требования удовлетворить полностью.

Материальный истец Шевченко Н.П., представители ответчиков ОГБУЗ «ЛЦРБ», департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется телефонограмма, почтовые идентификаторы. От департамента здравоохранения правительства ЕАО поступили в суд возражения, согласно которым следует, что с исковыми требованиями не согласны. Указанный лекарственный препарат имелся в аптеке в достаточном количестве. При возникновении сложностей с выпиской рецептурных бланков врач либо материальный истец могли сообщить о проблеме в ГП ЕАО «Фармация», департамент здравоохранения, либо на горячую линию «122», а так же к главному врачу ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ». Департаменту стало известно о проблеме из полученного искового заявления. Просили рассмотреть дело без участия представителя департамента, в удовлетворении исковых требований отказать, в случае удовлетворения требований, компенсацию морального вреда уменьшить с учетом принципов разумности и справедливости, так как указанная в иске сумма является чрезмерно завышенной.

Суд, руководствуясь ч..5 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседания лиц.

Суд, выслушав пояснения истца старшего помощника прокурора Приймак Г.С., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из указанного конституционного положения законодатель вправе, в том числе, посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению № 2.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", с 01.01.2013 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Частью 3 ст. 80 указанного Федерального закона определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Согласно пункту 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных лекарственными препаратами.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлено осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 6.2 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Пунктом 2.1.14 Положения о департаменте здравоохранении правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп, департамент осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2.5 указанного постановления на департамент возложена обязанность осуществлять контроль за отпуском лекарственных препаратов для льготных групп населения.

Согласно п. 2.1.17, департамент осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в региональный список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до 3 лет из семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, установленного в области, а также детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, проживающих на территории области.

При рассмотрении дела установлено, что Шевченко Н.П. является получателем лекарственного препарата «Лакосамид», по назначению врача.

Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов" установлен максимальный срок обслуживания льготных рецептов – 10 рабочих дней.

В судебном заседании установлено, что Шевченко Н.П. состоит на учете в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты>. 18.03.2023 истица Шевченко Н.П. была осмотрена врачом <данные изъяты> указано, что наблюдается по ревматоидному артриту, получает <данные изъяты> в день с 2022 года. Установлен диагноз: <данные изъяты>. Установлено лечение, выписан лекарственный препарат – <данные изъяты>, рекомендовано принимать 100мг утром и 150 мг вечером пить 5 дней, затем по 150 мг утром и 150 мг вечером пить пять дней, затем по 150 мг утром и 200 мг вечером пить 5 дней, затем по 200 мг 2 раза в день не менее 1 года.

В заявлении обратившись к прокурору, Шевченко Н.П. указала, что она обратилась во врачебную амбулаторию с.Бабстово ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» за выпиской рецепта на лекарственный препарат <данные изъяты> отпуск которого осуществляется бесплатно в связи заболеванием. В выписке рецепта было отказано по причине отсутствия лекарственного препарата на складах учреждения. Лекарственный препарат <данные изъяты> является жизненно необходимым ввиду наличия заболевания, в связи с чем самостоятельно приобрела лекарственный препарат. Просит обратиться в суд в ее интересах, взыскать понесенные расходы на приобретение препарата, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000руб.

В отобранном объяснении заместитель главного врача Ленинской ЦРБ Губанова И.Г. пояснила, что Шевченко Н.П. состоит на учете в Ленинской ЦРБ с диагнозом <данные изъяты> В связи с заболеванием Шевченко Н.П. ей положено получение лекарственного препарата <данные изъяты> Заявка на данный препарат была направлена в октябре 2023 года в Департамент здравоохранения. В октябре 2023 Шевченко Н.П. был выписан указанный препарат, далее препарат отсутствовал, по какой причине не знает. С 11.03.2024 препарат <данные изъяты> в наличии имеется.

Согласно предоставленных квитанций следует, что в аптеке № 4 в г.Биробиджане по ул.Миллера 8, 16.01.2024 года приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> на сумму 3256,62 руб. и 17.02.2024 приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> на сумму 3096,00руб.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства Шевченко Н.П. не была обеспечена в январе и феврале 2024 года лекарственным препаратом <данные изъяты> выписанным лечебным учреждением на год до 18.03.2024 года, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права истца Шевченко Н.П. на качественную, своевременную медицинскую помощь, в связи с чем, требование Шевченко Н.П. о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственного препарата подлежит удовлетворению.

Доказательств того, что департамент здравоохранения в соответствии с пунктом 2.5 постановления правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп надлежащим образом осуществлял контроль за отпуском лекарственных препаратов для льготных групп населения суду не предоставлено. Не предоставлено департаментом здравоохранения и доказательств о том, что были предприняты все необходимые меры для своевременного обеспечения Шевченко Н.П. указанным лекарственным препаратом.

В судебном заседании установлено, что истец приобрела лекарственный препарат <данные изъяты> 16.01.2024 и 17.02.2024 (общая дозировка приобретенного самостоятельно препарата соответствует выписанной дозировке) за счет собственных средств, поскольку вышеуказанный препарат ей в установленный срок не выдан.

В соответствии с представленными кассовыми чеками от 16.01.2024 и 17.02.2024 истцом произведена оплата за лекарственные препараты в общей сумме 6352 рубля 62 копейки.

Согласно части 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2).

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Шевченко Н.П. денежных средств в размере 6352 рубля 62 копейки.

Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Суд считает, что необеспечение истца в срок необходимым лекарственным препаратом прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.

Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, в частности характер физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности истца, в частности заболевание, его тяжесть, возраст истца, ежедневную необходимость по жизненным показаниям приема данного лекарственного препарата, период, в течение которого она, в нарушение установленного законом срока, не была обеспечена лекарственным препаратом, отсутствие доказательств ухудшения состояния здоровья истицы, ввиду нарушения сроков отпуска лекарственного препарата, степень вины ответчика, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда завышен, и с учетом требований разумности и справедливости, необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, в частности того, что выплата компенсации морального вреда одним категориям граждан не должна нарушать права других категорий граждан, поскольку денежные средства государственного органа, подлежат направлению также на осуществление социальных и иных значимых для общества программ, на реализацию прав льготных категорий граждан на обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями и т.п., полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, снований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере, суд не находит.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Шевченко <данные изъяты> к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственного препарата в размере 6352 рубля 62 копейки, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей отказать, поскольку Ленинская центральная районная больница не является надлежащим ответчиком по данным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Шевченко <данные изъяты> к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области ИНН/КПП 7900001070/790101001, ОГРН 1027900513156 в пользу Шевченко <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства за самостоятельное приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты> в размере 6352 рубля 62 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, всего взыскать 11352(одиннадцать тысяч триста пятьдесят два)рубля 62 копейки.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Шевченко <данные изъяты> к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственного препарата в размере 6352 рубля 62 копейки, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.06.2024.

Судья А.В. Щиканов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело № 2-206/2024

УИД 79RS0003-01-2024-000280-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2024 г. с. Ленинское ЕАО

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Щиканова А.В., при секретаре Искандаровой О.С.,

с участием:

истца старшего помощника прокурора Ленинского района ЕАО Приймак Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Шевченко <данные изъяты> к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница», департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Ленинского района ЕАО обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Шевченко Н.П. к ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда. В исковом заявлении указано, что по заявлению Шевченко Н.П. прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья в части социального обеспечения нуждающихся граждан лекарственными препаратами, по результатам которой установлено, что Шевченко Н.П. находится на диспансерном наблюдении в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», которой в связи с имеющимся заболеванием <данные изъяты> бессрочно открыта региональная льгота и рекомендован прием лекарственного препарата «Лакосамид» 0,1 № 14, который является жизненно важным и дорогостоящим, однако в выписке рецепта в декабре 2023 г. Шевченко Н.П. было отказано по причине отсутствия препарата на складах учреждения. В связи с тем, что препарат является жизненно необходимым Шевченко Н.П. самостоятельно в декабре 2023 приобрела за счет личных денежных средств лекарственный препарат <данные изъяты> шесть упаковок на сумму 6 352,62 руб. После проведенной проверки указанный препарат с января 2024 года вновь выдается по рецепту Шевченко Н.П.. В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по бесплатному обеспечению Шевченко Н.П. необходимым лекарственным препаратом, последней причинен моральный вред, выразившийся в испытании нравственных страданий. Прокурор просит суд взыскать с ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» в пользу Шевченко Н.П. денежные средства за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в размере 6 352,62 руб. и компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Протокольным определением от 11.06.2024 Департамент здравоохранения правительства Еврейской АО освобожден от участия в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора и привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

    В судебном заседании истец старший помощник прокурора Ленинского района ЕАО Приймак Г.С. исковые требования поддержала, по делу пояснила, что согласно назначению лечащего врача у Шевченко поставлен диагноз – <данные изъяты>, принимать не менее года, дата выписки рекомендации к лечению была в марте 2023 года, то есть до марта 2024 года ей необходим был <данные изъяты>, который в связи с имеющимся заболеванием <данные изъяты> предоставляется бесплатно. Больница не выполнила свои обязанности по обеспечению Шевченко данным лекарственным препаратом. В медицинской карте Шевченко указаны рекомендации врача от 18.03.2023, Препарат рекомендуется применять - 100 мг утром и 150 мг вечером 5 дней, то есть ежедневно, затем доза меняется, но тем не менее препарат необходимо принимать ежедневно, постоянно меняется доза в зависимости от недели, но рекомендация врача – каждый день не менее года принимать <данные изъяты> Шевченко обратилась в декабре 2023 в амбулаторию <адрес>, так как заведующей амбулатории предоставлено право на выписку рецептов любой категории граждан, при этом заведующая амбулаторией пояснила, что лекарства в наличии нет, в дальнейшем Шевченко больше не обращалась. При этом в селе она встречала заведующую амбулаторией либо звонила по телефону и спрашивала, не появился ли лекарственный препарат, на что получала ответ – нет. Официально больше она не обращалась. У Шевченко рецепт был выписан, но в наличии не было препарата. Практика получения льготника лекарств построена таким образом: они обращаются за лекарством, если его в наличии нет, то человека ставят на очередь и, как правило, при появлении ему звонят. Шевченко постоянно ожидала звонка от врача, заявку на лекарство оставила. При этом Шевченко сама звонила и спрашивала, не пришло ли, на что получала отрицательные ответы. Но заявка оставлена при обращении, заявка на лекарственный препарат находится в обработке. 6 самостоятельно за свои деньги приобретенных упаковок лекарства ей хватило на месяц, так как в день ей нужно 250 мг, доза постепенно увеличивалась, к середине лечения она уже составляла в день 400 мг. После Шевченко еще приобрела 6 упаковок тоже на месяц, то есть январь, февраль она приобретала самостоятельно. Когда Шевченко обратилась в прокуратуру района, то была проведена проверка, согласно которой выяснилось, что препарат в наличии был и был доступен к выписке, но по причине ошибки медицинского персонала, фельдшер амбулатории не смогла увидеть этот рецепт, препарат в программе не был виден. В материалах дела имеются пояснения главного врача, что фельдшер врачебной амбулатории должна была уведомить главного врача, что нет в доступе лекарства, тогда бы она приняла меры, но фельдшер увидела, что лекарства нет, не смогла его выписать, не поставила в известность главного врача, никому не сообщила, соответственно, Шевченко в декабре 2023 осталась без лекарства. В момент проведения проверки незамедлительно было устранено данное нарушение, и лекарственный препарат был выписан Шевченко в тот же день. Далее Шевченко получает лекарство постоянно по настоящее время. Шевченко испытывала нравственные страдания, которые обусловлены тем, что она переживала по поводу своего здоровья. Данный препарат ей необходимо принимать ежедневно, препарат противосудорожный. Возможны отрицательные последствия за несвоевременное принятие лекарственного препарата, это жизненно необходимый препарат. В связи с тем, что Шевченко не была обеспечена данным лекарством, необходимым ей по жизненным показаниям, она вынуждена была приобретать этот препарат за счет собственных средств. В <адрес> аптеки нет, ей необходимо было выезжать либо в <адрес>, где расположены ближайшие аптеки. Для больного человека это стресс и нервы, тем более с таким заболеванием. Просила исковые требования удовлетворить полностью.

Материальный истец Шевченко Н.П., представители ответчиков ОГБУЗ «ЛЦРБ», департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется телефонограмма, почтовые идентификаторы. От департамента здравоохранения правительства ЕАО поступили в суд возражения, согласно которым следует, что с исковыми требованиями не согласны. Указанный лекарственный препарат имелся в аптеке в достаточном количестве. При возникновении сложностей с выпиской рецептурных бланков врач либо материальный истец могли сообщить о проблеме в ГП ЕАО «Фармация», департамент здравоохранения, либо на горячую линию «122», а так же к главному врачу ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ». Департаменту стало известно о проблеме из полученного искового заявления. Просили рассмотреть дело без участия представителя департамента, в удовлетворении исковых требований отказать, в случае удовлетворения требований, компенсацию морального вреда уменьшить с учетом принципов разумности и справедливости, так как указанная в иске сумма является чрезмерно завышенной.

Суд, руководствуясь ч..5 ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседания лиц.

Суд, выслушав пояснения истца старшего помощника прокурора Приймак Г.С., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из указанного конституционного положения законодатель вправе, в том числе, посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению № 1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению № 2.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", с 01.01.2013 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Частью 3 ст. 80 указанного Федерального закона определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Согласно пункту 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных лекарственными препаратами.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлено осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 6.2 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Пунктом 2.1.14 Положения о департаменте здравоохранении правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп, департамент осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2.5 указанного постановления на департамент возложена обязанность осуществлять контроль за отпуском лекарственных препаратов для льготных групп населения.

Согласно п. 2.1.17, департамент осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в региональный список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до 3 лет из семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, установленного в области, а также детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, проживающих на территории области.

При рассмотрении дела установлено, что Шевченко Н.П. является получателем лекарственного препарата «Лакосамид», по назначению врача.

Приказом Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н "Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов" установлен максимальный срок обслуживания льготных рецептов – 10 рабочих дней.

В судебном заседании установлено, что Шевченко Н.П. состоит на учете в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты>. 18.03.2023 истица Шевченко Н.П. была осмотрена врачом <данные изъяты> указано, что наблюдается по ревматоидному артриту, получает <данные изъяты> в день с 2022 года. Установлен диагноз: <данные изъяты>. Установлено лечение, выписан лекарственный препарат – <данные изъяты>, рекомендовано принимать 100мг утром и 150 мг вечером пить 5 дней, затем по 150 мг утром и 150 мг вечером пить пять дней, затем по 150 мг утром и 200 мг вечером пить 5 дней, затем по 200 мг 2 раза в день не менее 1 года.

В заявлении обратившись к прокурору, Шевченко Н.П. указала, что она обратилась во врачебную амбулаторию с.Бабстово ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ» за выпиской рецепта на лекарственный препарат <данные изъяты> отпуск которого осуществляется бесплатно в связи заболеванием. В выписке рецепта было отказано по причине отсутствия лекарственного препарата на складах учреждения. Лекарственный препарат <данные изъяты> является жизненно необходимым ввиду наличия заболевания, в связи с чем самостоятельно приобрела лекарственный препарат. Просит обратиться в суд в ее интересах, взыскать понесенные расходы на приобретение препарата, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000руб.

В отобранном объяснении заместитель главного врача Ленинской ЦРБ Губанова И.Г. пояснила, что Шевченко Н.П. состоит на учете в Ленинской ЦРБ с диагнозом <данные изъяты> В связи с заболеванием Шевченко Н.П. ей положено получение лекарственного препарата <данные изъяты> Заявка на данный препарат была направлена в октябре 2023 года в Департамент здравоохранения. В октябре 2023 Шевченко Н.П. был выписан указанный препарат, далее препарат отсутствовал, по какой причине не знает. С 11.03.2024 препарат <данные изъяты> в наличии имеется.

Согласно предоставленных квитанций следует, что в аптеке № 4 в г.Биробиджане по ул.Миллера 8, 16.01.2024 года приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> на сумму 3256,62 руб. и 17.02.2024 приобретен лекарственный препарат <данные изъяты> на сумму 3096,00руб.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства Шевченко Н.П. не была обеспечена в январе и феврале 2024 года лекарственным препаратом <данные изъяты> выписанным лечебным учреждением на год до 18.03.2024 года, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает права истца Шевченко Н.П. на качественную, своевременную медицинскую помощь, в связи с чем, требование Шевченко Н.П. о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственного препарата подлежит удовлетворению.

Доказательств того, что департамент здравоохранения в соответствии с пунктом 2.5 постановления правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп надлежащим образом осуществлял контроль за отпуском лекарственных препаратов для льготных групп населения суду не предоставлено. Не предоставлено департаментом здравоохранения и доказательств о том, что были предприняты все необходимые меры для своевременного обеспечения Шевченко Н.П. указанным лекарственным препаратом.

В судебном заседании установлено, что истец приобрела лекарственный препарат <данные изъяты> 16.01.2024 и 17.02.2024 (общая дозировка приобретенного самостоятельно препарата соответствует выписанной дозировке) за счет собственных средств, поскольку вышеуказанный препарат ей в установленный срок не выдан.

В соответствии с представленными кассовыми чеками от 16.01.2024 и 17.02.2024 истцом произведена оплата за лекарственные препараты в общей сумме 6352 рубля 62 копейки.

Согласно части 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2).

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Шевченко Н.П. денежных средств в размере 6352 рубля 62 копейки.

Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Суд считает, что необеспечение истца в срок необходимым лекарственным препаратом прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.

Определяя размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации морального вреда, суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, в частности характер физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности истца, в частности заболевание, его тяжесть, возраст истца, ежедневную необходимость по жизненным показаниям приема данного лекарственного препарата, период, в течение которого она, в нарушение установленного законом срока, не была обеспечена лекарственным препаратом, отсутствие доказательств ухудшения состояния здоровья истицы, ввиду нарушения сроков отпуска лекарственного препарата, степень вины ответчика, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда завышен, и с учетом требований разумности и справедливости, необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, в частности того, что выплата компенсации морального вреда одним категориям граждан не должна нарушать права других категорий граждан, поскольку денежные средства государственного органа, подлежат направлению также на осуществление социальных и иных значимых для общества программ, на реализацию прав льготных категорий граждан на обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями и т.п., полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, снований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере, суд не находит.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Шевченко <данные изъяты> к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственного препарата в размере 6352 рубля 62 копейки, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей отказать, поскольку Ленинская центральная районная больница не является надлежащим ответчиком по данным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд-

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Шевченко <данные изъяты> к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственных препаратов и компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области ИНН/КПП 7900001070/790101001, ОГРН 1027900513156 в пользу Шевченко <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства за самостоятельное приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты> в размере 6352 рубля 62 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, всего взыскать 11352(одиннадцать тысяч триста пятьдесят два)рубля 62 копейки.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в защиту прав, свобод и законных интересов Шевченко <данные изъяты> к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ленинская центральная районная больница» о взыскании денежных средств за самостоятельное приобретение лекарственного препарата в размере 6352 рубля 62 копейки, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.06.2024.

Судья А.В. Щиканов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-206/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевченко Наталья Петровна
Прокурор Ленинского района ЕАО
Ответчики
ОГБУЗ «Ленинская центральная районная больница»
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Суд
Ленинский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Щиканов А.В.
Дело на сайте суда
leninsky.brb.sudrf.ru
03.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2024Подготовка дела (собеседование)
27.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее