11 октября 2022 года г. Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской областив составе:
председательствующего судьи Окороковой Э.Н.,
при секретаре Иваниловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда гражданское дело по иску К. к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> об обязании назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента первичного обращения в пенсионный орган,
УСТАНОВИЛ:
К. обратился в суд с иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с выполнением работы в районах Крайнего Севера.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа, при этом установлено, что подтвержденный страховой стаж составляет 21 год 7 месяцев 18 дней, из которых 8 лет 28 дней – работа в районах Крайнего Севера.
В льготный стаж истцу не были зачтены периоды работы в ОАО «Обьнефтегазгеология» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
По спору в отношении данного периода истец обращался в суд, решением Ливенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования были удовлетворены, спорный период признан периодом, подлежащим включению в льготный страховой стаж истца.
После вступления решения суда в законную силу со стороны пенсионного органа последовал отказ в назначении пенсии с даты первичного обращения.
Полагает действия ответчика необоснованными, поскольку на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости у него имелся страховой стаж в количестве 25 календарных лет, в том числе 11 лет семь месяцев 14 дней стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Просит обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты первичного обращения с заявлением о назначении пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании К. требования поддержал, пояснив, что все периоды, которые в настоящее время учтены пенсионным органом в его страховой стаж, в том числе льготный стаж,давали право на назначении пенсии на дату первичного обращения, только требовалось время для сбора документального подтверждения, о том, что необходимы будут дополнительные сведения ему сразу не разъяснили в пенсионном органе, он полагал, что льготный стаж не был учтен в полном объеме как по льготному подсчету, так и в составе общего страхового стажа, поэтому обращаясь в суд с иском в феврале 2022 года, он рассчитывал, что с увеличением количества лет льготного стажа будет увеличен и его общий страховой стаж, когда в июле 2022 года ему вновь было заявлено о недостаточно общего страхового стажа он попросил содействия в сборе данных по периоду работу на Ульяновском автомобильном заводе.
ПредставительОтделения Пенсионного фонда РФ в Орловской области иск не признал, полагал, что решение об отказе в назначении пенсии было принято обоснованно, так как на дату первичного обращения с заявлением о назначении пенсии истцом не были предоставлены документы и не заявлено о наличии стажа, который увеличил бы период страхового стажа до 25 лет, подтверждено и заявлено только о периодах, давших подсчет страхового стажа в количестве 21 года 7 месяцев 16 дней, в котором льготного стажа имелось 8 лет 28 дней, что достаточным было бы для досрочного назначения пенсии, но при условии наличия 25 лет страхового стажа.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации настраховые пенсии установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом "О страховых пенсиях".
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Со снижением возраста, указанного в части первой ст.8 данного Федерального закона, страховая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. ( п.6 ч. 1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных чч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе. ( ч.2-4 ст.22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 884н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Пунктом 23 Правил N 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст. 21, 22 названного федерального закона).
Как следует из материалов дела, заявление К. о назначении страховой пенсии по старости принято сотрудником клиентской службы в Ливенском районе Отделения ПФ РФ в Орловской области ДД.ММ.ГГГГ.
До этого заявления в сентябре 2021 года проводилась оценка его пенсионных прав, уведомлением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ сообщалась о результатах оценки периодов работы в Тульском МССМУ, данные периоды были оценены как не подлежащее зачету в страховой стаж в связи с недостатками, выявленными в оформлении документов, подтверждающих заключение трудового договора, при этом разъяснений о необходимости предоставления сведений об иных периодов стажа с целью включения в страховой стаж, количество лет которого недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии в уведомлении не содержится.
Из решения об отказе в назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу было отказано в назначении пенсии (досрочной страховой пенсии по основанию п.6 части 1 ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях) по причине отсутствия требуемого количества 25 лет страхового стажа, пенсионным органом зачтено в страховой стаж 21 год 7 месяцев 18 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера был установлен в количестве 8 лет 28 дней. Разъяснений о том, какие при этом периоды были исключены из стажа истца в данном отказе не содержится.
Из материалов гражданского дела №, имевшегося в производстве Ливенского районного суда <адрес> по иску К. к Отделению Пенсионного Фонда РФ в Орловской области об обязании назначить пенсию по старости, видно, что обращение К. с иском в суд ДД.ММ.ГГГГ было обусловлено его несогласием со сведениями, отраженными в его индивидуальном лицевом счете застрахованного лица о периодах работы, учтенных пенсионным органом. Так, истец оспаривал оценку его прав в отношении количества лет льготного стажа, в частности по периодам работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, кроме этого, уточнив свои требования, просил зачесть в его общий страховой стаж период работы в Ливенском РАЙПО с сентября 1994 года по ноябрь 1996 года.
В связи с добровольным удовлетворением ответчиком его требования о зачете в общий страховой стаж периода работы в Ливенском РАЙПО, в конечном итоге истец оставил требование о включении в его льготный страховой стаж периода работы в ОАО «Обьнефтегазгеология» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ливенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования К. удовлетворены в полном объеме.
Кроме этого, в июне 2022 года истец обратился в пенсионный орган с ходатайством об оказании содействия в сборе документов по периоду его работы на Ульяновском автомобильном заводе, такая документация поступила в подразделение Пенсионного Фонда РФ ДД.ММ.ГГГГ, данный период работы был зачтен в общий страховой стаж истца.
Из вариантов расчета количества лет общего страхового стажа, в том числе количества лет требуемого льготного стажа, дающего право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, предоставленных ответчиком, видно, что на дату состоявшегося решения суда от ДД.ММ.ГГГГ продолжительность льготного страхового стажа увеличилась до 8 лет 11 месяцев 15 дней, но и ранее установленной продолжительности льготного стажа - 8 лет 1 месяца 17 дней было бы достаточно для назначения пенсии в 58 лет 10 месяцев,то есть на ДД.ММ.ГГГГ, но при этом требовалось наличие 25 лет общего страхового стажа, которые будут установлены после предоставления дополнительных документов от Ульяновского автомобильного завода.
Таким образом, суд полагает, что на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, дата принятия которого отмечена ДД.ММ.ГГГГ, а не ошибочно в последующем указанная дата – ДД.ММ.ГГГГ, у истца имелся необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, документальное обоснование которого было подтверждено собранными в последующем документами – добровольно зачтенными периодами работы в Ливенском РАЙПО и на Ульяновском автомобильном заводе, кроме этого количество лет льготного страхового стажа было увеличено в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, суд полагает необоснованными действия пенсионного органа по требованию о подаче со стороны истца повторного заявления о назначении пенсии в данное время, при наличии того обстоятельства, что на дату вынесения решения пенсионным органом об отказе в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа таковой стаж фактически имелся и он был учтен на основании дополнительно предоставленной документации. Своевременность предоставления документации в данной ситуации, по мнению суда, зависела от надлежащей разъяснительной работы, которую обязан проводить пенсионный орган с лицом, претендующим на пенсионное обеспечение, в ситуации с Константиновым В.П. подобного рода работы судом не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования К. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловской области назначить К. досрочную страховую пенсию по старости с момента первичного обращения в пенсионный орган, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: