Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
13 сентября 2017 года <адрес>
<адрес>
<адрес>
682571
Судья Аяно-Майского районного суда <адрес> Бобелева И.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица
федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока», ОГРН 1122815000604, ИНН 2815014915, юридический и почтовый адрес: 680000, Российская Федерация, <адрес>-Ю-Чена, 37,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетев УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО3 в отношении федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока» (далее ФКП «Аэропорты Дальнего Востока») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному протоколу субъект транспортной инфраструктуры – ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», по адресу: <адрес>, аэропорт, ДД.ММ.ГГГГ, будучи привлеченным к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторно не исполнило требования по обеспечению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, и эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, что выразилось в том, что
в нарушение п.5.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Требования) ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» не сформировано в соответствии с особыми уставными задачами и не привлечено подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры – аэропорта Аян (далее ОТИ) от актов незаконного вмешательства;
в нарушение п.5.13 Требований ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» не проведена специальная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, включенных в состав группы быстрого (немедленного) реагирования специально оснащенных, мобильных круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации;
в нарушение п.5.26, п.5.26.1-п.5.26.4 Требований ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в целях обеспечения транспортной безопасности не установлены конфигурации и границы территории зоны свободного доступа, перевозочного сектора, технологического сектора зоны транспортной безопасности аэропорта Аян;
в нарушение п.5.26, п.5.26.1 Требований определенные ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» объекты, входящие в зону свободного доступа ОТИ, приведенные в разделах 2.6.1 Плана обеспечения транспортной безопасности филиала ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» «Аэропорт Аян», утвержденного заключением Дальневосточного МТ ВТ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее план ОТБ) и п.3.3 приложения № к Плану ОТБ не соответствуют друг другу;
в нарушение п.5.26, п.5.26.3 Требований определенные ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» объекты, входящие в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, приведенные в разделе 2.6.2 Плана ОТБ и приложении № к Плану ОТБ не соответствуют описанию объектов, приведенных в разделе 3.3 приложения № к Плану ОТБ;
в нарушение п.5.26, п.5.26.3 Требований определенные ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» объекты, входящие в технологический сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, приведенные в разделе 3.2 Плана ОТБ и приложений №, № к Плану ОТБ противоречат друг другу; приведенное в п.3.3 приложения № к Плану ОТБ описание объектов входящих в технологический сектор зоны транспортной безопасности ОТИ не соответствует схеме (приложение №) и описанию (раздел 2.6.3, раздел 3.2 Плана ОТБ);
в нарушение п.5.26, п.5.26.5 Требований ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в целях обеспечения транспортной безопасности не установлена схема размещения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и ее секторов, приведенное описание в разделе 2.2 приложения № к Плану ОТБ и разделе 3.1.2 Плана ОТБ не является схемой размещения, предусмотренной п.2.26.5 Требований.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с ч.1, ч.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передано для принятия решения в суд и поступило в Аяно-Майский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела защитник ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» ФИО2, действующая на основании доверенности с составленным в отношении юридического лица протоколом об административном правонарушении не согласилась, по доводам, изложенным, в письменных возражениях на протокол. Указав на отсутствие нарушений Требований со стороны ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», просила суд производство по делу прекратить.
Заслушав защитника ФИО2, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон №16-ФЗ).
В силу п.5, п.9 ст.1 Федерального закона №16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя в числе прочих аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации. Субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ч.1 ст.6 Федерального закона №16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.8 Федерального закона №16-ФЗ приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее Требования).
Указанные Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ). Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС (п.2, п.3, п.4 Требований).
В силу п.5.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.
Пунктом 5.13 Требований на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5.26, п.5.26.1-5.26.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности: конфигурацию и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ или ТС); конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ или ТС; конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - перевозочный сектор зоны транспортной безопасности); конфигурацию и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей, и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор зоны транспортной безопасности); схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.12 Федерального закона №16-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, а именно неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет для юридических лиц административную ответственность в виде административного штрафа в размере от 100 000 до 200 000 рублей либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» является субъектом транспортной инфраструктуры, эксплуатирующим объект транспортной инфраструктуры – аэропорт Аян на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Согласно уставу ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов, посадочных площадок и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ.
В соответствии с распоряжением Управления государственного авиационного надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ №-р в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводилась плановая документарная проверка в отношении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» филиал «Аэропорт Аян».
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения обязательных требований транспортной безопасности на воздушном транспорте указаны в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование виновности ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, к данному протоколу приложены следующие доказательства: вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ постановление УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; акт проверки УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора филиала ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» «Аэропорт Аян» от ДД.ММ.ГГГГ №; предписание об устранении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из акта проверки УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора филиала ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» «Аэропорт Аян» от ДД.ММ.ГГГГ № проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверкой выявлены нарушения обязательных требований транспортной безопасности на воздушном транспорте, в том числе выявлены указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения п.5.5, п.5.12, п.5.26, п.5.26.1-п.5.26.5 Требований.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» в соответствии с п.7.1 ст.1 Федерального закона №16-ФЗ, п.1, п.2, п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № организована охрана границ территории аэропорта подразделением транспортной безопасности – ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, что подтверждается имеющимся в материалах дела государственным контрактом на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями. Кроме того, ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» имеет действующий до ДД.ММ.ГГГГ сертификат соответствия по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту Аян от ДД.ММ.ГГГГ и согласованную Дальневосточным МТУ Росавиации Программу авиационной безопасности.
При указанных обстоятельствах факт нарушения СТИ п.5.5.Требований не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергается имеющимся в деле доказательствами.
Объекту транспортной инфраструктуры – аэропорту Аян, федеральным агентством воздушного транспорта ДД.ММ.ГГГГ присвоена четвертая категория, соответствующие записи внесены в Реестр категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Для объектов четвертой категории законодательно не определено создать группу быстрого (немедленного) реагирования, специально оснащенную, мобильную, круглосуточно выполняющую свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критическом элементе ОТИ.
Планом ОТБ ОТИ в разделе 4.3.3 на основаниип.5.13 Требований и п.55 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации» с учетом условий аэропорта для оперативного реагирования на сообщения о совершении противоправных действий, возникновении чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах, а также для принятия незамедлительных мер по поиску, преследованию и задержанию нарушителей создается группа немедленного реагирования, которая комплектуется за счет установленной численности и отдельным структурным подразделением не является. Оперативное руководство группой немедленного реагирования комплектуемой двумя сменными стрелками отделения Аян осуществляет начальник САБ аэропорта. В повседневной деятельности сменные стрелки – члены группы немедленного реагирования, выполняют свои должностные обязанности.
Согласно приказу ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» от ДД.ММ.ГГГГ №/од в целях исполнения требований законодательства Российской Федерации о транспортной и авиационной безопасности в филиале ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» аэропорт Аян лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности назначен начальник службы авиационной безопасности, который является оперативным руководителем группы немедленного реагирования, имеет удостоверения об обучении транспортной безопасности №ДППРОТИ 2-59-0534 от ДД.ММ.ГГГГ и об обучении авиационной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ, а также аттестован по транспортной безопасности. Директор аэропорта с ДД.ММ.ГГГГ не является лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности объекта, о чем в План ОТБ ОТИ внесены изменения. Сотрудники отделения Аян перед допуском к работе проходят соответствующую подготовку по авиационной и транспортной безопасности согласно законодательству Российской Федерации и условиям государственного контракта.
При указанных обстоятельствах факт нарушения СТИ п.5.13 Требований так же не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергается имеющимся в деле доказательствами.
В ходе рассмотрения дела судом исследовался План ОТБ. В разделах 2-9 приложения № Плана ОТБ указаны объекты аэропорта находящиеся на территории зоны транспортной безопасности – контролируемой зоне аэропорта и на территориях секторах зоны транспортной безопасности, доступ на объекты которых осуществляется по разрешительным отметкам в пропусках. В приложении № к Плану ОТБ ОТИ и в приложении № к приложению № к Плану ОТБ ТРИ имеется схема контролируемой зоны аэропорта – зоны транспортной безопасности и маршрутов патрулирования аэропорта Аян», выполненная в графическом и цветном исполнении с уловными обозначениями. В разделах 2.6.1-2.6.3 Плана ОТБ ОТИ указаны и описаны текстуально установленные зоны свободного доступа, сектора. Разделы 3.1-3.1.4 Плана ОТБ ОТИ о пропускном и внутриобъектовом режимах в аэропорту Аян. Раздел 3.2 Плана ОТБ ОТИ относится к организации контроля.
При этом в протоколе об административном правонарушении (п.4) отсутствует указание на то, в чем конкретно заключается нарушение СТИ п.5.26, п.5.26.1- п.5.26.4 Требований.
При указанных обстоятельствах факт нарушения СТИ п.5.26, п.5.26.1- п.5.26 Требований указанный в п.4 протокола об административном правонарушении не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Изложенные в п.5-п.8 протокола об административном правонарушении нарушения СТИ п.5.26, п.5.26.1-5.26.5 Требований, так же не конкретизированы и при исследовании в ходе судебного разбирательства Плана ОТБ судом не установлены.
Таким образом, все указанные в составленном в отношении ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» протоколе об административном правонарушении нарушения Требований опровергаются имеющимися в материалах дела докладом по распоряжению на проверку от ДД.ММ.ГГГГ №, государственным контрактом на оказание охранных услуг от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями к нему, приказом от ДД.ММ.ГГГГ №/од, должностной инструкцией начальника отдела транспортной безопасности, журналом учета проводимых учений, заключением об утверждении Плана ОТБ ОТИ от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-од с приложениями, удостоверением №, удостоверением о повышении квалификации ДППРОТИ 2-59-0534, выпиской из реестра, а также представленными защитником в ходе рассмотрения дела сертификатом №ФАВТ.АБ.11-012, сопроводительным письмом о согласовании документов от ДД.ММ.ГГГГ № и исследованным в ходе судебного разбирательства Планом ОТБ ОТИ.
При этом План ОТБ ОТИ, в соответствии с требованиями п.6 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка разработки план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», ДД.ММ.ГГГГ утвержден Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспортна Федерального агентства воздушного транспорта.
Приложение № Плана ОТБ ОТИ было рассмотрено на соответствие требованиям нормативно правовых актов воздушного законодательства Российской Федерации УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора и согласовано данным надзорным органом, с указанием в сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ № на то, что в представленных на согласование документах отступлений от требований действующего законодательства Российской Федерации не выявлено.
В соответствии со ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Доказательства того, что ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» повторно допустило неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии в действиях ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» инкриминируемого ему состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Руководствуясь ст.24.5, ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока» на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения – прекратить.
Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.<адрес>