Решение по делу № 2-673/2024 (2-6230/2023;) от 04.12.2023

Дело № 2-673/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск                                 27 февраля 2024 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой А.П.,

с участием: истца ФИО1,

представителей ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о перерасчете и выплате пенсии,

установил:

истец ФИО1 обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее ОФПСС РФ по Хабаровскому краю и ЕАО) о перерасчете и выплате пенсии, в обосновании иска указав что, истец является получателем страховой пенсии по страсти с ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионный орган должен обеспечить гражданам разъяснительную работу, по вопросам, относящимся к их компетенции. Истец трижды обращался в Пенсионный орган с перерасчетом общего трудового стажа на основании Федерального закона № 173-ФЗ. Истец полагает, что Пенсионным фондом необоснованно занижен трудовой стаж истца, следовательно размер пенсии также произведен по заниженному трудовому стажу. По расчетам Пенсионного фонда его общий трудовой стаж составил 39 лет 8 месяцев 2 дня. По его подсчетам трудовой стаж составил более 46 лет. Просит зачесть в трудовой стаж истца период службы в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере, период учебы в Хабаровском техникуме связи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в Северных и приравненных к ним районах – 3 года 4 месяца 3 дня в полуторном размере. Также после выхода на пенсию ДД.ММ.ГГГГ он продолжал работать, однако в тот период работающим пенсионерам одновременно заработная плата и пенсия не выплачивалась. Сейчас работающим пенсионерам платят минимальную пенсию, в связи с чем, невыплата ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. Просит включить в его стаж период службы в рядах Советской Армии по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере, период учебы в Хабаровском техникуме связи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы в Северных и приравненных к ним районах – 3 года 4 месяца 3 дня в полуторном размере. Взыскать с Пенсионного фонда в пользу истца невыплаченную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом указанного стажа, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время недоплаченную пенсию с учетом указанного стажа.

В ходе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования, согласно требованиям, изложенным в последней редакции истец просит устранить выявленные недостатки в начислении пенсии за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Увеличить трудовой стаж и стажевый коэффициент до 0,75 за учебу в техникуме. Установить 1,2 коэффициент – повышение за стаж – 45 лет. Индекс роста – минимальный размер пенсии – 1,15 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Выплатить пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Направить в Министерство юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю обращение с вопросом о правильности начисления пенсии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Истец в судебном заседании уточненные исковые требования подержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении и в уточнениях к иску, представил письменные пояснения, просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменные возражения на исковые требования, дополнения к письменным возражениям. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации в разное время осуществлялось в соответствии с различными нормативными правовыми актами. Так до 01.01.2002 действовал Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», после указанной даты и до 01.01.2015 действовал Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2015 назначение и начисление пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением о перерасчете ранее начисленной пенсией и предоставлении информации о начислении ему пенсии.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за л Пенсионным фондом ФИО1 дано разъяснение, какой расчет применяется для начисления ему пенсии по старости.

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратился в Пенсионный фон с аналогичным вопросом о расчете ему размера пенсии

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным фондом было мотивированно разъяснено ФИО1 о порядке и размере начисляемой ему пенсии.

Поскольку истец, при уточнении исковых требований, не отказался от первоначальных исковых требований, суд рассматривает первоначальные исковые требования истца с учетом их дополнений.

Рассматривая требования истца о включении в его страховой стаж период службы в армии в двойном размере, период учебы, и период работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера суд приходит к следующему.

ФИО1 пенсия по старости была установлена с ДД.ММ.ГГГГ, по достижению возраста 60 лет на основании ст. 10 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990 на общих основаниях, мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет.

Как видно из представленного ответчиком расчета, продолжительность стажа истца при назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ составила 42 года 8 месяцев 15 дней (в стаж был включен период службы в армии в двойном размере, период работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в полуторном размере). Страховой стаж в календарном исчислении составил 39 лет 08 месяцев 25 дней. Для назначения истцу страховой пенсии по старости требовалось не менее 25 лет страхового стажа. При назначении истцу страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ у истца имелась необходимая продолжительность страхового стажа более 25 лет.

Более того, при расчете страховой пенсии период службы в армии был учтен в льготном исчислении, период работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера был исчислен в льготном исчислении. Период обучения не был зачтен в страховой стаж, поскольку на момент назначения пенсии, истцом не предоставлялись дополнительные документы, подтверждающие период обучения.

Пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при определении истцу право на назначение страховой пенсии по старости, он имел необходимую продолжительность страхового стажа, а при расчете ему пенсии, период службы в армии был учтен в льготном исчислении (в двойном размере), период работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера был исчислен в льготном исчислении (в полуторном размере), в связи с чем оснований для возложения на Пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж истца при расчете пенсии службу в армии в двойном размере, работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в полуторном размере не имеется. Также суд не находит оснований для включения в страховой стаж для назначения пенсии периода обучения в Хабаровском электро-техникуме связи Министерства связи СССР, поскольку с требованием о перерасчете размера пенсии с учетом периода работы истец не обращался.

Рассматривая требования истца об увеличении стажевого коэффициента до 0,75 за учебу в техникуме, установлении коэффициента – 1,2 за стаж – 45 лет, индекс роста – 1,15 в период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.01.2002

Конституция Российской Федерации, закрепляя согласно целям социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в соответствующих правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, по правилам, закрепленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Положения статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2 той же статьи).

Согласно пункту 3 статьи 30 приведенного закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

- из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

- из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

- ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

- ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

- СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

- периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

- периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

- служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

- период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

- периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Таким образом, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в порядке пункта 3 данной статьи определяется исходя из стажевого коэффициента и среднемесячного заработка застрахованного лица в соотношении со среднемесячной заработной платой в Российской Федерации и учету подлежит только общий трудовой стаж до 1 января 2002 года, в который включаются только прямо перечисленные в указанном пункте периоды. При этом указанная норма Федерального закона не предусматривает включение в расчет периодов учебы.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными в подпункте 4 пункта 28 постановления от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.

В соответствии с пунктом 4 части 30 указанного Федерального закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются, в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности.

В соответствии с абз. 26 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом (в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации), производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Стажевый коэффициент для истца составил 72%, заработная плата для назначения пенсии была учтена по последнему месту работы за период с 01.12.1997 по 30.11.1999. Далее стажевый коэффициент увеличивался, поскольку истец после установления ему пенсии продолжил работу.

Далее в связи со вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях своевременно и правильно организации работы по перерасчету с 01 января 2002 года размеров пенсий уполномоченным органом была направлена Телетайпограмма Правления ПФ РФ N ЛЧ-06-27/10324, Минтруда РФ № 8804-ЮЛ от 13 декабря 2001 года «О перерасчете пенсий с 01.01.2002», которая предписывала автоматизированным способом произвести выборку из базы данных о пенсионерах, просчитать целесообразность исчисления им пенсии по различным вариантам и произвести перерасчет размера пенсии, осуществить автоматизированным способом повышение пенсии. Осуществление соответствующего перерасчета допускалось без истребования от пенсионера какого-либо заявления и дополнительных документов.

С 01.01.2002 размер пенсии истца был рассчитан в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ из календарного стажа.

Как обоснованно указал Пенсионный орган, льготный порядок включения периодов военной службы при исчислении общего трудового стажа истца предусмотрен только положениями пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», тогда как расчет пенсии истца производился в ином порядке, предусмотренном положениями пункта 3 статьи 30 этого же закона, который не предусматривает льготный порядок включения периодов военной службы, а периоды учебы не подлежат включению при исчислении календарного стажа.

Ответчиком верно установлен трудовой стаж истца на 01.01.2002 – 39 лет 8 месяцев 21 день поскольку учеба в общий стаж, при расчете пенсии по п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ не учитывается, в связи с чем, стажевый коэффициент из календарной продолжительности и трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 – 39 лет, составит – 0,66%.

Проверяя расчет представленный ответчиком в судебном заседании от 04.07.2023, суд соглашается с ним, поскольку представленный расчет произведен в точном соответствии с п. 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В подсчет страхового стажа при варианте расчета по п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» включаются периоды учебы и военной службы по призыву в размере, учитываемом на момент прохождения службы, а также иные льготные периоды в льготном исчислении.

Согласно абз. 40 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с пунктом 4 указанного Закона, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин, не может быть менее 660 рублей.

Произведя расчет пенсии, приведенный в уточнении к исковому заявлению, истец неправильно применяет нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Смешивать указанные варианты пункта 3 и пункта 4 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ например стаж применять по п. 4 с учебой и льготным исчислением периодов работы, а формулу для расчета размера пенсии применять по п. 3 недопустимо.

Таким образом, размер пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на сегодняшний день будет более выгодным для истца как видно из приведенного расчета по первому варианту, размер пенсии истца значительно превышает размер, рассчитанный по второму варианту, в связи с чем, суд приходит к выводу, что расчет пенсии истца, произведен ответчиком, в соответствии с законодательством, действующим в спорные периоды, по наиболее выгодному для него варианту расчета, нарушений прав и законных интересов истца при исчислении размера страховой пенсии не установлено. Равно как и правовых оснований, для возложения на ответчика обязанности по проведению перерасчета назначенной пенсии отсутствуют.

Более того, суд обращает внимание, что расчет величины пенсии производится в авторизированном порядке по специально разработанной программе.

Таким образом, анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что при начислении истцу размера пенсии на ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным органом был верно исчислен страховой стаж истца в календарном исчислении 39 лет 8 месяцев 25 дней, в льготном исчислении с учетом двойного порядка учета службы в армии и льготного исчисления в полуторном размере периода работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 42 года 08 месяцев 15 дней.

Доводы истца, что при расчете истцу пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ ему не был зачтен период учебы в техникуме, в настоящем споре не может быть принят во внимание, на основании следующего.

Как устанавливалось статьей 16 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона).

В соответствии с частью 2 статьи 16 названного закона устанавливалось, что при назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии.

В статье 106 Закона № 340-1 установлено, что при увеличении общего трудового стажа, с учетом которого определяется размер пенсии (статьи 16, 17, 18, 19, 34 Закона), на год либо большее число лет пенсия пересчитывается.

Согласно статье 118 Закона № 340-1 (действовавшего в период назначения истцу пенсии), пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 119 Закона. Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы, обратившемуся за пенсией дается разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если они будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения считается день подачи заявления.

Как видно из представленных документов, размер страхового стажа истца был взят Пенсионным органом из трудовой книжки истца, сведения об обучении в Хабаровском электро-техникуме связи не предоставлялись истцом, доказательств того, что такие сведения были внесены в трудовую книжку истца, суду не представлено.

Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены «Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (действовавшие на момент возникших правоотношений).

Так п. 48 указанных Правил определено, что перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу требований п. 52 данных Правил в случае, если до поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявитель представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривает заявление о перерасчете размера пенсии с учетом документов, представленных заявителем по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта. Заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми для перерасчета размера пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам, или органам местного самоуправления организациях, которые заявитель представил по собственной инициативе.

Перерасчет размера пенсии производится со сроков, предусмотренных ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» и ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (п. 54 названных Правил).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. В случае отсутствия в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений, необходимых для определения права на трудовую пенсию (страховую часть трудовой пенсии по старости, долю страховой части трудовой пенсии по старости) для подтверждения страхового стажа, стажа на соответствующих видах работ принимаются любые документы, содержащие необходимые сведения (трудовая книжка, справка страхователя и др.). Размер трудовой пенсии определяется по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отраженным в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Поскольку до 01.01.2002 сведения об обучении истцом в Пенсионный орган не предоставлялись, а расчет истца на сегодняшний день производится по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» без учета периодов учебы, то правовых оснований, для возложения на ответчика обязанности по проведению перерасчета назначенной пенсии отсутствуют.

Рассматривая требования истца о выплате ему начисленной, но не выплаченной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.

Статьями 22, 49, 76, 87, 116 Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалась выплата пенсии работающим пенсионерам в полном размере (в некоторых случаях, без доплаты на иждивенцев).

Из предоставленного в материалы дела, Пенсионным органом распечатки с электронного журнала информации о выплате пенсии ФИО1 следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ежемесячно начислялась и выплачивалась пенсия на его расчет счет, открытый в отделении Сбербанка г.Бикина, затем в отделение «Спасского ОСБ», затем на расчетный счет «Дальневосточное ОВК».

Доводы истца, что на момент назначения ему пенсии он был работающим пенсионером, в связи с чем пенсия ему не выплачивалась, судом отклоняются, поскольку как уже было установлено действующим на тот момент пенсионным законодательством, выплата пенсии работающим пенсионерам предусматривалась в полном размере. Доказательство того, что истец не получал пенсию за указанный им период материалы не содержат и суду не предоставлены, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истца о направление в Министерство юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю обращение с вопросом о правильности начисления истцу пенсии за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, суд приходит к выводу, что истцом такое требование заявлено необоснованно, на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 117 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-I пенсионное обеспечение в соответствии с названным законом осуществлялось государственными органами социальной защиты населения.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Таким образом, расчет суммы пенсии, входит в компетенцию органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, исходя из имеющихся у него сведений о стаже, заработке и начисленных страховых взносов, производится в авторизированном порядке, в связи с чем, ни суд, ни Министерство юстиции РФ не могут подменять Пенсионный орган в расчете величины размера пенсии.

Таким образом, поскольку судом каких-либо неправомерных действий (бездействий) со стороны ответчика не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о перерасчете и выплате пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение суда составлено 05.03.2024.

Судья                                    Л.П. Мальцева

Копия верна

Судья:_____________________

(Л.П. Мальцева)

Секретарь судебного заседания

_______________(Соловьева А.П.)

«____»_____________2024 г.

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2023-006964-28

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в дело № 2-673/2024 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска.

2-673/2024 (2-6230/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевченко Николай Прокопьевич
Ответчики
ГУ- отделение пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Мальцева Лилия Полиектовна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Подготовка дела (собеседование)
19.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.01.2024Предварительное судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024Дело оформлено
07.05.2024Дело передано в архив
27.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее