УИД №
Дело № 2-629/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.01.2020 г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лемперт И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.С.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РХ (межрайонное) о признании решения пенсионного органа незаконным, обязании установить досрочную страховую пенсию,
с участием представителя истца ФИО5, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6,
УСТАНВОИЛ:
Т. обратилась с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РХ (межрайонное) (далее – ГУ – УПФ в <адрес>), в котором просила: признать решение ГУ - УПФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным; обязать ответчика назначить Т. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии ч. 1 ст. 32 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В обоснование заявленных требований указала, что ее сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании медицинских заключений был признан ребенком-инвалидом, за которым она осуществляла уход. ДД.ММ.ГГГГ сын умер. Поскольку решением ГУ - УПФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии ей отказано, обратилась в суд с указанными выше требованиями.
Представитель истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы иска, считал, что поскольку истцом соблюдены требования Федерального закона «О страховых пенсиях», а именно: наличие требуемого пенсионного страхового стажа, достижения необходимого возраста, воспитание ребенка-инвалида.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против иска, просил отказать, указав, что пенсия по старости ранее достижения пенсионного возраста предоставляется лицу, воспитывающего ребенка-инвалида до 8 лет, а у истца ребенок-инвалид умер ранее достижения им 8-летнего возраста.
Истец извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявила, направила представителя.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Как следует из материалов дела сын Т.С.И. – ФИО4, родился ДД.ММ.ГГГГ и являлась ребенком-инвалидом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер в возрасте 1 год 10 месяцев 15 дней. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами спора не оспариваются.
По достижению возраста 50 лет Т. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с воспитанием ребенка - инвалида.
Решением ГУ - УПФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Т. в назначении страховой пенсии по старости отказано, поскольку не выполнено условие - воспитание ребенка до 8 летнего возраста.
В силу ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции действующей в момент возникновения спорных правоотношений). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Указанная правовая норма представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей в многодетной семье и детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Такое правовое регулирование направлено на социальную защиту указанной категории граждан, обусловлено приоритетом интересов и благосостояния детей, отражает признание общественной значимости осуществления материнской функции, направлено на защиту семьи, материнства, отцовства, опекунства и детства, имеет целью установление для соответствующей категории лиц с семейными обязанностями особых мер социального обеспечения, что согласуется с конституционными ценностями справедливости и юридического равенства и основанным на них принципом сбалансированности прав и обязанностей.
При этом необходимым условием для досрочного назначения страховой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке, его воспитание, лица, обратившегося за досрочным назначением пенсии, до 8 лет.
При этом суд отмечает, что согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 03.11.2009 № 1365-О-О, предусмотренное пунктом 1 ч. 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» правовое регулирование, предоставляющее право родителя инвалида с детства, воспитавшего его до достижения им возраста 8 лет, на назначение досрочной страховой пенсии по старости, вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, в то время как обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что ФИО4 умер не достигнув 8-летнего возраста.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П).
В данном случае, одним из юридически значимых обстоятельств для назначения пенсии, является достижение ребенка-инвалида восьмилетнего возраста.
Поскольку данное обстоятельство материалами дела не подтверждается, суд полагает возможным в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с отсутствием оснований для назначения пенсии истцу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по причине чего обжалуемое решение ответчика является законны, у ответчика не возникает обязанности в назначении досрочной страховой пенсии истцу.
В порядке ст. 98 ГПК РФ у истцу не возмещаются судебные расходы по уплате госпошлины при подачи иска в суд, поскольку в удовлетворении исковых требований отказано.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Т.С.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) признании решения пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании установить досрочную страховую пенсию, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Абаканский городской суд РХ в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Н. Лемперт
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Лемперт