Председательствующий – Усольцева Е.В. |
дело № 33-363 |
номер дела в суде первой инстанции №2-144/2020
УИД 02RS0003-01-2020-000002-45
строка статистической отчетности 3.025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2020 года |
г. Горно-Алтайск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Сарбашева В.Б.,
судей – Кокшаровой Е.А., Имансакиповой А.О.,
при секретаре – Казаниной Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ОФСИН России по Республике Алтай, ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 05 марта 2020 года, которым
Исковые требования первого заместителя прокурора Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1» Отдела Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Алтай, Отделу Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Алтай, Федеральной службе исполнения наказаний России о понуждении обеспечить осужденных вещевым имуществом, организовать финансирование удовлетворены.
Возложена обязанность на ФКУ «Исправительная колония № 1» ОФСИН России по Республике Алтай в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденных, отбывающих наказание в учреждении вещевым имуществом: головными уборами зимними, свитерами трикотажными, майками, трусами, носками хлопчатобумажными, брюками утепленными, рукавицами утепленными, ботинками комбинированными, тапочками, пантолетами литьевыми, полотенцами.
Возложена обязанность на ОФСИН России по Республике Алтай, ФСИН России при недостаточности у ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай денежных средств в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении вещевым имуществом: головными уборами зимними, свитерами трикотажными, майками, трусами, носками хлопчатобумажными, брюками утепленными, рукавицами утепленными, ботинками комбинированными, тапочками, пантолетами литьевыми, полотенцами.
Заслушав доклад судьи Имансакиповой А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора Республики Алтай обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском с учетом уточнений к ФКУ «ИК №1» ОФСИН России по Республике Алтай, ОФСИН России по Республике Алтай, ФСИН России о понуждении обеспечить осужденных вещевым имуществом, организовать финансирование. В обоснование заявленных требований сослался на то, что проверкой, проведенной прокуратурой РА в ФКУ «ИК № 1» ОФСИН России по РА, выявлены существенные нарушения законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных, отбывающих уголовное наказание в указанном учреждении. Установлено, что некомплект вещевого довольствия в ИК № 1 состоит из: головных уборов зимних, свитеров трикотажных, маек, трусов, носков хлопчатобумажных, брюк утепленных, рукавиц утепленных, ботинок комбинированных, тапочек, пантолет литьевых, полотенец. Со ссылкой на ст. ст. 10, 82, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства юстиции России от 03.12.2013 года № 126 просил обязать ФКУ «ИК № 1» ОФСИН России по Республике Алтай в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденных, отбывающих наказание в учреждении вышеуказанным вещевым имуществом. Согласно ч. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества. Поскольку ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание УИС, при недостаточности денежных средств у ИК № 1 просит обязать ОФСИН России по Республика Алтай, ФСИН России в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении вышеуказанным вещевым имуществом.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласился Врио начальника ОФСИН России по Республике Алтай Д.В.. В апелляционной жалобе указывает, что выводы судебного решения основаны на неправильном применении норм материального права, собранным по делу доказательствам дана ненадлежащая правовая оценка, они не в полной мере соответствуют обстоятельствам дела. ФСИН России самостоятельно осуществляет административно-хозяйственную деятельность, вмешательство в деятельность государственных органов и их подведомственных учреждений недопустимо. На протяжении последних лет объем финансирования является недостаточным и не отвечает реальным потребностям уголовно-исполнительной системы. В целях освоения доведённых лимитов бюджетных обязательств ОФСИН России по Республике Алтай были заключены государственные контракты на поставку вещевого имущества для спецконтингента. Государственные контракты исполнены в полном объеме. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение, а последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевым счетам, в отношении каждого осужденного возможно установить факт необеспечения вещевым имуществом, поэтому иск в защиту неопределенного круга лиц заявлен безосновательно.
Также с вышеуказанным решением не согласился Врио начальника ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай Д.В.. В апелляционной жалобе указывает, что судом неверно применены нормы материального и процессуального права. ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай является бюджетным учреждением, распорядителем денежных средств является ОФСИН России по Республике Алтай, для которого распорядителем денежных средств является ФСИН России. Денежные средства в целях обеспечения осужденных вещевым имуществом выделяются в не достаточном количестве. Поставка вещевого имущества осуществляется по заключенным государственным контрактам ОФСИН России по Республике Алтай, то есть централизованно. В целях обеспечения вещевым имуществом осужденных, содержащихся в исправительном учреждении, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств заключаются государственные контракты на поставку имущества.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФСИН России В.В., представителя ОФСИН России по Республике Алтай Д.К., представителя ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай Т.А., поддержавших апелляционную жалобу, представителя истца И.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения в силу следующего.
В силу ст. 10 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закрепляет обязанность учреждений исполняющих наказания осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Согласно ч. 3 указанной нормы Закона минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Приказом Минюста России от 03.12.2013 года № 216 утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах и Порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.
Нормами вещевого довольствия, снабжения постельными принадлежностями и мягким инвентарем осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима, колониях-поселениях установлен перечень указанного вещевого имущества и мягкого инвентаря, срок эксплуатации.
Нормой № 1 вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях предусмотрено обеспечение осужденных сорочками верхними, свитерами трикотажными, майками, носками хлопчатобумажными и полушерстяными, рукавицами утепленными, тапочками.
Нормой № 2 вещевого довольствия осужденных женщин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего режима, колониях-поселениях предусмотрено обеспечение осужденных женщин шапками трикотажными, свитерами трикотажными, майками, трусами, бюстгальтерами, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными, колготками хлопчатобумажными, колготками полушерстяными, рукавицами утепленными, сапогами женскими комбинированными зимними, туфлями кожаными, тапочками, пантолетами литьевыми.
В соответствии с ч. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
На основании п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы - документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенных учреждений (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
П. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 13.10.2014 года № 1314, осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, возложено на ФСИН России (подп. 6 п. 7).
Согласно п. 4 Положения об Отделе Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Алтай, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями) Отдел является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Частью 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом первой инстанции было установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Республики Алтай проверки в ФКУ ИК №1 ОФСИН России по Республике Алтай выявлены существенные нарушения законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных, отбывающих уголовное наказание. Обеспеченность осужденных, содержащихся в ФКУ ИК №1 ОФСИН России по Республике Алтай вещевым имуществом на 27.02.2020 года составила: головных уборов зимних – 50%, свитеров трикотажных – 37,62%, маек 80,48%, трусов – 24,6%, носков хлопчатобумажных - 46,83%, брюк утепленных – 0%, рукавиц утепленных – 17,78%, ботинок комбинированных – 30%, тапочек – 0%, пантолет литьевых – 3,97%, полотенец – 42,38%. Причиной необеспечения осужденных необходимым вещевым имуществом явилось отсутствие достаточного количества доведенных бюджетных средств.
16.07.2019 года ФСИН России указал начальникам территориальных органов ФСИН России обеспечить целевое использование и своевременное заключение государственных контрактов на поставку вещевого имущества в соответствии с выделенными лимитами бюджетных обязательств по соответствующим статьям расходов.
Приложением к письму от 16.07.2019 года на приобретение предметов вещевого имущества УФСИН России по Республике Алтай для спецконтингента было выделено 1 957 900 рублей.
15.10.2019 года письмом № ОФСИН России по РА в УТО ФСИН России направлен отчет о потребности в вещевом имуществе для спецконтингента на 2020 год, который составил 7 884 710 рублей.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными положениями законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, при этом исходил из того, что осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК №1 ОФСИН России по Республике Алтай, вышеуказанным вещевым имуществом не обеспечены, чем нарушаются их права на необходимое материально-бытовое обеспечение, гарантированное действующим законодательством. При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчики не отрицали недостаточность обеспечения осужденных необходимым имуществом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые являются мотивированными и основанными на установленных обстоятельствах, исследованных доказательствах. Доводы апелляционных жалоб об отсутствии финансирования отклоняются как несостоятельные, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение ответчиками возложенных на них функций и задач по обеспечению спецконтингента положенными видами обеспечения от объемов финансирования. При этом, на главного распорядителя и распорядителя средств федерального бюджета возложена обязанность организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденных, отбывающих наказание в учреждении, вещевым имуществом.
Довод апелляционной жалобы о том, что иск в защиту неопределенного круга лиц заявлен безосновательно, отклоняется судебной коллегией, так как число осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай, постоянно меняется. Необходим полный комплект вещевого довольствия и для вновь прибывших граждан.
Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным доказательствам и постановил по существу верное решение суда, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Майминского районного суда Республики Алтай от 05 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ОФСИН России по Республике Алтай, ФКУ ИК-1 ОФСИН России по Республике Алтай – без удовлетворения.
Председательствующий - В.Б. Сарбашев
Судьи - Е.А. Кокшарова
А.О. Имансакипова