Решение по делу № 2а-608/2022 от 13.01.2022

Дело в„– 2Р°-608/2022 (УИД в„– 69RS0038-03-2022-000106-15)    

            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2022 РіРѕРґР°      Рі.Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Боева И.В.,

при секретаре судебного заседания Борцовой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «28» февраля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства социальной защиты населения Тверской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А., УФССП России по Тверской области, начальнику межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Гришину П.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Министерство социальной защиты населения Тверской области обратилось в суд с административным исковым заявлением судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 53543/20/69042-ИП.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены УФССП России по Тверской области и начальник межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Гришин П.В.

Р’ обоснование требований указано, что Ржевским РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРј СЃСѓРґРѕРј РїРѕ гражданскому делу в„– 2-714/2020 01.10.2020 удовлетворено РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Ржевского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, действующего РІ интересах РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р”. Рѕ возложении обязанности РЅР° Министерство социальной защиты населения тверской области Рё Администрацию РіРѕСЂРѕРґР° Ржева РІ пределах предоставленных полномочий предоставить РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р”. благоустроенное, применительно Рє условиям соответствующего населённого пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения. 22.12.2020    РњРёРЅРёСЃС‚ерством получено постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства РѕС‚ 18.12.2020 в„– 53543/20/69042-ИП, возбужденное РЅР° основании исполнительного документа в„– 010218856 РѕС‚ 11.11.2020, РЅР° основании которого РІ случае неисполнения исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє 5 дней, предоставленный для добровольного исполнения, Рё непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных Рё непредотвратимых обстоятельств, будет взыскан исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 50000 рублей, что является неприемлемым РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что Министерство было РЅРµ РІ состоянии исполнить решение СЃСѓРґР° РІ своей части РїРѕ причине бездействия Администрации РіРѕСЂРѕРґР° Ржева Тверской области, Рё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что период исполнения требований решения РІ соответствии СЃ действующим РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј исполнения решения СЃСѓРґР° превышает 5 дней. 21.05.2021 Министерством получено постановление РѕС‚ 20.05.2021 Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ исполнительному производству РѕС‚ 18.12.2020 в„– 53543/20/69042- ИП РІ размере 50000 рублей. Министерству установлен новый СЃСЂРѕРє исполнения требований исполнительного документа РґРѕ 01.07.2021. Определением Ржевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Тверской области 07.06.2021 РїРѕ делу в„– 2-714/2020 (материал в„– 13-153/2021) Министерству была предоставлена отсрочка исполнения требований решения СЃСѓРґР° РґРѕ 31.12.2021. 23.12.2021 Министерством получено постановление РѕС‚ 23.12.2021 РѕР± окончании исполнительного производства в„– 53543/20/69042-ИП РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выполнением требований исполнительного документа РІ полном объеме. 30.12.2021 Министерством получено постановление РѕС‚ 30.12.2021 Рѕ возбуждении исполнительного производства в„– 41952/21/69042 РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ задолженностью РїРѕ постановление РѕС‚ 20.05.2021 Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ исполнительному производству РѕС‚ 18.12.2020 в„– 53543/20/69042-ИП РІ размере 50000 рублей. Административный истец считает, что РІ данном случае исполнение решения СЃСѓРґР° осуществлялось РІ соответствии СЃ действующим законодательством Рё РЅРµ допускало РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° для добровольного исполнения требований РїРѕ следующим основаниям. Постановлением Правительства Тверской области в„– 62-РїРї установлен РџРѕСЂСЏРґРѕРє предоставления благоустроенных применительно Рє условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам Рё детям, оставшимся без попечения водителей, лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область (далее - РџРѕСЂСЏРґРѕРє). Р’ соответствии СЃ пунктом 6 РџРѕСЂСЏРґРєР° комиссией РїРѕ формированию СЃРїРёСЃРєР° детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений, ежегодно РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 15 сентября текущего РіРѕРґР° формируется СЃРїРёСЃРѕРє, которым РІ очередном финансовом РіРѕРґСѓ Р±СѓРґСѓС‚ приобретаться жилые помещения. Таким образом, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, регламентированном постановлением Правительства Тверской области в„– 62-РїРї, РІ Министерство было обязано включить РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ Рћ.Р”. РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений Р·Р° счет средств областного бюджета. Министерство приняло исчерпывающие меры РїРѕ постановке РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р”. РІ СЃРїРёСЃРѕРє для обеспечение жильем РЅР° 2021 РіРѕРґ, Р° именно, для получения разрешения Рё фактически получения необходимых средств бюджета Тверской области были направлены соответствующие запросы РІ Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области РїРѕ обеспечению контрольных функций. РџРѕ результатам рассмотрения запросов РІ соответствии СЃ поступившими ответами были даны необходимые разрешения Рё выделены необходимые средства областного бюджета. Протоколом РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ формированию СЃРїРёСЃРєРѕРІ детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения в„– 59 РѕС‚ 25.06.2021 РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р”. была поставлена РІ СЃРїРёСЃРѕРє 2021 РіРѕРґР°. Для исполнения требования решения СЃСѓРґР° - Администрации РіРѕСЂРѕРґР° Ржева Рё Министерству РІ пределах предоставленных полномочий необходимо предоставить РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р”. благоустроенное, применительно Рє условиям соответствующего населённого пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· РџРѕСЂСЏРґРєР°, было необходимо совершить СЂСЏРґ юридически значимых действий. Мероприятия РїРѕ приобретению квартир для детей-СЃРёСЂРѕС‚ требуют временных затрат Рё прохождению долгосрочной процедуры

Администрации города Ржева по результатам проводимых электронных торгов смогла приобрести жилое помещение и заключить муниципальный контракт 15.10.2021. На основании указанного муниципального контракта, Министерством были перечислены требуемые денежные средства Администрации города Ржева в соответствии с платежным поручением от 18.11.2021 № 4125. 23.11.2021 Администрацией города Ржева был подписан договор найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с Смирновой О.Д. Все перечисленные мероприятия были проведены в срок предоставленной отсрочки по определению Ржевского городского суда Тверской области 07.06.2021 по делу № 2-714/2020 (материал № 13-153/2021) до 31.12.2021. В настоящее время требования решения суда исполнены в полном объеме как Министерством, так и Администрацией города Ржева.

В связи с данными обстоятельствами со ссылкой на нормы действующего законодательства административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит освободить Министерство социальной защиты населения Тверской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. от 20.05.2021 по исполнительному производству от 18.12.2020 № 53543/20/69042-ИП в размере 50000 рублей с должника Министерства социальной защиты населения Тверской области по исполнительному производству № 41952/21/69042-ИП.

В судебное заседание представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Иванова Е.А. в судебное заседание также не явилась, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются, представила возражения на административное исковое заявление, согласно которым просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом РФ от 21.07.1997г. №118-ФЗ "О судебных приставах" и иными федеральными законами.

В статье 12 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. №118-ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ст. 64 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ч.11 статьи 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, Ржевским городским судом Тверской области по гражданскому делу № 2-714/2020 01.10.2020 по иску Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав и законных интересов Смирновой О.Д. к Администрации города Ржева Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения было вынесено решение. Решением суда от 01.10.2020 года было постановлено обязать Администрацию города Ржева Тверской области и Министерство социальной защиты населения Тверской области в пределах предоставленных полномочий предоставить Смирновой О.Д. благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

22.12.2020 Министерством социальной защиты населения Тверской области получено постановление о возбуждении исполнительного производства от 18.12.2020 № 53543/20/69042-ИП, которое было возбуждено на основании исполнительного документа № 010218856 от 11.11.2020 года.

21.05.2021 Министерством социальной защиты населения Тверской области получено постановление судебного пристава-исполнителя от 20.05.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 18.12.2020 года № 53543/20/69042-ИП в размере 50000 рублей. Министерству установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 01.07.2021.

Определением Ржевского городского суда Тверской области 07.06.2021 по делу № 2-714/2020 (материал № 13-153/2021) Министерству социальной защиты населения Тверской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2021 года.

23.12.2021 Министерством социальной защиты населения Тверской области получено постановление судебного пристава-исполнителя от 23.12.2021 об окончании исполнительного производства № 53543/20/69042-ИП в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

30.12.2021 Министерством социальной защиты населения Тверской области получено постановление судебного пристава-исполнителя от 30.12.2021 о возбуждении исполнительного производства № 41952/21/69042 в связи с задолженностью по постановление от 20.05.2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 18.12.2020 года № 53543/20/69042-ИП в размере 50000 рублей.

Разрешая указанный спор, суд приходит к выводу о наличии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в пятидневный срок.

Постановлением Правительства Тверской области № 62-пп установлен Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения водителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, ежегодно в срок до 15 сентября текущего года формируется список, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения.

Таким образом, в порядке, регламентированном постановлением Правительства Тверской области № 62-пп, Министерство социальной защиты населения Тверской области было обязано включить Смирнову О.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета.

Министерство социальной защиты населения Тверской области для получения разрешения и фактически получения необходимых средств из бюджета Тверской области были направлены соответствующие запросы в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела документами. По результатам рассмотрения запросов в соответствии с поступившими ответами были даны необходимые разрешения и выделены необходимые средства областного бюджета.

Протоколом Комиссии по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения № 59 от 25.06.2021 Смирнова О.Д. была поставлена в список 2021 года.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Площадь приобретаемого жилого помещения не может быть ниже нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленной законом Тверской области от 17.04.2006 № 39-30 «О предоставлении жилых помещений (жилищного фонда Тверской области» для указанной категории лиц. Жилые помещения должны отвечать требованиям, предусмотренным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области после регистрации права собственности на жилое помещение заключают договоры найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, включенными в список (пункты 7-8 Порядка).

На основании постановления Правительства Тверской области |от 05.04.2012 № 142-пп «Об утверждении Порядка расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», субвенции перечисляются органам местного самоуправления в соответствии со списком, утвержденным комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после предоставления в Министерство заявки с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения лицу из числа детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей, заключения Комиссии.

Жилые помещения приобретаются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» через проведение электронного аукциона по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного и (или) федерального бюджета. На участие в аукционе могут подать заявку граждане, имеющие электронную цифровую подпись. Торги проходят на сайте «Единая информационная система в сфере закупок». В случае если на аукцион подано несколько заявок, то победителем аукциона считается тот, кто больше снизил цену на жилое помещение. После определения победителя, в течение 10 дней подписывается муниципальный контракт, в дальнейшем данный контракт направляется в Министерство социальной защиты населения Тверской области для перечисления денежных средств на счет органов местного самоуправления. Далее денежные средства направляются продавцу жилого помещения. По завершению процедуры оплаты по муниципальному контракту, документы на приобретенное жилое помещение сдаются на регистрацию права собственности за муниципальным образованием. После получения необходимых документов и ключей от помещения, представители органов местного самоуправления связываются с детьми-сиротами для осмотра квартиры, после чего им необходимо написать два заявления на предоставление жилого помещения. По окончанию указанных процедур документы выносятся на заседание жилищной комиссии, на которой принимается решение о предоставлении жилого помещения. В дальнейшем осуществляется подготовка договора найма специализированного жилого помещения, после чего вызывают ребенка-сироту для подписания договора и вручения ключей. Вышеперечисленные мероприятия по приобретению квартир для детей-сирот требуют временных затрат.

Администрации города Ржева Тверской области по результатам проводимых электронных торгов приобрела жилое помещение и заключила муниципальный контракт 15.10.2021. На основании указанного муниципального контракта, Министерством социальной защиты населения Тверской области были перечислены требуемые денежные средства Администрации города Ржева в соответствии с платежным поручением от 18.11.2021 № 4125. 23.11.2021 Администрацией города Ржева Тверской области был подписан договор найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей со Смирновой О.Д. Перечисленные мероприятия были проведены в срок предоставленной отсрочки по определению Ржевского городского суда Тверской области от 07.06.2021 по делу № 2-714/2020 (материал № 13-153/2021). Отсрочка была предоставлена судом до 31.12.2021. В настоящее время требования решения суда исполнены в полном объеме как Министерством социальной защиты населения Тверской области, так и Администрацией города Ржева тверской области.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд полагает заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Со стороны судебного пристава – исполнителя суду не представлено объективных доказательств, подтверждающих наличие вины должника по исполнительному производству в неисполнении исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, учитывая необходимость соблюдения должником – Министерством социальной защиты населения Тверской области процедуры закупки и предоставления жилых помещений за счет имеющихся бюджетных средств на конкретный период времени.

Принимая во внимание, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, либо уменьшить его размер, а при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства - освободить должника от взыскания исполнительского сбора, и разрешая заявленные требования по существу, суд, руководствуясь приведенными положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве", исходя из анализа представленных доказательств, приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения административного истца от взыскания/уплаты исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждается, что должник неоднократно предпринимал все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок, в связи с отсутствием надлежащего финансирования и длительностью административной процедуры, исключающих вину Министерства социальной защиты населения Тверской области. По результатам рассмотрения настоящих исковых требований суд приходит к выводу об отсутствии в действиях административного истца умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, воспрепятствование действиям судебного пристава- исполнителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства социальной защиты населения Тверской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А., УФССП России по Тверской области, начальнику межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Гришину П.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Министерство социальной защиты населения Тверской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. от 20.05.2021 по исполнительному производству от 18.12.2020 № 53543/20/69042-ИП в размере 50000 рублей с должника Министерства социальной защиты населения Тверской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ      И.Р’.Боев

Решение в окончательной форме изготовлено 04 марта 2022 года.

РЎСѓРґСЊСЏ      И.Р’.Боев

Дело в„– 2Р°-608/2022 (УИД в„– 69RS0038-03-2022-000106-15)    

            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2022 РіРѕРґР°      Рі.Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Боева И.В.,

при секретаре судебного заседания Борцовой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «28» февраля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства социальной защиты населения Тверской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А., УФССП России по Тверской области, начальнику межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Гришину П.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Министерство социальной защиты населения Тверской области обратилось в суд с административным исковым заявлением судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 53543/20/69042-ИП.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены УФССП России по Тверской области и начальник межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Гришин П.В.

Р’ обоснование требований указано, что Ржевским РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёРј СЃСѓРґРѕРј РїРѕ гражданскому делу в„– 2-714/2020 01.10.2020 удовлетворено РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Ржевского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, действующего РІ интересах РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р”. Рѕ возложении обязанности РЅР° Министерство социальной защиты населения тверской области Рё Администрацию РіРѕСЂРѕРґР° Ржева РІ пределах предоставленных полномочий предоставить РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р”. благоустроенное, применительно Рє условиям соответствующего населённого пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения. 22.12.2020    РњРёРЅРёСЃС‚ерством получено постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства РѕС‚ 18.12.2020 в„– 53543/20/69042-ИП, возбужденное РЅР° основании исполнительного документа в„– 010218856 РѕС‚ 11.11.2020, РЅР° основании которого РІ случае неисполнения исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє 5 дней, предоставленный для добровольного исполнения, Рё непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных Рё непредотвратимых обстоятельств, будет взыскан исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 50000 рублей, что является неприемлемым РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что Министерство было РЅРµ РІ состоянии исполнить решение СЃСѓРґР° РІ своей части РїРѕ причине бездействия Администрации РіРѕСЂРѕРґР° Ржева Тверской области, Рё РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что период исполнения требований решения РІ соответствии СЃ действующим РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј исполнения решения СЃСѓРґР° превышает 5 дней. 21.05.2021 Министерством получено постановление РѕС‚ 20.05.2021 Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ исполнительному производству РѕС‚ 18.12.2020 в„– 53543/20/69042- ИП РІ размере 50000 рублей. Министерству установлен новый СЃСЂРѕРє исполнения требований исполнительного документа РґРѕ 01.07.2021. Определением Ржевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Тверской области 07.06.2021 РїРѕ делу в„– 2-714/2020 (материал в„– 13-153/2021) Министерству была предоставлена отсрочка исполнения требований решения СЃСѓРґР° РґРѕ 31.12.2021. 23.12.2021 Министерством получено постановление РѕС‚ 23.12.2021 РѕР± окончании исполнительного производства в„– 53543/20/69042-ИП РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выполнением требований исполнительного документа РІ полном объеме. 30.12.2021 Министерством получено постановление РѕС‚ 30.12.2021 Рѕ возбуждении исполнительного производства в„– 41952/21/69042 РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ задолженностью РїРѕ постановление РѕС‚ 20.05.2021 Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ исполнительному производству РѕС‚ 18.12.2020 в„– 53543/20/69042-ИП РІ размере 50000 рублей. Административный истец считает, что РІ данном случае исполнение решения СЃСѓРґР° осуществлялось РІ соответствии СЃ действующим законодательством Рё РЅРµ допускало РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° для добровольного исполнения требований РїРѕ следующим основаниям. Постановлением Правительства Тверской области в„– 62-РїРї установлен РџРѕСЂСЏРґРѕРє предоставления благоустроенных применительно Рє условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам Рё детям, оставшимся без попечения водителей, лицам РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область (далее - РџРѕСЂСЏРґРѕРє). Р’ соответствии СЃ пунктом 6 РџРѕСЂСЏРґРєР° комиссией РїРѕ формированию СЃРїРёСЃРєР° детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений, ежегодно РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 15 сентября текущего РіРѕРґР° формируется СЃРїРёСЃРѕРє, которым РІ очередном финансовом РіРѕРґСѓ Р±СѓРґСѓС‚ приобретаться жилые помещения. Таким образом, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, регламентированном постановлением Правительства Тверской области в„– 62-РїРї, РІ Министерство было обязано включить РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ Рћ.Р”. РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений Р·Р° счет средств областного бюджета. Министерство приняло исчерпывающие меры РїРѕ постановке РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р”. РІ СЃРїРёСЃРѕРє для обеспечение жильем РЅР° 2021 РіРѕРґ, Р° именно, для получения разрешения Рё фактически получения необходимых средств бюджета Тверской области были направлены соответствующие запросы РІ Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области РїРѕ обеспечению контрольных функций. РџРѕ результатам рассмотрения запросов РІ соответствии СЃ поступившими ответами были даны необходимые разрешения Рё выделены необходимые средства областного бюджета. Протоколом РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ формированию СЃРїРёСЃРєРѕРІ детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения в„– 59 РѕС‚ 25.06.2021 РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р”. была поставлена РІ СЃРїРёСЃРѕРє 2021 РіРѕРґР°. Для исполнения требования решения СЃСѓРґР° - Администрации РіРѕСЂРѕРґР° Ржева Рё Министерству РІ пределах предоставленных полномочий необходимо предоставить РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р”. благоустроенное, применительно Рє условиям соответствующего населённого пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· РџРѕСЂСЏРґРєР°, было необходимо совершить СЂСЏРґ юридически значимых действий. Мероприятия РїРѕ приобретению квартир для детей-СЃРёСЂРѕС‚ требуют временных затрат Рё прохождению долгосрочной процедуры

Администрации города Ржева по результатам проводимых электронных торгов смогла приобрести жилое помещение и заключить муниципальный контракт 15.10.2021. На основании указанного муниципального контракта, Министерством были перечислены требуемые денежные средства Администрации города Ржева в соответствии с платежным поручением от 18.11.2021 № 4125. 23.11.2021 Администрацией города Ржева был подписан договор найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с Смирновой О.Д. Все перечисленные мероприятия были проведены в срок предоставленной отсрочки по определению Ржевского городского суда Тверской области 07.06.2021 по делу № 2-714/2020 (материал № 13-153/2021) до 31.12.2021. В настоящее время требования решения суда исполнены в полном объеме как Министерством, так и Администрацией города Ржева.

В связи с данными обстоятельствами со ссылкой на нормы действующего законодательства административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просит освободить Министерство социальной защиты населения Тверской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. от 20.05.2021 по исполнительному производству от 18.12.2020 № 53543/20/69042-ИП в размере 50000 рублей с должника Министерства социальной защиты населения Тверской области по исполнительному производству № 41952/21/69042-ИП.

В судебное заседание представитель Министерства социальной защиты населения Тверской области не явился, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Иванова Е.А. в судебное заседание также не явилась, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются, представила возражения на административное исковое заявление, согласно которым просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, сведения о надлежащем извещении в материалах дела имеются.

Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом РФ от 21.07.1997г. №118-ФЗ "О судебных приставах" и иными федеральными законами.

В статье 12 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. №118-ФЗ "О судебных приставах" закреплено, что судебный пристав-исполнитель обязан и вправе принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ст. 64 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно ч.11 статьи 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона РФ от 02.10.2007г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, Ржевским городским судом Тверской области по гражданскому делу № 2-714/2020 01.10.2020 по иску Ржевского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав и законных интересов Смирновой О.Д. к Администрации города Ржева Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения было вынесено решение. Решением суда от 01.10.2020 года было постановлено обязать Администрацию города Ржева Тверской области и Министерство социальной защиты населения Тверской области в пределах предоставленных полномочий предоставить Смирновой О.Д. благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

22.12.2020 Министерством социальной защиты населения Тверской области получено постановление о возбуждении исполнительного производства от 18.12.2020 № 53543/20/69042-ИП, которое было возбуждено на основании исполнительного документа № 010218856 от 11.11.2020 года.

21.05.2021 Министерством социальной защиты населения Тверской области получено постановление судебного пристава-исполнителя от 20.05.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 18.12.2020 года № 53543/20/69042-ИП в размере 50000 рублей. Министерству установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 01.07.2021.

Определением Ржевского городского суда Тверской области 07.06.2021 по делу № 2-714/2020 (материал № 13-153/2021) Министерству социальной защиты населения Тверской области была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2021 года.

23.12.2021 Министерством социальной защиты населения Тверской области получено постановление судебного пристава-исполнителя от 23.12.2021 об окончании исполнительного производства № 53543/20/69042-ИП в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

30.12.2021 Министерством социальной защиты населения Тверской области получено постановление судебного пристава-исполнителя от 30.12.2021 о возбуждении исполнительного производства № 41952/21/69042 в связи с задолженностью по постановление от 20.05.2021 года о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от 18.12.2020 года № 53543/20/69042-ИП в размере 50000 рублей.

Разрешая указанный спор, суд приходит к выводу о наличии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в пятидневный срок.

Постановлением Правительства Тверской области № 62-пп установлен Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения водителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 6 Порядка комиссией по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, ежегодно в срок до 15 сентября текущего года формируется список, которым в очередном финансовом году будут приобретаться жилые помещения.

Таким образом, в порядке, регламентированном постановлением Правительства Тверской области № 62-пп, Министерство социальной защиты населения Тверской области было обязано включить Смирнову О.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета.

Министерство социальной защиты населения Тверской области для получения разрешения и фактически получения необходимых средств из бюджета Тверской области были направлены соответствующие запросы в Министерство финансов Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела документами. По результатам рассмотрения запросов в соответствии с поступившими ответами были даны необходимые разрешения и выделены необходимые средства областного бюджета.

Протоколом Комиссии по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения № 59 от 25.06.2021 Смирнова О.Д. была поставлена в список 2021 года.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения для детей-сирот в соответствии с федеральным законодательством. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области приобретают жилые помещения по стоимости в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Площадь приобретаемого жилого помещения не может быть ниже нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленной законом Тверской области от 17.04.2006 № 39-30 «О предоставлении жилых помещений (жилищного фонда Тверской области» для указанной категории лиц. Жилые помещения должны отвечать требованиям, предусмотренным статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области после регистрации права собственности на жилое помещение заключают договоры найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, включенными в список (пункты 7-8 Порядка).

На основании постановления Правительства Тверской области |от 05.04.2012 № 142-пп «Об утверждении Порядка расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», субвенции перечисляются органам местного самоуправления в соответствии со списком, утвержденным комиссией по формированию списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения после предоставления в Министерство заявки с приложением копии муниципального контракта на приобретение жилого помещения лицу из числа детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей, заключения Комиссии.

Жилые помещения приобретаются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» через проведение электронного аукциона по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного и (или) федерального бюджета. На участие в аукционе могут подать заявку граждане, имеющие электронную цифровую подпись. Торги проходят на сайте «Единая информационная система в сфере закупок». В случае если на аукцион подано несколько заявок, то победителем аукциона считается тот, кто больше снизил цену на жилое помещение. После определения победителя, в течение 10 дней подписывается муниципальный контракт, в дальнейшем данный контракт направляется в Министерство социальной защиты населения Тверской области для перечисления денежных средств на счет органов местного самоуправления. Далее денежные средства направляются продавцу жилого помещения. По завершению процедуры оплаты по муниципальному контракту, документы на приобретенное жилое помещение сдаются на регистрацию права собственности за муниципальным образованием. После получения необходимых документов и ключей от помещения, представители органов местного самоуправления связываются с детьми-сиротами для осмотра квартиры, после чего им необходимо написать два заявления на предоставление жилого помещения. По окончанию указанных процедур документы выносятся на заседание жилищной комиссии, на которой принимается решение о предоставлении жилого помещения. В дальнейшем осуществляется подготовка договора найма специализированного жилого помещения, после чего вызывают ребенка-сироту для подписания договора и вручения ключей. Вышеперечисленные мероприятия по приобретению квартир для детей-сирот требуют временных затрат.

Администрации города Ржева Тверской области по результатам проводимых электронных торгов приобрела жилое помещение и заключила муниципальный контракт 15.10.2021. На основании указанного муниципального контракта, Министерством социальной защиты населения Тверской области были перечислены требуемые денежные средства Администрации города Ржева в соответствии с платежным поручением от 18.11.2021 № 4125. 23.11.2021 Администрацией города Ржева Тверской области был подписан договор найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей со Смирновой О.Д. Перечисленные мероприятия были проведены в срок предоставленной отсрочки по определению Ржевского городского суда Тверской области от 07.06.2021 по делу № 2-714/2020 (материал № 13-153/2021). Отсрочка была предоставлена судом до 31.12.2021. В настоящее время требования решения суда исполнены в полном объеме как Министерством социальной защиты населения Тверской области, так и Администрацией города Ржева тверской области.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд полагает заслуживающими внимания доводы административного истца о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Со стороны судебного пристава – исполнителя суду не представлено объективных доказательств, подтверждающих наличие вины должника по исполнительному производству в неисполнении исполнительного документа в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, учитывая необходимость соблюдения должником – Министерством социальной защиты населения Тверской области процедуры закупки и предоставления жилых помещений за счет имеющихся бюджетных средств на конкретный период времени.

Принимая во внимание, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, либо уменьшить его размер, а при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства - освободить должника от взыскания исполнительского сбора, и разрешая заявленные требования по существу, суд, руководствуясь приведенными положениями Федерального закона "Об исполнительном производстве", исходя из анализа представленных доказательств, приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения административного истца от взыскания/уплаты исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждается, что должник неоднократно предпринимал все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный пятидневный срок, в связи с отсутствием надлежащего финансирования и длительностью административной процедуры, исключающих вину Министерства социальной защиты населения Тверской области. По результатам рассмотрения настоящих исковых требований суд приходит к выводу об отсутствии в действиях административного истца умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства, воспрепятствование действиям судебного пристава- исполнителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства социальной защиты населения Тверской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А., УФССП России по Тверской области, начальнику межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Гришину П.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Министерство социальной защиты населения Тверской области от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Ивановой Е.А. от 20.05.2021 по исполнительному производству от 18.12.2020 № 53543/20/69042-ИП в размере 50000 рублей с должника Министерства социальной защиты населения Тверской области.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ      И.Р’.Боев

Решение в окончательной форме изготовлено 04 марта 2022 года.

РЎСѓРґСЊСЏ      И.Р’.Боев

1версия для печати

2а-608/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство социальной защиты населения Тверской области
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Тверской области Иванова Екатерина Алексеевна
Другие
Смирнова Олеся Дмитриевна
Ржевский межрайонный прокурор
ГКУ ТО "ЦСПН" города Ржев и Ржевского района Тверской области
Министерство финансов Тверской области
Администрация г.Ржева Тверской области
Суд
Московский районный суд г. Тверь
Дело на сайте суда
moskovsky.twr.sudrf.ru
13.01.2022Регистрация административного искового заявления
13.01.2022Передача материалов судье
17.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
28.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее