Решение по делу № 33-3639/2016 от 11.05.2016

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 33-3639

Строка № 082г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июня 2016 года cудебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кузнецовой Л.В.

судей Квасовой О.А., Трофимовой М.В.

при секретаре Поповой К.А., -

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.

гражданское дело по исковому заявлению Кокориной Л.В., Сипсака А.В., Кокорина В.Н., Бурнавцевой В.Э. к департаменту архитектуры и строительной политики Воронежской области о постановке вне очереди на выдачу жилищного сертификата, предоставляемого гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

по апелляционной жалобе Бурнацевой В.Э.

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 декабря 2015 года

(судья районного суда К.А. Галкин)

УСТАНОВИЛА:

Кокорина Л.В., Сипсака А.В., Кокорин В.Н., Бурнацева В.Э. обратились в суд с настоящим иском, в котором обязать департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области выдать Кокориной Л.В., Сипсака А.В., Кокорину В.Н., Бурнацевой В.Э. вне очереди жилищный сертификат, как лицам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, указав в обоснование заявленных требований, что в период с 1981 года по 1997 год Кокорина Л.В. проживала в п. Зырянка Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) и работала, ее стаж работы в районе Крайнего Севера составил 16 лет. В районе Крайнего Севера она проживала в <адрес> на праве социального найма, которая была освобождена ее семьей при выезде за пределы Верхнеколымского района. Компенсаций, сертификатов и иных выплат за сданное жилье она не получала. В 2000 году ею было подано заявление о включении в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». ДД.ММ.ГГГГ ее семья в составе 4 человек была поставлена на учет под как лица, выехавшие из районов Крайнего Севера и нуждающиеся в получении жилищной субсидии, и включены в общий список. До настоящего времени ее право на получение жилищной субсидии не реализовано (л.д.5-6).

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 15 декабря 2015 года в удовлетворении требований истцов отказано (л.д.73,74-78).

В апелляционной жалобе Бурнавцева В.Э. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая, что при рассмотрении дела суд не учел, что при выезде за пределы Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) Кокорина Л.В. передала свою квартиру администрации муниципального района. Полагает, что поставлены в неравное положение по сравнению с другими гражданами, включенными в списки, поскольку в очереди состоят граждане, имеющие право на получение ГЖС, без условия сдачи ими жилья (л.д.89-90).

Кокорина Л.В. поддержала доводы апелляционной жалобы и просила решение суда отменить.

В суде апелляционной инстанции представитель департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области ФИО12 выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст.167 ГПК Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

С 01.01.2003 года действует Федеральный закон от 25.10.2002 года №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Указанным законом установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

- инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

- инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что если иное не предусмотрено настоящим законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Формирование списков граждан-участников подпрограммы осуществляется в соответствии с пунктами 24-26 правил. В отношении граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, список формируется по дате подачи заявления гражданами в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального Закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Кокорина Л.В. проживала в п. Зырянка Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) по адресу: <адрес>, на праве социального найма жилой площади. При выезде за пределы Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) жилая площадь, занимаемая истцами, была освобождена, компенсаций, сертификатов и иных выплат за сданное жилье при выезде за пределы Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия) не получала, что подтверждается справкой от 12.01.2010 года, выданной администрацией муниципального района «Верхнеколымский улус (район) Республики Саха (Якутия)» (л.д. 15).

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области в сводном списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2015 года по Воронежской области семья Кокориной Л.В. состоит под , дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, состав семьи 4 человека, по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера», в разделе «Пенсионеры» (л.д. 13-14).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установив, что Кокорина Л.В. с составом семьи 4 человека в установленном порядке поставлена на учет, включена в список на получение ГЖС, право истцов на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья как гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "пенсионеры", ответчиком не оспаривается, реализация данного права производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет, пришел к обоснованному выводу о том, что каких-либо нарушений прав истцов ответчиком не допущено, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку судом правильно определен характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определен круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, собранным по делу доказательствам дана оценка в соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации.

Принимая во внимание совокупность имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, полагает, что истцами доказательств того, что их права нарушены неправильным или незаконным формированием очередности, суду первой инстанции не представлено, не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан. Соответственно, положения Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусматривающие определенные категории получателей жилищной субсидии, а также очередность ее предоставления исходя из особенностей этих категорий, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан (определения от 17 июля 2012 года № 1370-О, от 24 сентября 2012 года № 1575-О и др.).

При этом, судебная коллегия отмечает, что требования истца направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, однако ни Федеральный закон от 25.10.2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ни Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной жилищной подпрограммы обеспечения жилищными субсидиями граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, не предусматривают внеочередного порядке предоставления субсидии для приобретения жилого помещения данной категории граждан, а напротив, устанавливают предоставление таких мер социальной поддержки исключительно в порядке очередности.

Приведенное выше свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.

Таким образом, изложенные в апелляционной жалобе доводы, не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с требованиями закона.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, судебная коллегия, проверив в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурнавцевой В.Э. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-3639/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Кокорина Людмила Викторовна и др.
Ответчики
Департамент архитектуры и строительной политики
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Трофимова Мария Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
07.06.2016Судебное заседание
14.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее