66RS 0056-01-2019-000689-58
Гражданское дело № 2-422(8)2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тавда 01 июля 2019 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Эйхман Л.А., при секретаре судебного заседания Агафоновой Е.В., с участием: помощника прокурора Таборинского района Белозеровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Таборинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - населения Таборинского сельского поселения к администрации Таборинского сельского поселения об оборудовании специальной площадкой место накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Таборинского района обратился в Тавдинский районный суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - населения Таборинского сельского поселения к администрации Таборинского сельского поселения об оборудовании специальной площадкой место накопления твердых коммунальных отходов.
В обосновании своих требований истец указал, что прокуратурой Таборинского района в ходе надзорных мероприятий по исполнению законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности администрации Таборинского сельского поселения. Прокуратурой района совместно со специалистом 1 категории администрации Таборинского сельского поселения Андриките К.А. ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование земельного участка у дома, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам проведенного обследования установлено, что на указанном земельном участке на площади более 50 м 2 выявлено размещение твердых бытовых отходов, а именно: полиэтиленовые мешки с бытовым мусором, пластиковые и стеклянные бутылки, картонные коробки, пищевые отходы, упаковка и др. Кроме того, данный участок не оборудован специальной площадкой с бетонным или асфальтированным покрытием, ограниченной бордюром и земельными ограждениями (кустарниками) по периметру и имеющей подъездной путь для автотранспорта. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время вывоз твердых коммунальных отходов с места (площадки) накопления по вышеуказанному адресу, не осуществляется. Указанный земельный участок не может быть признан местом временного складирования отходов, как не соответствующая требованиям их накопления. Согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав Таборинского сельского поселения, утвержденному распоряжением администрации Таборинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, является местом накопления твердых коммунальных отходов. Наличие размещения твердых бытовых отходов подтверждается материалами проверки, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимками. Таким образом, ответчиком - администрацией Таборинского сельского поселения в результате неисполнения предоставленных полномочий по организации накопления и транспортирования твердых коммунальных отходов, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Изложенные выше нарушения федерального законодательства, явились основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, по устранению загрязнения окружающей природной среды, а также предотвращения возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, при этом защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, в связи с чем истец просит суд обязать администрацию Таборинского сельского поселения оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтированным покрытием, ограниченную бордюром и земельными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющей подъездной путь для автотранспорта, с установкой необходимого числе контейнеров, но не более 5, с расстоянием от контейнеров до жилого здания, детской площадки, места отдыха и занятий спортом не менее 20 м., но не более 100 м. на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу; согласовать с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, график вывоза твердых коммунальных отходов с места (площадки) накоплений твердых коммунальных отходов, расположенном по адресу: <адрес> в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Таборинского района Белозерова А.В. поддержала исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, просила суд удовлетворить иск.
Представитель ответчика администрации Таборинского сельского поселения в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, уважительных причин неявки суду не представил и не просил рассмотреть в его отсутствие.
Истец в судебном заседании выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
С учетом ч. 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дела в отсутствие не явившегося ответчика на основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке заочного производства.
Заслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд признает подлежащим удовлетворению исковые требования по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды это деятельность, в том числе, органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановлением природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
На основании п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей, среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
В силу положений ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Часть 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ № система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, в том числе, уличного мусора, других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта.
В п. 2.1.3 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных ДД.ММ.ГГГГ Минздравом СССР, указано, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В соответствии с п.п. 3.1 и 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
В соответствии с п.п. 8.2.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20м, но не более 100 м.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.
Согласно п. 19 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
На основании с п.п. 18 ч. 1 ст. 6 Устава Таборинского сельского
поселения к вопросам местного значения относятся: участие в организации
деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных
отходов.
В судебном заседании установлено, что согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав Таборинского сельского поселения, утвержденному распоряжением администрации Таборинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, является местом накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 16-17).
На указанном земельном участке на площади более 50 м 2 выявлено размещение твердых бытовых отходов, а именно: полиэтиленовые мешки с бытовым мусором, пластиковые и стеклянные бутылки, картонные коробки, пищевые отходы, упаковка и др. Кроме того, данный участок не оборудован специальной площадкой с бетонным или асфальтированным покрытием, ограниченной бордюром и земельными ограждениями (кустарниками) по периметру и имеющей подъездной путь для автотранспорта. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время вывоз твердых коммунальных отходов с места (площадки) накопления по вышеуказанному адресу, не осуществляется.
Указанный земельный участок не может быть признан местом временного складирования отходов, как не соответствующая требованиям их накопления.
Наличие размещения твердых бытовых отходов подтверждается объяснениями главы администрации Таборинского сельского района и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12).
Указанные обстоятельства не были опровергнуты в судебном заседании представителем администрации Таборинского сельского поселения, доказательств, что выявленные в ходе проверки нарушения законодательства об охране окружающей среды и природопользования устранены, суду также не были представлены.
В обязанности администрации Таборинского сельского поселения, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории городского округа, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Публичные функции органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования, и не освобождают органы местного самоуправления от выполнения организации деятельности в области обращения с отходами на территории сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком - администрацией Таборинского сельского поселения в результате неисполнения предоставленных полномочий по организации накопления и транспортирования твердых коммунальных отходов, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Таборинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц - населения Таборинского сельского поселения к администрации Таборинского сельского поселения об оборудовании специальной площадкой место накопления твердых коммунальных отходов, удовлетворить.
Обязать администрацию Таборинского сельского поселения оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтированным покрытием, ограниченную бордюром и земельными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющей подъездной путь для автотранспорта, с установкой необходимого числе контейнеров, но не более 5, с расстоянием от контейнеров до жилого здания, детской площадки, места отдыха и занятий спортом не менее 20 м., но не более 100 м. на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу; согласовать с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, график вывоза твердых коммунальных отходов с места (площадки) накоплений твердых коммунальных отходов, расположенном по адресу: <адрес> в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение составлено в совещательной комнате машинописным способом.
Председательствующий: судья Эйхман Л.А.