№ 2-86/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2019 года с. Чоя
Чойский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Машковой Э.П.,
при секретаре Субботиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Республики Алтай и неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Республики Алтай "Чойское лесничество" (далее по тексту – КУ РА «Чойское лесничество»), Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И. о признании договора купли-продажи лесных насаждений незаключенным,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации, Республики Алтай и неопределенного круга лиц с иском к КУ РА «Чойское лесничество», Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И. о признании договора купли-продажи лесных насаждений незаключенным.
Исковые требования мотивированы тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений.
Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между директором КУ РА «Чойское лесничество» ФИО5 и Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И. через их представителя ФИО6 заключен договор № купли-продажи лесных насаждений объемом 460 кубических метров на общую сумму 8406,76 руб., однако фактически Черепанова Л.Н. и Осокина В.И. на представление своих интересов при заключении договора купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 не уполномочивали.
По данным обстоятельствам Турочакским МСО СУ СК РФ по Республике Алтай проведена проверка в порядке ст.ст. 144 - 145 УПК РФ. В ходе данной проверки установлено, что ФИО7 подделала от имени Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И.. доверенности на ФИО6, уполномочивающие последнего на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, после чего ФИО7 составила заведомо подложный документ - договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ между директором КУ РА «Чойское лесничество» ФИО5 и Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И.
В результате указанных незаконных действий ФИО7 и ФИО6 договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ заключен фиктивно, т.е. фактически не заключался между сторонами сделки.
По результатам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении инженера по лесопользованию КУ РА «Чойское лесничество» ФИО7 по факту совершения служебного подлога на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.
Таким образом, игнорирование требований лесного и гражданского законодательства при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений прямо нарушает интересы Российской Федерации и Республики Алтай, поскольку не соответствует конституционному принципу обязательности соблюдения закона установленного ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между директором КУ РА «Чойское лесничество» ФИО5 и Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И., незаключенным.
В судебном заседании помощник прокурора Чойского района Бокарев Ф.Н., участвующий по поручению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Ченчубаева И.М. требования изложенные в иске поддержал в полном объеме, указав, что лица от имени которых заключен договор купли-продажи лесных насаждений, никого не уполномочивали на его заключение.
Представитель КУ РА «Чойское лесничество» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Балахнина М.В. в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме.
Ответчица Черепанова Л.Н. в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие, явиться не может, по состоянию здоровья, разрешение дела оставила на усмотрение суда.
Ответчица Осокина В.И. в судебное заседание не явилась, в ходатайстве просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие, явиться не может, по состоянию здоровья.
Руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И.
Заслушав помощника прокурора Чойского района, представителя КУ РА «Чойское лесничество», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 1 Лесного кодекса РФ закреплены основные принципы лесного законодательства, к числу которых относятся: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, а также платность использования лесов.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно частям 1,3 статьи 75 Лесного кодекса РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ предусматривается, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закон Республики Алтай от 30.11.2007 N 72-РЗ (ред. от 04.04.2019) "О регулировании отдельных вопросов в области лесных отношений на территории Республики Алтай", граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Постановлением Правительства Республики Алтай № 204 от 18.10.2007 г. установлены ставки платы для граждан по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и утвержден порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений гражданами для собственных нужд.
В соответствии с п. 1 указанного выше Порядка в целях заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, за исключением заготовки древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - договор купли-продажи лесных насаждений) граждане обращаются в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, в котором указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность; наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений; требуемый объем древесины и качественные характеристики лесных насаждений; предполагаемая цель использования древесины, а также объект недвижимости, для которого предполагается использовать древесину. К данному заявлению прилагаются установленные данным порядком документы.
Судом установлено, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства, при заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между директором КУ РА «Чойское лесничество» ФИО5 и Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И. через их представителя ФИО6 заключен договор № купли-продажи лесных насаждений объемом 460 кубических метров на общую сумму 8406,76 руб., однако фактически Черепанова Л.Н. и Осокина В.И. не уполномочивали ФИО6 на совершение данной сделки.
По данным обстоятельствам Турочакским МСО СУ СК РФ по Республике Алтай проведена проверка в порядке ст.ст. 144 - 145 УПК РФ. В ходе данной проверки установлено, что ФИО7 подделала от имени Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И.. доверенности на ФИО6, уполномочивающего последнего на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, после чего ФИО7 составила заведомо подложный документ - договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ между директором КУ РА «Чойское лесничество» ФИО5 и Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И., в результате указанных незаконных действий ФИО7 и ФИО6 договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ заключен фиктивно, т.е. фактически не заключался между сторонами сделки.
По результатам указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении инженера по лесопользованию КУ РА «Чойское лесничество» ФИО7 по факту совершения служебного подлога на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними (ч. 1). Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ч. 3).
В силу ч. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон.
По смыслу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При этом, положения статьи 160 ГК РФ указывают на то, что письменная форма договора предполагает составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований.
Пунктом 1 ст. 183 ГК РФ установлено, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.
До одобрения сделки представляемым другая сторона путем заявления совершившему сделку лицу или представляемому вправе отказаться от нее в одностороннем порядке, за исключением случаев, если при совершении сделки она знала или должна была знать об отсутствии у совершающего сделку лица полномочий либо об их превышении (п. 2 ст. 183 ГК РФ).
Таким образом, из представленных документов следует, что спорный договор купли-продажи лесных насаждений был заключен с лицами - Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И., которые не уполномочивали ФИО6 на совершение данной сделки.
При таких обстоятельствах, отсутствие воли одной из сторон на заключение договора купли-продажи лесных насаждений не является основанием для признания такой сделки не действительной. Такая сделка должна быть признана незаключенной.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Настоящее заявление подается прокурором как в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Публично-правовым образованием, в интересах которого предъявляется исковое заявление является Российская Федерация, т.к. в силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Заключение указанного договора нарушает интересы Российской Федерации, поскольку свидетельствует о неправомерном, нерациональном и неэффективном использовании лесных ресурсов.
Совершение указанной сделки свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, лишении возможности получения прав на заготовку древесины, явившейся предметом оспариваемого договора.
Руководствуясь ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска представителем КУ РА «Чойское лесничество».
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора признать договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между директором КУ РА «Чойское лесничество» ФИО5 и Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И., незаключенным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать договор купли-продажи лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между директором КУ РА «Чойское лесничество» ФИО5 и Черепановой Л.Н. и Осокиной В.И., незаключенным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Чойский районный суд.
Судья Э.П. Машкова