Дело № 3а-31/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Почаевой А.Н.,
с участием прокурора Суворовой Е.С.,
представителя административного ответчика Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области Балошиной Е.А.,
представителя заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Тверской области Сокол Н.В.,
представителя заинтересованного лица Правительства Тверской области Травкиной О.Н.,
заинтересованного лица Билецкого В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействующим решения Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 10 июля 2018 года № 26 «Об утверждении Генерального плана Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области»,
установил:
Решением Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 10 июля 2018 года № 26 утвержден Генеральный план Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области (пункт 1).
Генеральный план утвержден в составе:
- материалы по обоснованию проекта;
- положение о территориальном планировании;
- перечень и характеристики основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- картографические материалы (карты современного использования территории (Опорный план), зон с особыми условиями использования территории, территорий, подверженных риску возникновения ЧС, планируемого размещения объектов местного значения поселения, функциональных зон поселения, границ населенных пунктов, входящих в состав поселения).
Тем же решением представительного органа местного самоуправления Администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение Калининского района Тверской области» поручено начать разработку проекта внесения изменений в Генеральный план Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области (пункт 2).
Решение представительного органа и Генеральный план опубликованы в газете «Ленинское Знамя» № 28 (11807) от 14 июля 2018 года, размещены на сайте муниципального образования в сети интернет, Генеральный план в электронном виде размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 10 июля 2018 года № 26 «Об утверждении Генерального плана Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области».
Требование мотивировано тем, что оспариваемым Генеральным планом в нарушение требований земельного и градостроительного законодательства, без соблюдения публичной процедуры перевода земель лесного фонда в состав населенного пункта д. Рябеево включена часть участка лесного фонда с кадастровым номером 69:16:0000024:2097, находящегося в собственности Российской Федерации. Данный лесной участок относится к лесам, ранее находившимся во владении колхоза Даниловское, который в соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 года № 61-ра (с изменениями, внесенными распоряжением Администрации № 212-ра от 26 мая 2006 года и № 542-ра от 27 ноября 2006 года) был переведен в земли лесного фонда в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства.
В 2010 году участку лесного фонда площадью 209 га присвоен кадастровый номер 69:16:0000024:2097, его местоположение: Тверская область, Калининский район, Никулинское сельское поселение (Тверское лесничество, Петровское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении колхоза Даниловское).
По информации ГКУ «Тверское лесничество» Тверской области, Министерства лесного хозяйства Тверской области, а также согласно заключению эксперта по гражданскому делу № 2-434/2020, находящемуся в производстве Калининского районного суда Тверской области, расположенные в д. Рябеево земельные участки с кадастровыми номерами 69:10:0240401:76, 69:10:0000024:1599, относящиеся к категории земель населенных пунктов, находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:2097 и расположены в квартале 1 выдела 11 Петровского участкового лесничества Тверского лесничества согласно материалам лесоустройства.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство лесного хозяйства Тверской области, территориальное управление Росимущества в Тверской области, Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, Правительство Тверской области, ООО «Тверская лесохозяйственая компания», Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Билецкий В.В.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Суворова Е.С. поддержала заявленное требование.
Представитель административного ответчика Балошина Е.А. полагала административный иск прокурора не подлежащим удовлетворению, поскольку Генеральный план принят уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением установленной процедуры. То обстоятельство, что проект генерального плана не был согласован Министерством лесного хозяйства Тверской области и Федеральным агентством лесного хозяйства, не препятствовало принятию Генерального плана, поскольку данные вопросы рассматривались на заседаниях согласительных комиссий. Решение об утверждении Генерального плана поселения предусматривает поручение администрации поселения разработать проект внесения изменений в Генеральный план. При установлении границ населенного пункта Рябеево учитывались содержащиеся в ЕГРН сведения о земельных участках, относящихся к категории земель населенных пунктов. В соответствии с установленными Федеральным законом № 280-ФЗ правилами, сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, поскольку сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса РФ и Федерального закона № 172-ФЗ не указывают на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда, что отражено в письме руководителя федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 сентября 2017 года.
Представители заинтересованных лиц: Министерства лесного хозяйства Тверской области - Сокол Н.В., Правительства Тверской области – Травкина О.Н., в судебном заседании полагали требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Билецкий В.В. в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений, просил отказать в удовлетворении требований прокурора. Указал, что принадлежащие ему на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 69:10:0240401:76, 69:10:0000024:1599 в соответствии со сведениями ЕГРН и документами территориального планирования относятся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Смежные границы данных земельных участков установлены вступившими в законную силу судебными решениями. Поскольку действующий статус в виде установления категории земель и вида разрешенного использования земельные участки приобрели в 2013 и 2014 годах, на основании статей 195, 196 ГК РФ полагает применить срок исковой давности к требованию прокурора об оспаривании положений генерального плана. Кроме того, в силу положений статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции изменений, внесенных Федеральным законом № 280-ФЗ, при осуществлении кадастровых работ в отношении лесного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:2097, территория принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0240401:76, 69:10:0000024:1599 подлежит безусловному исключению из состава земель лесного фонда, поскольку отнесена к категории земель населенных пунктов.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
На основании статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск прокурора об оспаривании нормативного правового акта подлежащим удовлетворению в части, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакциях, действовавших на дату принятия Решения Совета депутатов от 10 июля 2018 года № 26, утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Тверским областным судом в рамках административного дела № 3-11/2019 проверялась законность положений Генерального плана Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 10 июля 2018 года № 26.
Указанным решением были частично удовлетворены требования административного истца Бочарова Р.В., Генеральный план в части указания и отображения в картографических материалах земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:902 в границах населенного пункта Кривцово признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Указанное решение суда вступило в законную силу 21 мая 2019 года.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Также суд полагает необходимым отметить, что в абзаце 7 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Вступившим в законную силу решением суда от 15 апреля 2019 года установлены обстоятельства принятия решения об утверждении оспариваемого Генерального плана уполномоченным органом при соблюдении процедуры публичных слушаний и с учетом результатов публичных слушаний, нормативный правовой акт был опубликован в печатном издании, размещен на сайте органа местного самоуправления в сети интернет.
Нарушение интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц принятием оспариваемого нормативного правового акта межрегиональный природоохранный прокурор усматривает в том, что в границы населенного пункта деревни Рябеево Никулинского сельского поселения был частично включен находящийся в собственности Российской Федерации участок лесного фонда, а именно территория квартала 1 выдела 11 Петровского участкового лесничества Тверского лесничества Тверской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее Закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Как следует из материалов дела, в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах населенного пункта Рябеево Никулинского сельского поселения не внесены.
По информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области от 28 января 2021 года, сведения о местоположении границ указанного населенного пункта были внесены в ЕГРН 04 сентября 2012 года в порядке межведомственного информационного взаимодействия на основании решения Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 27 декабря 2011 года № 122 «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Никулинское сельское поселение Калининского района Тверской области».
Решением Тверского областного суда от 23 декабря 2016 года по административному делу № 3а-141/2016 указанное решение представительного органа местного самоуправления признано недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение суда вступило в законную силу 31 января 2017 года.
Во исполнение указанного решения суда Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области 29 сентября 2017 года записи о границе населенного пункта д. Рябеево присвоен статус «Архивная».
По результатам пространственного анализа сведений ЕГРН выявлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 96:10:0240401:76, 69:10:0000024:1599 были расположены в границах населенного пункта Рябеево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области на момент действия статуса записи «Актуальная» данного населенного пункта.
В соответствии с Разделом 2 материалов Генерального плана - Комплексный анализ состояния и использования территории муниципального образования пункт (2.1. рис. 3) границы муниципального образования Никулинское сельское поселение нанесены в соответствии с Законом Тверской области от 28 февраля 2005 года № 26-ЗО "Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Калининский район", и наделении их статусом городского, сельского поселения" (принят Законодательным Собранием Тверской области 28.02.2005) (вместе с "Перечнем населенных пунктов по поселениям Калининского района", "Схемой границ поселений Калининского района") Тверской области № 40-ЗО от 28 февраля 2005 года.
Между тем, данным Законом области границы населенных пунктов не устанавливались, поскольку они не тождественны границам муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат в том числе перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (пункт 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают в том числе границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (пункт 2 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно оспариваемому Генеральному плану поселения, прилагаемым к нему картографическим материалам, обнародованным в установленном порядке и размещенным в сети «Интернет» на сайте Федеральной государственной информационной системы территориального планирования, в данных документах отображены границы населенного пункта – дер. Рябеево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области.
В разделе 1.3 материалов по обоснованию оспариваемого Генерального плана сельского поселения, утвержденного решением представительного органа местного самоуправления от 10 июля 2018 года № 26 (1.3. Анализ документов территориального планирования), приведены сведения о том, что границы населенных пунктов поселения, в том числе дер. Рябеево, были расширены в генеральном плане, утвержденном решением от 27 декабря 2011 года № 122. «Ранее утвержденный генеральный план поселения был отменен решением суда, но на данный момент сведения о местоположении границ отдельных деревень внесены в государственный кадастр недвижимости, поэтому их границы нанесены на картах генерального плана как существующие, что отображено на разрабатываемых картографических материалах».
Приведенная выше, выраженная разработчиками в материалах обоснования генерального плана позиция о переносе земельных участков в состав населенного пункта по данным ЕГРН, несмотря на признание недействующим предыдущего генерального плана решением суда, не соответствует положениям части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В текстовой части оспариваемого Генерального плана в нарушение положений пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 9.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26 мая 2011 года № 244, не содержится указания на земельные участки, за счет которых расширяются границы населенного пункта Рябеево, с указанием категорий земель, к которым планируется их отнести.
Распоряжением Администрации Тверской области от 01 февраля 2006 года № 61-ра (с изменениями, внесенными распоряжением от 26 мая 2006 года № 212-ра) лесоустроенные земли, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, в том числе расположенные в Калининском районе Тверской области площадью 74652 га, отнесены к категории земель лесного фонда.
Распоряжением Администрации Тверской области № 542-ра от 27 ноября 2006 года земли сельскохозяйственного назначения, в том числе находившиеся во владении колхоза Даниловское площадью 659 га переведены в категорию земель лесного фонда.
Согласно материалам регистрационного дела земельный участок площадью 573181 кв.м., расположен: Тверская область, Калининский район, Никулинское сельское поселение (Тверское лесничество, Петровское участковое лесничество, относится к лесам, ранее находившиеся во владении колхоза «Даниловское»), кадастровый номер 69:10:0000024:2097 присвоен 01 декабря 2010 года, относится к категории земель лесного фонда, вид разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства. Условный номер земельного участка 69-69-10/072/2008-036, 07 октября 2008 года в ЕГРН зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
По материалам лесоустройства, информации ГКУ «Тверское лесничество» Тверской области имеются пересечения земельных участков с кадастровыми номерами 96:10:0240401:76, 69:10:0000024:1599 с землями лесного фонда.
Согласно выписок из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 96:10:0240401:76 (площадь 2500 кв.м), 69:10:0000024:1599 (площадь 3000 кв.м), расположенные в д. Рябеево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, были образованы с присвоением кадастровых номеров 15 ноября 2013 года и 27 октября 2010 года, относятся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, индивидуальной жилой застройки, их правообладателем в настоящее время является Билецкий В.В.
В материалы административного дела представлены заключения Тверского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» о графическом совмещении материалов лесоустройства с границами земельных участков с кадастровыми номерами 96:10:0240401:76, 69:10:0000024:1599, которыми установлено пересечение (наложение) указанных земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, на земли лесного фонда, расположенные в Тверском лесничестве, Петровском участковом лесничестве, квартал 1, выдел 11.
По земельному участку с кадастровым номером 96:10:0240401:76 площадь пересечения составила 1306 кв.м., по земельному участку с кадастровым номером 69:10:0000024:1599 – 1664 кв.м.
Координаты поворотных точек пересечения указаны и графически отображены в заключении № 1 (т. 2 л.д. 171-175).
Данные материалы филиала ФГБУ «Рослесинфорг», указывающие на включение земель лесного фонда в границы населенного пункта д. Рябеево Калининского района, признаются судом допустимыми доказательствами.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 ГрК РФ, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 178 (далее - Положение о согласовании), в редакции, действовавшей в период подготовки оспариваемого Генерального плана, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, действовавшего в период подготовки оспариваемого нормативного правового акта, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо было обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 238-О-О).
Как следует из материалов дела, Федеральным агентством лесного хозяйства по результатам рассмотрения проекта оспариваемого Генерального плана поселения принято решение об отказе в согласовании проекта (письмо от 26 апреля 2018 года № АВ-03-31/6804).
В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Право собственности Российской Федерации на лесной участок категории земель лесного фонда, общей площадью 209 га, по адресу: Тверская область, Калининский район, Никулинское сельское поселение (Тверское лесничество, Петровское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении колхоза «Даниловское») подтверждено записью в ЕГРП от 07 октября 2008 года № 69-69-10/072/2008-036.
Согласно абзацу третьему пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Поскольку при подготовке проекта Генерального плана муниципального образования не соблюдена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное частичное наложение границ земель населенного пункта и границ находящегося в федеральной собственности лесного участка, требования прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению, нормативный акт признанию не действующим в части.
Суд не может признать обоснованным довод заинтересованного лица Билецкого В.В., являющегося правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 96:10:0240401:76, 69:10:0000024:1599, об отсутствии оснований признания положений Генерального плана недействующими со ссылкой на внесенные Федеральным законом № 280-ФЗ изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ о приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, поскольку вопрос о правах и обязанностях данного лица в рамках настоящего административного дела не разрешается.
Оспариваемый прокурором нормативный правовой акт является действующим, положения статей 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности к данным правоотношениям неприменимы.
Поскольку прокурором оспаривается нормативный правовой акт по основаниям его несоответствия закону в части включения в состав населенного пункта д. Рябеево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области земель лесного фонда, изменения категории земель при отсутствии законных оснований, в остальной части положения Генерального плана по существу не оспаривались, исходя из задач административного судопроизводства - защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3, пункт 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), суд полагает необходимым признать недействующими положения Генерального плана в части включения в границы указанного населенного пункта территории лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, кадастровый номер 69:10:0000024:2097, расположенной на землях лесного фонда лесного участка Тверского лесничества, Петровского участкового лесничества, квартал 1 выдел 11.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 8 статьи 213, пунктом 1 части 1 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт в части включения земель лесного фонда в границы населенного пункта вступил в противоречие с положениями нормативных актов, имеющих большую юридическую силу с момента принятия, суд признает его недействующим в части со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Волжской межрегиональной природоохранной прокуроры удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня принятия решение Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 10 июля 2018 года № 26 «Об утверждении Генерального плана Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области» в части включения в границы населенного пункта д. Рябеево Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области территории лесного участка из земель лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации, кадастровый номер 69:10:0000024:2097, расположенной на землях лесного фонда лесного участка Тверского лесничества, Петровского участкового лесничества, квартал 1 выдел 11.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты представительного органа местного самоуправления Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кустов
Мотивированное решение составлено 17 марта 2021 года.
Председательствующий А.В. Кустов