Решение от 19.10.2021 по делу № 33а-4553/2021 от 24.09.2021

Судья Комарова Л.В. Дело № 33а-4553/2021

№ 2а – 2341/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 19 октября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Русских Л.В.,

судей

Сметаниной О.Н., Никонова К.Ф.

с участием прокурора

Шибановой Н.Е.

при секретаре

Ермаковой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации г. Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 05 августа 2021 года по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кротова В.Ю. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта, которым постановлено:

признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Постановление Администрации г. Кирова от 01.11.2019г. № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период 01.01.2020 по 31.12.2022» в части невключения в схему нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: ул. Воровского, севернее дома № 94 на земельном участке с учетным номером У0142-054/16; ул. Дзержинского, на западном углу пересечения ул. Ленинградской и ул. Дзержинского земельном участке с номером У0031-006/016.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Никонова К.Ф., судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

ИП Кротов В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Постановление Администрации г. Кирова от 01.11.2019г. № 2733-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период 01.01.2020 по 31.12.2022» в части невключения в схему нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: ул. Воровского, севернее дома № 94 на земельном участке с учетным номером У0142-054/16; ул. Дзержинского, на западном углу пересечения ул. Ленинградской и ул. Дзержинского на земельном участке с номером У0031-006/016, возложении обязанности на Администрацию г. Кирова включить указанные объекты в схему.

В обоснование заявленных требований указано, что невключение указанных нестационарных торговых объектов в схему влечет нарушение прав административного истца на осуществление предпринимательской деятельности. Просил признать Постановление Администрации г. Кирова недействующим со дня принятия, обязать Администрацию г. Кирова включить указанные объекты в схему.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация г. Кирова не согласна с решением суда первой инстанции. Указывает, что невключение нестационарных торговых объектов в схему их размещения обусловлено необходимостью проведения работ по благоустройству территорий, включающей в себя обустройство пешеходных зон, остановочных пунктов общественного транспорта в соответствии с требованиями действующего законодательства. В связи с необходимостью проведения указанных работ разработаны локальные сметные расчеты, подготовлены схемы производства работ. Просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель Администрации г. Кирова по доверенности Фетисова Т.А. доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что наличие спорных нестационарных торговых объектов препятствует осуществлению благоустройства территории.

Представитель административного истца по доверенности адвокат Симонова В.Б. жалобой не согласна. Полагала необходимым оставит решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица ТУ Администрации г. Кирова по Октябрьскому району по доверенности Батухтин А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Административный истец ИП Кротов В.Ю., представитель заинтересованного лица ТУ Администрации г. Кирова по Ленинскому району не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело без их участия.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Шибановой Н.Е., полагавшей, что решение районного суда является законным и отмене не подлежит, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу ч. 1, 3 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно п. 2.2. Приказа министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 20.09.2019 № 117 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов», при разработке схемы размещения орган местного самоуправления должен учитывать требования Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ, земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области сохранения, использования, популяризации и использования объектов культурного наследия, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также требования Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В силу п. 3.1 Порядка разработки №117 схема разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления в срок до 1 ноября года, предшествующего году начала действия схемы. Схема разрабатывается на плановый период от 1 до 3 лет. Схема начинает действовать с 1 января календарного года и заканчивает действовать 31 декабря календарного года.

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (внесение в нее изменений) не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (п. 3.6 Порядком разработки №117).

Согласно п. 1 ст. 1 Устава муниципального образования «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 г. № 42/19, муниципальное образование «Город Киров» имеет статус городского округа.

Пунктом 23 ч. 6 ст. 29 Устава муниципального образования «Город Киров» разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» отнесена к компетенции администрации города.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 11 Устава муниципального образования «Город Киров» правовые акты принимаются администрацией города в форме постановления и распоряжения.

Постановлением администрации г. Кирова от 01.11.2019 № 2733-п утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с 01.01.2020 по 31.12.2022.

Указанное постановление опубликовано в печатном издании «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров», № 106(1283), 08.11.2019, являющимся согласно п. 1 решения Кировской городской Думы от 30.05.2012 г. № 3/18 «Об опубликовании (обнародовании) правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров», источником официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров».

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах полномочий, предоставленных ему действующим законодательствам, с соблюдением формы и вида принятия нормативного правового акта, порядка опубликования, введения его в действие и вступления в законную силу.

Данные обстоятельства в ходе судебного разбирательства сторонами не оспаривались, подтверждены представленными в дело доказательствами, отвечающими требованиям ст. 60, 61 КАС РФ.

Исходя из материалов административного дела земельный участок для размещения НТО по адресу: ул. Дзержинского, на западном углу пересечения ул. Ленинградской и ул. Дзержинского предоставлен административному истцу в 2007 году и на основании договоров аренды с Территориальным управлением по Октябрьскому району Администрации г. Кирова использовался для размещения НТО. Кроме того НТО по указанному адресу был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов в период с 2017 по 2019 годы.

Нестационарный торговый объект по адресу: ул. Воровского, севернее дома № 94 эксплуатируется административным истцом с 2003 года на основании Распоряжения Администрации г. Кирова от 19.11.2003 № 5375. Указанный объект также был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов в период с 2017 по 2019 годы.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 29.01.2015 № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.

Таким образом, орган местного самоуправления не вправе произвольно разрешать вопрос о невключении существующих НТО во вновь утверждаемую схему. Данное решение должно соответствовать закону и учитывать баланс интересов хозяйствующего субъекта, населения и органов местного самоуправления.

В подтверждение правомерности своих действий (бездействии) административный ответчик представил представление ОГИБДД УМВД России по г. Кирову от 30.10.2019, вынесенное в адрес администрации г. Кирова, согласно которому в ходе проведенного обследования остановочных пунктов установлено, что в нарушение п. 5.3.3.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочные пункты «Храм Пантелеймона Целителя» в районе дома № 94Б по ул. Воровского и «ул. Дзержинского» в районе дома № 11 по ул. Дзержинского обустроены с нарушением требований по обеспечению безопасности дорожного движения (отсутствует «заездной карман»). По итогам выявленных нарушений администрации г. Кирова предписано принять меры к устранению причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.

Вместе с тем из указанного представления не следует, что НТО по адресу: г. Киров, ул. Воровского, севернее дома № 94 и по адресу: ул. Дзержинского, на западном углу пересечения ул. Ленинградской и ул. Дзержинского каким - либо образом препятствуют обустройству указанных объектов дорожной инфраструктуры – «заездных карманов».

Локальные сметные расчеты и подготовка схемы производства работ на указанных участках тротуаров также не свидетельствуют о невозможности эксплуатации спорных НТО.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 05 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.10.2021░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-4553/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Кирова
Кротов Владимир Юрьевич
Ответчики
администрация муниципального образования город Киров
Другие
Территориальное управление администрации города Кирова по Ленинскому району
Территориальное управление администрации города Кирова по Октябрьскому району
Симонова Валентина Борисовна
глава администрации г. Кирова Осипов Дмитрий Валерьевич
Суд
Кировский областной суд
Судья
Никонов Константин Феликсович
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
24.09.2021Передача дела судье
19.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2021Передано в экспедицию
19.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее