Дело № 2а-3057/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 09 августа 2017 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.
при секретаре судебного заседания Сотниковой Т.А.
рассмотрев по адресу: г. Омск, ул. Труда, 29 А в открытом судебном заседании административное дело по административному иску департамента строительства Администрации г. Омска к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства Администрации г. Омска обратился в Ленинский районный суд г. Омска с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований департамент строительства Администрации г. Омска указал, что решением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ № на департамент городского хозяйства Администрации г. Омска была возложена обязанность обеспечить стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении в отношении департамента городского хозяйства Администрации г. Омска исполнительного производства №-ИП. Определением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена должника по делу № на департамент строительства Администрации г. Омска. ДД.ММ.ГГГГ в департамент строительства поступило постановление от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, по исполнительному производству №-ИП была произведена замена должника с департамента городского хозяйства Администрации г. Омска на ее правопреемника департамент строительства. Срок для добровольного исполнения требований был установлен пять дней с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако в пятидневный срок исполнить требование исполнительного документа, а именно построить объекты наружного освещения, не представлялось возможным. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью наличия в бюджете г. Омска финансирования на данные цели, а также необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а именно: от 18 до 24 месяцев (мероприятия по проведению торгов на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объекта, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объектов). ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50.000 рублей. Департамент строительства не согласен с взысканием исполнительского сбора и полагает необходимым освободить от уплаты исполнительского сбора по следующим основаниям. Согласно ч. 3 ст. 22 Устава г. Омска полномочия структурных подразделений Администрации г. Омска осуществляются по вопросам местного значения в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях. В указанных положениях определена отраслевая (функциональная) компетенция структурных подразделений Администрации г. Омска по решению вопросов местного значения. В соответствии с Положением о департаменте строительства, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории г. Омска. Департамент строительства правомочен осуществлять функцию по проектированию и строительству муниципальных объектов, в том числе и объектов наружного освещения, только после исполнения своих функций иными структурными подразделениями Администрации г. Омска, которые подчинены и подотчетны Мэру г. Омска и не подконтрольны департаменту строительства, а именно: после утверждения проекта межевания территории, необходимой для проектирования и строительства линейных объектов и определения границ соответствующего земельного участка (департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска); при наличии финансирования на данные цели в бюджете г. Омска (департамент финансов и контроля Администрации г. Омска); после включения мероприятий по строительству муниципальных объектов в адресную инвестиционную программу г. Омска (департамент городской экономической политики Администрации г. Омска). И только после этого департамент строительства вправе проводить мероприятия: по организации торгов на выполнение проектно-изыскательских работ, по разработке проектной документации объектов путем заключения соответствующих муниципальных контрактов с проектировщиками, по обеспечению государственной экспертизы разработанной проектной документации, по проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ, по организации строительства объектов путем заключения соответствующих муниципальных контрактов с подрядчиками. Самостоятельно департамент строительства не разрабатывает проектную документацию и не строит муниципальные объекты, он в соответствии с Положением организует проведение работ по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов при соблюдении вышеназванных условий. Таким образом, департамент строительства осуществляет свои функции в пределах своей компетенции и в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, влечет привлечение данного должностного лица к административной и уголовной ответственности. В целях исполнения судебного решения по делу № департаментом строительства совершены следующие действия. В соответствии с Положением о департаменте финансов и контроля Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 года № 441, департамент финансов и контроля Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета г. Омска, финансовым органом муниципального образования г. Омск. Учитывая вышеизложенное, департаментом строительства в целях исполнения судебных решений, в том числе и по делу №, неоднократно направлялись письма в департамент финансов и контроля Администрации г. Омска с просьбой дополнительно выделить департаменту строительства денежные средства. Финансирование строительства объектов капитальных вложений осуществляется в соответствии с адресной инвестиционной программой г. Омска. В соответствии с Положением о департаменте городской экономической политики Администрации г. Омска, утвержденным постановлением Администрации г. Омска от 26.07.2011 года № 820-п, в функции данного департамента входит организация разработки адресной инвестиционной программы г. Омска на очередной финансовый год и плановый период. Учитывая вышеизложенное, департаментом строительства в целях исполнения судебных решений, в том числе и по делу №, неоднократно направлялись письма в департамент городской экономической политики Администрации г. Омска с просьбой включить объекты наружного освещения в адресные инвестиционные программы г. Омска на 2015, 2016, 2017 года. ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства в департамент городской экономической политики Администрации г. Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу г. Омска на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы, в том числе и бюджетных ассигнований на 2016 год на проведение работ по проектированию и строительству объекта «Строительство линии наружного освещения на участке автомобильной дороги по <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства направлены предложения в департамент городской экономической политики Администрации г. Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу г. Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в том числе и бюджетных ассигнований на 2017 год в целях исполнения судебного решения по делу №. Исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство линий наружного освещения в г. Омске, формируется перечень объектов, планируемых к строительству на очередной год и плановый период. Адресной инвестиционной программой г. Омска на 2015 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 17.12.2014 года № 293 «О бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», на строительство линий наружного освещения было предусмотрено 16.828.892,56 рублей. Адресной инвестиционной программой г. Омска на 2016 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 16.12.2015 года № 402 «О бюджете города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов», на строительство линий наружного освещения предусмотрено 1.132.149,36 рублей. Адресной инвестиционной программой г. Омска на 2017 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 14.12.2016 года № 492 «О бюджете города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» на строительство линий наружного освещения предусмотрено 8.800.750 рублей. В 2012-2017 годы районными судами г. Омска вынесено 35 судебных решений в отношении Администрации г. Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации г. Омска и департамента строительства о возложении обязанности построить 60 объектов наружного освещения. Потребность в бюджетных ассигнованиях на исполнение судебных решений составляет ориентировочно 300.000.000 рублей. Учитывая вышеизложенное, в адресную инвестиционную программу г. Омска на 2015 год, в адресную инвестиционную программу г. Омска на 2016 год, в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год, в пределах выделенного финансирования включены объекты наружного освещения, обязанность строительства которых предусмотрена судебными решениями, вынесенными в 2012 году. ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства направлены предложения в департамент городской экономической политики Администрации г. Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу г. Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу №. В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 года № 3, к функциям департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска относятся: принятие решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечение подготовки указанной документации; обеспечение подготовки проектов соответствующих муниципальных правовых актов города Омска об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории и проектов межевания территории). ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства направлено письмо в департамент архитектуры с перечнем линейных объектов, для проектирования и строительства которых в 1 квартале 2016 года необходимы утвержденные проекты межевания территории, в том числе и для проектирования и строительства Объектов. ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства письмо с аналогичным перечнем направлено и Мэру г. Омска. ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства направлено письмо в департамент архитектуры с просьбой при утверждении проектов планировки и проектов межевания территорий г. Омска учесть размещение линий искусственного наружного освещения, в том числе и по адресу: <адрес>. Направление вышеуказанных писем и совершение иных действий свидетельствует о том, что департамент строительства не уклоняется от исполнения судебного решения по делу №, а предпринимает все необходимые действия для его надлежащего исполнения. Кроме того, департамент строительства в своей деятельности по проектированию, строительству (реконструкции) линейных объектов ограничен не только бюджетным финансированием, порядком оформления исходно-разрешительной документации, но и процедурой, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ. В целях определения подрядчика на выполнение проектно-изыскательских работ проводится открытый конкурс. С момента размещения извещения о проведении открытого конкурса до заключения контракта проходит ориентировочно 2 месяца. Срок разработки проектной документации, с учетом проведения инженерных изысканий, ориентировочно составляет 6 месяцев. В целях определения подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ проводится аукцион в электронной форме. Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе: не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей; не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок. Общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. Таким образом, с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до заключения контакта проходит ориентировочно 1,5 месяца. Срок строительства объекта наружного освещения ориентировочно составляет 6 месяцев. Проведение инженерных изысканий, необходимых для разработки проектной документации, а также строительных работ в зимний период времени затруднительно. Таким образом, время, необходимое для проведения работ по строительству линий наружного освещения, ориентировочно составляет от 18 до 24 месяцев с момента выделения финансирования на данные цели. Отсутствие на сегодняшний день соответствующих действующему законодательству проектов межевания территорий, необходимых для проектирования и строительства Объектов, отсутствие финансирования на проектирование и строительство Объектов являются объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля департамента строительства, и доказательством невозможности в установленный срок исполнить судебное решение. При той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, департаментом строительства в пределах своей компетенции были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства. Пропуск срока для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя является обоснованным и допустимым, поскольку пропуск данного срока не является фактом неисполнения требований судебного пристава-исполнителя. Судебное решение исполняется в соответствии с условиями и обстоятельствами, изложенными выше. Таким образом, взыскание исполнительского сбора в размере 50.000 рублей с департамента строительства является неправомерным. Просит суд освободить Департамент строительства Администрации г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50.000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Представитель административного истца департамента строительства Администрации г. Омска Дядюн Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, возражений против иска не предоставил.
Выслушав Дядюн Л.В., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом г. Омска было вынесено решение, в соответствии с которым на департамент городского хозяйства Администрации г. Омска была возложена обязанность обеспечить стационарное электрическое освещение на участке автомобильной дороги по <адрес>.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа №, выданного Центральным районным судом г. Омска, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Из постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления было предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.
Определением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ была произведена замена должника в исполнительном листе № с департамента городского хозяйства Администрации г. Омска на департамент строительства Администрации г. Омска.
В связи с неисполнением в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области было вынесено постановление о взыскании с департамента строительства Администрации г. Омска исполнительского сбора в размере 50.000 рублей.
Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции РФ, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, то есть штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на ? от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что департаментом строительства Администрации г. Омска представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения в установленный срок требований судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области.
Таким образом, принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении департамента строительства Администрации г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50.000 рублей по исполнительному производству №-ИП, суд исходит из того, что у департамента строительства Администрации г. Омска отсутствовала объективная возможность для исполнения решения Центрального районного суда г. Омска в пятидневный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить департамент строительства Администрации г. Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50.000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Омска.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.08.2017 года.
Судья Н.Л. Усольцева