Дело № 2-256/2021г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года село Степное
Степновский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Котлярова М.Е.,
с участием представителя истца помощника прокурора Степновского района Миранова Р.Р.,
при секретаре Поплутиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Степновского района в интересах несовершеннолетних обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко» с. Иргаклы, Степновского муниципального округа Ставропольского края к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко», управлению образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Степновского района в интересах несовершеннолетних обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко» с. Иргаклы, Степновского муниципального округа Ставропольского края обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко», управлению образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о понуждении к совершению действий о понуждении к совершению действий, указывая, что прокуратурой района проведена проверка деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко» с. Иргаклы, Степновского муниципального округа Ставропольского края, на предмет соблюдения требований законодательства об образовании.
Проверкой установлено, что в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко», являющимся образовательным учреждением, отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, являясь главным распорядителем бюджетных средств, при распределении средств выделяемой субвенции по направлениям расходов должен учесть потребности муниципальных общеобразовательных организаций Степновского муниципального округа Ставропольского края в средствах обучения и принять необходимые меры по распределению средств таким образом, чтобы полностью удовлетворить такие потребности (в том числе потребности в приобретении лингафонных кабинетов для школ).
Лингафонные кабинеты представляют собой средства обучения, а следовательно, расходы на них выделялись Степновскому муниципального округу Ставропольского края в рамках ежегодной субвенции.
Обязанность по оборудованию лингафонных кабинетов, необходимых для осуществления образовательного процесса, общеобразовательными учреждениями Степновского муниципального округа в полной мере не выполняется.
Неисполнение ответчиками обязанности по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.
Просит суд обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко» с. Иргаклы, Степновского муниципального округа Ставропольского края в течении 1 года со дня вступления в силу решения суда оборудовать лингафонные кабинеты.
Обязать управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края выделить денежные средства на оборудование лингафонных кабинетов в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко» с. Иргаклы, Степновского муниципального округа Ставропольского края.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика – муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко» не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика – управления образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Определением Степновского районного суда Ставропольского края от 19.10.2021г. к участию в деле в качестве третьего лиц, не заявляющего самостоятельных требований привлечена администрация Степновского муниципального округа Ставропольского края.
В судебное заседание представитель третьего лица – администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав доводы помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, выводы суда основаны на следующем.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ч. 2, ч. 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно положениям п. 24 Стандарта, организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Степновского района проверки деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко» с. Иргаклы, Степновского муниципального округа Ставропольского края на предмет соблюдения требований законодательства об образовании, установлено, что в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко», являющимся образовательным учреждением, отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации.
Кроме того, в этой же статье Федерального закона № 273-ФЗ указано, что к компетенции образовательной организации относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, являясь главным распорядителем бюджетных средств, при распределении средств выделяемой субвенции по направлениям расходов должен учесть потребности муниципальных общеобразовательных организаций Степновского муниципального округа Ставропольского края в средствах обучения и принять необходимые меры по распределению средств таким образом, чтобы полностью удовлетворить такие потребности (в том числе потребности в приобретении лингафонных кабинетов для школ).
Лингафонные кабинеты представляют собой средства обучения, а следовательно, расходы на них выделялись Степновскому муниципального округу Ставропольского края в рамках ежегодной субвенции.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, относится к компетенции образовательного учреждения.
Оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования обеспечивается образовательным учреждением самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств (п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897).
Неисполнение ответчиками обязанности по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование.
Из Устава МКОУ «СОШ № 2 имени Н.Д. Терещенко», утвержденного постановлением администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края от 22.12.2020г. № 23, следует, что деятельность учреждения направлена на создание условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Основными задачами учреждения является, в частности, обеспечение доступности получения качественного общего образования; основная образовательная программа разрабатывается учреждением на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Лицензией № 3852 от 25.02.2015г., приложением № 1 к ней, выданной Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края, со сроком - бессрочно, подтверждается право МКОУ «СОШ № 2 имени Н.Д. Терещенко» на оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении, уровень образования: начальное, основное и среднее общее образование, дополнительное образование - дополнительное образование детей и взрослых.
Таким образом, принимая во внимание положения ст.ст.2, 9 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г., которым утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и который является обязательным, а также то, что в МКОУ «СОШ № 2 имени Н.Д. Терещенко» не оборудованы лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, то выявленные нарушения не обеспечивают в должной мере права учащихся на общедоступное и бесплатное образование согласно образовательному стандарту, несовместимо с задачами образовательных программ, так как снижает качество подготовки учащихся.
Поскольку осуществление деятельности общеобразовательного учреждения в отсутствие оборудованных лингафонных кабинетов не обеспечивает реализацию в полной мере федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, нарушает права и законные интересы учащихся, то суд считает необходимым возложить на МКОУ «СОШ № 2 имени Н.Д. Терещенко» обязанность оборудовать в помещении общеобразовательного учреждения лингафонные кабинеты, так как исполнение указанных требований нормативно-правовых актов является обязанностью общеобразовательных учреждений в силу закона и Устава учреждения, выполнение этой обязанности направлено на получение учащимися учреждения общедоступного и бесплатного основного общего образования.
Из Устава МКОУ «СОШ № 2 имени Н.Д. Терещенко», следует, что учреждение находится в ведомственном подчинении Управления образования Степновского муниципального округа Ставропольского края.
Положением Управления образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, утвержденного решением Совета депутатов Степновского муниципального округа Ставропольского края первого созыва № 6/81-1 от 08.12.2020г. закреплено, что Управление образования является главным распорядителем и получателем средств бюджета округа, предусмотренных на содержание Управления образования и реализацию возложенных на Управление образования функций; осуществляет отдельные функции и полномочия учредителя подведомственных организаций по общему руководству и координации деятельности подведомственных организаций; организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в подведомственных образовательных организациях.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что обязанность по финансированию оснащения лингафонных кабинетов в помещении общеобразовательного учреждения МКОУ «СОШ № 2 имени Н.Д. Терещенко» должна быть возложена непосредственно на Управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края, который является главным распорядителем и получателем средств бюджета округа, предусмотренных на содержание Управления образования и реализацию возложенных на Управление образования функций.
При этом суд считает необходимым отметить следующее, что, поскольку действующее законодательство РФ не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления и образовательного учреждения по исполнению обязанности в виде надлежащей организации учебного процесса по основной образовательной программе с наличием финансовой возможности и сроками освоения средств, поскольку нормативными правовыми актами РФ закреплена обязанность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств по обеспечению оснащения образовательной деятельности при получении основного общего образования, обратных доказательств, опровергающих выводы суда и подтверждающих соответствие выявленных нарушений, в данной части, требованиям действующего законодательству РФ, стороной ответчиков не представлено.
Таким образом, обязанность по оборудованию лингафонных кабинетов, необходимых для осуществления образовательного процесса, общеобразовательными учреждениями Степновского муниципального округа в полной мере не выполняется, в связи с чем суд полагает, что имеются все необходимые основания для удовлетворения требований прокурора.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Степновского района в интересах несовершеннолетних обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко» с. Иргаклы, Степновского муниципального округа Ставропольского края к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко», управлению образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края о понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко» с. Иргаклы, Степновского муниципального округа. Ставропольского края в течении 1 года со дня вступления в силу решения суда оборудовать лингафонные кабинеты.
Обязать управление образования администрации Степновского муниципального округа Ставропольского края выделить денежные средства на оборудование лингафонных кабинетов в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Д. Терещенко» с. Иргаклы, Степновского муниципального округа. Ставропольского края.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 29 октября 2021 года и обжаловать его в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Степновский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий судья - М.Е. Котляров
Мотивированное решение изготовлено 29.10.2021г.