|
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2019 года
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Аюшеевой В.М.,
с участием представителя административного истца Ефремова Д.Н., представителя административного ответчика ГУ МВД РФ по Иркутской области Ринчино М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лу Цзинлун к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в продлении вида на жительство, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав,
У С Т А Н О В И Л:
Лу Цзинлун обратился в суд с административным иском к ГУ МВД РФ по Иркутской области, в котором просит признать незаконным решение ГУ МВД РФ по Иркутской области № 9 от 11.10.2018 об отказе в продлении ему вида на жительство в Российской Федерации, возложить на ГУ МВД РФ по Иркутской области устранить допущенные нарушения, приняв его заявление и продлив ему вид на жительство в Российской Федерации на новый срок.
В обоснование заявленных требований указал, что является гражданином <данные изъяты>, но с <дата> года вместе со своей семьёй постоянно проживает в России, куда прибыл на законных основаниях. В связи с тем, что очередной срок действия вида на жительство у него заканчивался 15.01.2019, он подал в ГУ МВД РФ по Иркутской области документы для его продления, однако 09.11.2018 получил уведомление о принятии административным ответчиком решения № 9 от 11.10.2018 об отказе в продлении ему вида на жительство на основании п.1 ч.1 ст.9 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В период проживания в России соблюдал действующие законы, не совершал правонарушений, не участвовал в демонстрациях и митингах против существующего строя. Считает, что оспариваемое им решение противоречит положениям ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, ратифицированной РФ 30.03.1998.
Административный истец Лу Цзинлун в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель административного истца Ефремов Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГУ МВД РФ по Иркутской области Ринчино М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных требований возражала, просила суд в их удовлетворении отказать, поддержав письменный отзыв, согласно которому подразделение МВД РФ по вопросам миграции осуществляет межведомственное информационное взаимодействие с ФСБ России для выявления оснований для отказе в выдаче (продлении) вида на жительство в РФ иностранным гражданам. Оспариваемое административным истцом решение об отказе в продлении Лу Цзинлун вида на жительство в РФ было принято на основании сообщения УФСБ России по Иркутской области от 19.09.2018 №92/10/5-16962 о несогласовании его принятия на основании информации о наличии действий, создающих угрозу безопасности РФ в соответствии с пп.1 п.1 ст.9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Представитель заинтересованного лица УФСБ России по Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Судом получены письменные возражения врио начальника Управления, в которых тот просит в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать, поскольку по результатам проведенной УФСБ России по Иркутской области проверки в отношении Лу Цзинлун получены сведения о его действиях, создающих угрозу безопасности России.
Суд в соответствии со ст.150 КАС РФ рассмотрел административное дело в отсутствие административного истца, представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации иностранному гражданину выдает территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. По результатам рассмотрения заявления, поданного в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы, в том числе в органы безопасности, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Приказом МВД России от 09.11.2017 N 846 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2017 N 49075).
Данный регламент устанавливает стандарт и порядок предоставления территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче (продлению) иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.
Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов сотруднику, уполномоченному на рассмотрение заявления.
В соответствии с п.123 Административного регламента сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, проводит проверку заявителя и сообщенных им сведений по учетам МВД России и его территориальных органов, органов ФСБ, службы судебных приставов, органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере социальной защиты населения, для выявления оснований отказа в выдаче вида на жительство, предусмотренных пунктами 55-60 Административного регламента.
В соответствии с п. "р" ст. 12 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы Федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в подп. 36 п. 9 "Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации" утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 960 от 11 августа 2003 года "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации". К функциям ФСБ России для решения основных задач отнесено участие в пределах своих полномочий в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, выезда их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, предоставления им политического убежища в Российской Федерации, а также пребывания их на территории Российской Федерации.
При выявлении оснований, препятствующих выдаче вида на жительство, подразделение по вопросам миграции получает об этом сообщение из органов ФСБ (подпункт 134.4 Административного регламента).
Как следует из материалов дела и установлено судом гражданину <данные изъяты> Лу Цзинлун с <дата> года УВД Иркутской области на основании выданного вида на жительство в РФ иностранного гражданина было разрешено проживание на территории РФ. В последующем срок действия вида на жительство неоднократно продлевался, 19 сентября 2017 года срок его действия был продлен по 15 января 2019 года.
16.08.2018, в установленный законом срок, Лу Цзинлун обратился в ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением об очередном продлении ему срока действия вида на жительство в РФ.
В ходе рассмотрения заявления административного истца, по результатам проведенной УФСБ России по Иркутской области проверки в отношении Лу Цзинлун получены сведения о его действиях, создающих угрозу безопасности РФ, в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области направлено сообщение о несогласовании вопроса о продлении Лу Цзинлун срока действия вида на жительство в РФ в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В связи с изложенным, решением ГУ МВД РФ по Иркутской области №9 от 11.10.2018 Лу Цзинлун отказано в продлении срока действия вида на жительство.
Решение об отказе в продлении срока действия вида на жительство принимается только при наличии оснований, предусмотренных пунктами 55 и 56 Административного регламента.
Подпункт 55.1 пункта 55 Административного регламента предусматривает, что вид на жительство иностранному гражданину не выдается в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ. Аналогичное положение закреплено в п.п. 1 п.1 ст.9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», в соответствии с которым вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создаёт угрозу безопасности РФ или граждан РФ.
Под безопасностью, согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" понимается состояние защищенности Российской Федерации как государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации от внутренних и внешних угроз.
Согласно ч. 3 ст. 4 названного Федерального закона, государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.
Из ст. 1 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" следует, что федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Деятельность Федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В своей деятельность Федеральная служба безопасности руководствуется Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
Федеральная служба безопасности, согласно положениям указанного закона обязана выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную деятельность и иную деятельность иностранных государств, отдельных лиц, специальных служб и организаций иностранных государств, направленную на нанесение урона безопасности Российской Федерации. Право оценки деятельности иностранных граждан, как представляющих угрозу безопасности государства, либо общественному порядку или здоровью населения относится к компетенции органов федеральной службы безопасности и находится в пределах усмотрения органов безопасности.
Ранее действующее Положение о Федеральной миграционной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711, и действующее в настоящее время Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248, не предусматривают для органа исполнительной власти в сфере миграции осуществление такого полномочия как проверка правильности и обоснованности решений органов Федеральной службы безопасности.
Согласно п.62 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Исходя из системного толкования приведенных выше норм права, можно сделать вывод о том, что давать оценку целесообразности принятого УФСБ России Иркутской области решения по вопросам, относящимся к его ведению, суд не вправе.
Доводы административного иска о нарушении оспариваемым решением права на уважение личной и семейной жизни ввиду того, что на территории РФ административный истец длительное время проживает совместно с семьей, не могут служить основанием для признания решения незаконным, поскольку являются несостоятельными.
На основании ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 3 ст. 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Положения ч.2 ст.8 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) признают допустимым ограничивать право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции в случаях, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Анализируя изложенное, обстоятельства административного дела, суд приходит к выводу, что принятое административным ответчиком по результатам проверочных мероприятий решение об отказе в продлении Лу Цзинлун вида на жительство в РФ не является безосновательным и произвольным, а является соразмерным ограничением права иностранного гражданина проживать на территории Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого решения ГУ МВД РФ по Иркутской области, поскольку оно принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий при наличии оснований, предусмотренных Федеральными законами, с соблюдением порядка принятия решения, предусмотренных действующим законодательством.
Вопреки доводам административного иска, сведения, послужившие основанием для принятия ГУ МВД России по Иркутской области оспариваемого решения, относятся к информации, которая получена уполномоченным органом, в том числе из источников, находящихся вне сферы судебного контроля. При этом следует учитывать, что право оценки деятельности иностранных граждан, а также лиц без гражданства, как представляющей угрозу безопасности государства или гражданам Российской Федерации, отнесено к полномочиям государственных органов обеспечения безопасности, в частности Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и суд не вправе вмешиваться в данные полномочия.
На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска Лу Цзинлун к ГУ МВД РФ по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в продлении вида на жительство, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>