Решение по делу № 2-4177/2018 от 31.05.2018

Решение изготовлено в окончательной форме 06.08.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2018 года                                             г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Илюшкиной Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Гаджикурбановой М.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасова Александра Борисовича к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец Тарасов Александр Борисович обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.

В обоснование заявленных требований указал, что 06.02.2014 обратился во ФСИН России с заявлением (рапортом) о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.

К указанному рапорту истцом были приложены копии всех необходимых документов.

03.03.2014 истцом было получено уведомление Территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Свердловской области о рассмотрении рапорта, справка о принятии документов истца, направлении указанного пакета документов в комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке Тарасова А.Б. на учет для получения единовременной выплаты.

Комиссия ФСИН России рассмотрела документы Тарасова А.Б. и вынесла по ним решение только 15.08.2017. Уведомление о принятом решении истец получил только 18.03.2018.

Согласно выписке из протокола заседания комиссии ФСИН России Тарасову А.Б. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012 в связи с ухудшением жилищных условий в 2011 году.

С указанным решением истец не согласен по следующим основаниям.

Основанием для отказа комиссии ФСИН в постановке Тарасова А.Б. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило отчуждение истцом жилого помещения, площадью 15,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> в октябре 2011 года.

Вместе с тем, Тарасов А.Б., совершая в октябре 2011 года действия по отчуждению находящегося в его собственности жилого помещения по определению не мог иметь намерение приобрести право состоять на учете в качестве лица, имеющего право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 283-ФЗ от 30.12.2012, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 по причине отсутствия указанных нормативно-правовых актов, регулирующих данные отношения, и, как следствие, отсутствием указанных социальных гарантий.

Комиссией ФСИН России не был учтен тот факт, что жилое помещение, площадью 15,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, находившееся в собственности истца до октября 2011 года имеет статус не квартиры, а комнаты в коммунальной квартире. По указанному адресу расположено 4 объекта недвижимого имущества.

Кроме того, по мнению истца, самостоятельным основанием для признания незаконным оспариваемого решения комиссии ФСИН России является грубейшее нарушение указанной комиссией правовых норм в части сроков рассмотрения и принятия решения, а также уведомления заявителя о принятом решении.

На основании изложенного, истец просит признать решение комиссии ФСИН России, изложенное в протоколе от 15.08.2017 № 31 в части отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, отменить указанное решение и обязать ответчиков поставить истца Тарасова А.Б. на учет для получения единой социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с 06.02.2014 – даты получения соответствующего заявления; взыскать с ответчиков солидарно в пользу истца судебные издержки в сумме 15 300 руб.

Истец Тарасов А.Б. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, доверил представление своих интересов Фроленко Е.Б., выдав доверенность (л.д. 37).

В судебном заседании представитель истца Фроленко Е.Б. на заявленных исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области Сазонова О.В., действующая на основании доверенностей (л.д. 36, 37) исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, свою позицию изложила в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела (л.д. 123-128).

Заслушав участников процесса, исследовав доказательства, представленные в материалах дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно ч. 3 ст. 4 указанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.

В силу ч. 5 ст. 4 данного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Федерального закона).

Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», действовавшим на период возникновения спорных правоотношений, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Также данным пунктом определен перечень документов, прилагаемых к заявлению.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона № 283-ФЗ (п. 2 Правил).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец Тарасов А.Б. на момент обращения с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты являлся сотрудником учреждения уголовно-исполнительной системы, имел стаж работы в данной системе более 27 лет (л.д. 98).

Указанное обстоятельство не оспорено представителем ответчиков.

Также судом установлено, что в период с 26.03.2010 по 31.10.2011 истец Тарасов А.В. являлся собственником жилого помещения, площадью 15,7 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> (л.д. 44).

После 31.10.2011 истец Тарасов А.Б. собственником жилых помещений не являлся, зарегистрирован по адресу: <адрес>, указанная квартира принадлежит его бывшей супруге Тарасовой М.В.

06.02.2014 истец Тарасов А.Б. обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д. 13).

В соответствии с п. 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются, следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.

Решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения от 15.08.2017 (протокол № 31) истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной выплаты (л.д. 17-18).

В качестве основания для отказа в постановке истца на учет указано: Тарасов А.В. 31.10.2011 произвёл отчуждение жилого помещения, общей площадью 15,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, то есть совершил действие, указанное в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как установлено судом, с 26.03.2010 истцу Тарасову А.В. принадлежало жилое помещение, площадью 15,7 кв.м. по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, которое было отчуждено им 31.10.2011.

По данным БТИ г. Екатеринбурга и Управления Росреестра по Свердловской области <адрес> состоит из трех комнат, имеет общую площадь 157, 3 кв.м., жилую 58,0 кв.м. Комнаты в квартире, площадью 11,6 кв.м., 15,7 кв.м., 14,1 кв.м. имеют выход в общий коридор, зарегистрированы на праве собственности как самостоятельные объекты недвижимости. Комната, площадью 14,1 кв.м. с 22.10.2007 принадлежит Деевой Е.И., комната, площадью 11,6 кв.м. принадлежит с 29.12.2015 Музакка В.Г. (л.д. 129-140).

Как следует из пояснений представителя истца, на момент наличия у Тарасова А.В. права собственности на одну из комнат в квартире, другие комнаты также принадлежали лицам, которые не являлись членами одной семьи, либо участниками долевой собственности на эту квартиру.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что права всех собственников комнат в квартире № не зависят друг от друга, объектами их прав являются отдельные жилые помещения в одной квартире, суд приходит к выводу о том, что квартира № <адрес> относится к числу коммунальных.

Вместе с тем, действующее законодательство (п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ) предусматривает проживание в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения - как отдельное основание нуждаемости в жилом помещении, порождающее право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату.

Следовательно, и при наличии комнаты в собственности Тарасов А.Б. также был бы поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Между тем, суд не находит оснований для вывода о незаконности отказа жилищной комиссии ФСИН России в постановке Тарасова А.Б. на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, поскольку документами, подтверждающими факт того, что Тарасову А.Б. на праве собственности принадлежала комната в коммунальной квартире комиссия на момент принятия решения не располагала.

Согласно данным учетного дела Тарасова А.Б. сведения об указанном жилом помещении содержатся в справке о зарегистрированных в нем (л.д. 86), выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости (л.д. 104-105). Ни один из указанных документов не содержит информации о том, что жилое помещение является комнатой в коммунальной квартире. Более того, в Выписке из ЕГРН указано о возникновении у истца права собственности на указанное жилое помещение на основании договора купли-продажи квартиры от 23.03.2010.

Как было указано выше, действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать дополнительные документы.

Напротив, на истца при подаче им заявления о постановке на учет возлагается обязанность предоставлять документы по всем жилым помещениям, в которых в течение пяти лет с даты обращения с рапортом был зарегистрирован истец и которые объективно необходимы для проверки комиссией ФСИН России нуждаемости в улучшении жилищных условий и наличии оснований для постановки на учет.

Вместе с тем, соответствующие документы, истцом представлены не были, на основании имевшихся в распоряжении документов комиссией ФСИН России принято законное и обоснованное решение.

Также суд не принимает во внимание доводы истца о том, что сделка по отчуждению квартиры совершена до издания Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку они ошибочны.

Указаний на то, что при рассмотрении вопроса о наличии права на единовременную социальную выплату не подлежат учету совершенные до вступления этого Федерального закона действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, статья 4 не содержит.

Более того, последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий закреплены статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, который введен в действие с 01.03.2005.

Доводы истца о том, что ответчиком ФСИН России нарушены требования законодательства о принятии решения о постановке истца на учет для предоставления единовременной социальной выплаты в трехмесячный срок с даты приема документов, основанием к отмене решения комиссии ФСИН России не являются.

Совокупность изложенных данных позволяет суду считать законным решение комиссии ФСИН России от 15.08.2017 об отказе в постановке Тарасова А.Б. на учет для получения единовременной выплаты.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

    Иных требований, равно как и требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Тарасова Александра Борисовича к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца, с момента изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или представления, через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий:                                Е.Н. Илюшкина

2-4177/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тарасов А.Б.
Тарасов Александр Борисович
Ответчики
ГУФСИН России по Свердловской области
ГУФСИН России по СО
ФСИН России
Другие
Фроленко Елена Борисовна
Фроленко Е.Б.
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
31.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2018Передача материалов судье
05.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2018Подготовка дела (собеседование)
26.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2018Судебное заседание
31.07.2018Судебное заседание
01.08.2018Судебное заседание
06.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2018Дело оформлено
26.11.2018Дело передано в архив
06.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2020Подготовка дела (собеседование)
06.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2020Дело оформлено
06.05.2020Дело передано в архив
01.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее