Дело №....
УИД: 61RS0020-01-2020-004542-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2021 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
при секретаре Сугейко Д.А.,
с участием истца Камышева И.А.,
представителей истца Камышева И.А. – Камышевой С.Т., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 14.09.2020, зарегистрированной в реестре нотариуса ...., Иванова Р.С., действующего на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,
представителя ответчиков Военного комиссариата Ростовской области, Военного комиссариата города Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области – Зеленской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-226/2021 по иску Камышева И.А. к Военному комиссариату Ростовской области, Военному комиссариату города Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области об установлении факта прохождения военной службы в зоне контртеррористических операций и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, третье лицо - Командующий войсками Южного Военного округа,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просит установить факт прохождения им, Камышевым И.А., военной службы в зоне проведения федеральными войсками контртеррористических операций на территории .... в .... гг., и обязать Военный комиссариат города Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что .... был призван Военным комиссариатом по г. Новочеркасску Ростовской области на срочную службу в армии. Срочную службу проходил в в/ч .... в ...., затем в в/ч .... в ...., в в/ч .... в ...., после чего снова был направлен в .... в в/ч ..... По истечению срока службы, командование части его отказывалось увольнять со службы, в связи с утерей в строевой части его документов. В 2006 году он обратился в прокуратуру ..... В прокуратуру вызвали и.о. комбата капитана И. и .... ему дали расписаться в приказе об увольнении, и он уехал со службы без военного билета.
В .... году военный билет ему был выслан из военной прокуратуры Ростовского гарнизона, но в нем нет сведений о прохождении службы в вышеуказанных в/частях, кроме даты принятия присяги. Нет и отметки сведений об увольнении в запас.
По результатам проверки доводов по его обращениям, войсковая часть ...., дислоцированная в ...., в период с .... по .... входила в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории ..... Документально подтвердить факт нахождения в зоне КТО у него не представляется возможным.
Для решения вышеуказанной проблемы он обращался в прокуратуру Округа и Гарнизона, в военные комиссариаты Ростовской области и по месту призыва на военную службу, однако в досудебном порядке решить его вопрос не представилось возможным, поскольку должностные лица ссылаются на отсутствие документов - приказов командира части, в которой он проходил службу.
В судебном заседании истец Камышев И.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель истца Камышева И.А. - Камышева С.Т., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель истца Камышева И.А. - Иванов Р.С., действующий на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержал требования истца и его позицию, изложенную в судебном заседании, просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчиков Военного комиссариата Ростовской области, Военного комиссариата города Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области – Зеленская А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в возражении на заявленные требования, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Командующего войсками Южного Военного округа в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Предоставил возражение в отношении заявленных требований, в соответствии с которыми просил в удовлетворении иска отказать. Дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения истца, представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Камышев И.А. зачислен в списки личного состава на все виды довольствия войсковой части .... с ...., назначен на воинскую должность - пулеметчик .... на основании приказа №.... от 15.11.2004 врио командира войсковой части .....
Приказом командира войсковой части .... №.... от .... Камышев И.В. был уволен из рядов Вооруженных Сил РФ по окончанию срока службы по призыву в соответствии с п. б ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» с .....
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, войсковая часть .... дислоцировалась в ...., которая входила в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории .... в период с .... по .....
Из материалов дела следует, что войсковая часть .... расформирована в .... году, после ее расформирования документы, исторические формуляры и ликвидационные акты приняты для дальнейшего хранения в Центральный архив филиал (Южного военного округа, г. Ростов-на-Дону), откуда переданы для дальнейшего хранения в филиал Центрального архива Министерства обороны РФ, согласно сообщению которого, в имеющихся на хранении расчетно-платежных ведомостях на выплату денежного вознаграждения за участие в боевых действиях в составе войсковой части .... Камышев И.В. не значится.
Также из материалов дела следует, что приказы командира войсковой части .... «О льготном исчислении выслуги лет и дополнительной денежной выплате военнослужащим, принимавшим участие в проведении контртеррористической операции на территории ....» за период с .... года по .... года на хранение не поступали. Из ликвидационного акта войсковой части .... от .... года имеются сведения о том, что при подготовке документов к сдаче в архив ЦА МО РФ (ЮВО г. Ростов-на-Дону), обнаружены пришедшие в негодное состояние (под воздействием воды и влаги) и не подлежащие восстановлению приказы командира указанной войсковой части по льготному исчислению выслуги лет за проведение контртеррористической операции на территории Северо.... за .... г.г.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 № 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся: "военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации".
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. В разделе III указанного приложения сказано, что выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (абзац дополнительно включен Федеральным законом от 27 ноября 2002 года 158-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2004 года). Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с августа 1999 года отнесено законом к боевым действиям.
Участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий. Один факт прохождения службы на территории Северо-Кавказского региона основанием для получения удостоверения "Ветерана боевых действий" не является.
При разрешении данного спора, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (п. 3 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в постановлении Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
В соответствии с названным Постановлением (в редакциях, действовавших в период прохождения истцом службы по призыву) к участию в контртеррористической операции приравнивается:
- прохождение службы в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- прикомандирование в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики;
- направление в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики);
- участие в контртеррористических операциях и обеспечение правопорядка и общественной безопасности на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым федеральными органами исполнительной власти.
Согласно ст. 28 ФЗ от 12.01.1995 № 5 "О ветеранах", реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством РФ.
Во исполнение указанных положений Закона, Правительством РФ издано Постановление от 19.12.2003 № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, п. 2 которого предписано, что выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти.
Основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 Инструкции, кроме лиц гражданского персонала, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, либо получение подтверждающих документов об участии в боевых действиях в соответствующих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ от 12.01.1995 № 5 "О ветеранах").
Согласно абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
П/п. "в" п. 4 постановления Правительства РФ от 09.02.2004 № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" также установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ст. 67 ГПК РФ ни одно доказательство не имеет заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу прямого указания Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся лица, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях (ст. 3).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других лиц, названных в Федеральном законе от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и иных категорий граждан в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (ст. 60 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом, с учетом невозможности предоставления выписок из соответствующих приказов, не представлено ни одного доказательства в обоснование заявленных требований.
Более того, из пояснений истца также следует, что под участием в контртеррористической операции в период прохождения службы по призыву он подразумевает факт нападения на их войсковую часть, в результате которого был развязан вооруженный бой, продолжительность которого составляла 2 минуты и в котором он участия не принимал, участие в оцеплении места возможного нахождения взрывного устройства, и «взрыв» в помещении столовой, при этом не конкретизируя ни содержание данных событий, не указывая на его участников и даты.
Указание истца на участие в определенных действий, совершаемые им при прохождении службы по призыву, сами по себе не свидетельствует о непосредственном участии истца в боевых действиях, поскольку в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, относимых, допустимых, достоверных, необходимых и достаточных доказательств совершения истцом указанных действий при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени, истцом не представлено.
При этом суд также отмечает, что истец не отрицал факт того, что в период прохождения службы по призыву денежные выплаты за участие в боевых действиях ему также не выплачивались.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что в военном билете истца нет записи об участии в боевых действиях, при том, что в военном билете есть для этого специальная графа "Участие в боях, боевых действиях".
Из имеющихся в деле документов следует, что войсковая часть, в которой проходил срочную службу истец, была расформирована в 2009 году. На протяжении 3 лет после окончания службы препятствий для получения документов в войсковой части о фактическом участии истца в боевых действиях не имелось, доказательств обратного в материалах дела нет.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что доказательства, подтверждающие непосредственное участие Камышева И.А. в период .... г.г. военной службы в зоне проведения контртеррористической операции в .... в материалах дела отсутствуют.
Одновременно суд полагает возможным обратить внимание на то, что изложенные выше положения нормативных актов в их совокупности, полагают прийти к однозначному выводу о том, что участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий. Один факт прохождения службы на территории .... основанием для получения удостоверения "Ветерана боевых действий" не является.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абз. 2 п. 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 № 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан", для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. При соблюдении этих требований гражданин РФ приобретает статус ветерана боевых действий.
Указанная совокупность оснований в отношении истца Камышева И.А. в рамках рассматриваемого спора отсутствует, доказательств в обоснование заявленных требований истцом не представлено.
В связи с изложенным суд полагает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Камышева И.А. к Военному комиссариату Ростовской области, Военному комиссариату города Новошахтинск и Родионово-Несветайского района Ростовской области об установлении факта прохождения военной службы в зоне контртеррористических операций и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, третье лицо - Командующий войсками Южного Военного округа.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме составлено 22.01.2021.