К делу №2-1347/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2013 года Хостинский районный суд города Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующий судья Сидоров В.Л.,
при секретаре Ягудиной С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Емельяновой В.М. об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Хостинский отдел в порядке ст.254 ГПК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Емельянова В.М. обратилась в Хостинский районный суд города Сочи с заявлением, в котором просит признать необоснованным действия регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Хостинский отдел по отказу в государственной регистрации ее права на земельный участок и просит обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии зарегистрировать ее право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный <адрес>.
В судебном заседании заявитель указывает, что она пользуется на праве пожизненного наследуемого владения земельным участком № в с/т «Каштаны»Хостинского района города Сочи на основании выданного ей в 1993 году свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения на этот участок, свидетельство ей было выдано администрацией Хостинского района города Сочи на основании постановления № от 8 сентября 1992 года, она является членом данного садоводческого товарищества, получила это свидетельство в установленном порядке, она платит налог на указанный земельный участок. Однако в регистрации ее права собственности на этот участок ей было регистрирующим органом отказано в связи с тем, что данное свидетельство заверено печатью исполкома и что оно не зарегистрировано в книге выдачи свидетельств. Она считает, что вины в этом ее нет, так как она не должна была заниматься регистрацией этого свидетельства, тем самым, действия государственного регистратора по отказу в регистрации ее права собственности на указанный участок являются незаконными, и заявителя просит суд признать данный отказ государственного регистратора не законным и обязать государственного регистратора зарегистрировать ее право собственности на указанный земельный участок.
Представитель заинтересованного лица- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Хостинский отдел в суд по вызову не явился, был уведомлен о времени и месте судебного заседания, предоставил в суд письменный отзыв на заявление Емельяновой В.М. и просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, суд на основании ст.167 и ст.257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, ст.3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,Главой 25 ГПК РФ суды рассматривают жалобы на любые действия / решения/,нарушающие права и свободы граждан, кроме действий /решений/, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий /решений/,в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям/бездействию/,оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия/бездействия/,в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, заявитель Емельянова В.М. является членом садоводческого товарищества «Каштан» и 26 марта 2013 года обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Хостинский отдел с заявлением о регистрации его права собственности на земельный участок № в с/т «Каштан», предоставив для регистрации свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на указанный участок, выданное ей на основании Постановления администрации Хостинского района города Сочи от 8 сентября 1992 года №, так же заявитель предоставила указанное постановление администрации Хостинского района города Сочи, кадастровый паспорт на указанный земельный участок.
3 апреля 2013 года государственная регистрация была приостановлена государственным регистратором сроком на один месяц, о чем Емельяновой В.М. было направлено уведомление с указанием причин и срока приостановки, так как возникли сомнения в подлинности предоставленного правоустанавливающего и правоподтверждающего документа на земельный участок.
В связи с тем, что причины, препятствующие государственной регистрации заявителем устранены в месячный срок не были, 6 мая 2013 года на основании абз.4,10 п.1 ст.20 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственным регистратором было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности Емельяновой В.М.на указанный земельный участок.
Данный отказ обжалуется в суд Емельяновой В.М., данное заявление рассматривается судом в порядке, установленном Главой 25 ГПК РФ,
При этом заявителем в суд были предоставлены подлинное свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения на земельный участок, заверенная копия постановления администрации Хостинского района города Сочи от 8 сентября 1992 года №, кадастровый паспорт земельного участка, список членов товарищества.
Судом из имеющихся в деле документов установлено, что в Постановлении администрации Хостинского района города Сочи от 8 сентября 1992 года № указывается о необходимости выдать всем садоводам садоводческих товариществ, в том числе и с/т «Каштан», государственные акты на право пожизненного наследуемого владения садовыми земельными участками с правом наследования, тогда как из предоставленного заявителем Емельяновой В.М. свидетельства установлено, что ей было выдано именно свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения, а не государственный акт, о чем указано в постановлении администрации Хостинского района города Сочи №.
В предоставленном в суд свидетельстве о праве пожизненного наследуемого владения Емельяновой В.М., не указан номер земельного участка, в этом свидетельстве имеются неоговоренные дописывания и допечатывания, в свидетельстве указано, что оно выдано 14 января 1993 года и имеет номер №, однако из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Хостинский отдел следует, что с таким номером свидетельство не выдавалось и в книге выдачи свидетельство не зарегистрировано.
Кроме этого, указанное свидетельство заверено печатью не существовавшей в 1993 году организации- исполнительного комитета Хостинского районного совета народных депутатов, так как в 1991 году исполком был реорганизован в администрацию Хостинского района и в 1992-1993 г.г.все постановления выдавались уже администрацией Хостинского района города Сочи и заверялись печатью данной организации.
Кроме этого, к данному свидетельству прилагается план земельного участка, который якобы был предоставлен в 1993 году Емельяновой В.М.в пожизненное наследуемое владение, однако в судебном заседании было установлено, что данный план был переклеен и наклеен поверх имеющейся на свидетельстве печати.
Тем самым, из обозревавшегося в судебном заседании подлинного свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения Емельяновой В.М. на указанный земельный участок /предоставленного в суд заявителем/, установлено, что данное свидетельство не отвечает требованиям, предъявляемым Законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которыми возможно осуществление регистрации права собственности.
По этим основаниям, данное свидетельство Емельяновой В.М. не может являться доказательством возникновения у нее права собственности на указанный земельный участок, а других доказательств, подтверждающих право собственности Емельяновой В.М. и соответствующих требованиям Закона РФ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в суд заявителем не предоставлено. Кадастровый паспорт на земельный участок и список членов товарищества таким документом не являются.
В соответствии с требованиями ст.13 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ), правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
В ст.19 Закона предусмотрены основания и порядок для приостановления государственной регистрации прав, в соответствии с которым, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.(п. 2 в ред. Федерального законазакона от 03.12.2011 N 383-ФЗ). В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.
В соответствии с требованиями ст.20 Закона РФ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным закономзаконом; с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В соответствии с требованиями ст.17 Закона РФ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Таким образом, принятие решения о приостановлении и отказе в государственной регистрации права относится исключительно к компетенции государственного регистратора и прямо предусмотрено Законом РФ с проведением при этом правовой экспертизы документов.
В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу о том, что, изучив предоставленные заявителем документы, государственный регистратор обосновано пришел к выводу о том, в регистрации права заявителя на указанный земельный участок должно быть отказано в соответствии с положениями абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона РФ.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дело об оспаривании решений, действий/бездействия/органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указывается о том, что, при рассмотрении дела по жалобе по существу суду надлежит выяснять:имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).28. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что действия государственного регистратора Хостинского отдела УФСГРКиК по отказу в государственной регистрации права собственности заявителя Емельяновой В.М. на земельный участок № являются правомерными и основанными на законе.
Суд приходит к выводу о том, что государственным регистратором в установленные сроки было рассмотрено заявление заявителя о регистрации ее права, по которым были приняты обоснованные и мотивированные решения, данными ответами в виде уведомления о приостановлении регистрации регистратора права, а затем и отказа в регистрации права и свободы заявителя нарушены не были, а действия регистратора по отказу в регистрации права соответствуют требованиям Закона и иных нормативных правовых актов.
Суд при этом не может принять доводы, указываемые заявителем в судебном заседании, суд считает, что в данном случае имеет место спор о праве заявителя на получение в собственность указанного земельного участка, в связи с чем, Емельянова В.М. вправе обратиться в суд с исковым заявлением к органу местного самоуправления- администрации города Сочи о признании за ней права собственности по указанный земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.254 ░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░