47RS0018-02-2021-000754-06
Дело №2а-1498/2021 24 мая 2021 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием представителя административного истца Вилигжаниной Е.В.,
представителя административного ответчика Шихахмедова Э.И.,
при помощнике судьи Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Ульяновского городского поселения к судебному приставу-исполнителю Шихахмедову Э.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области и его Тосненскому районному отделению об оспаривании исполнительского сбора,
установил:
администрация Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к Тосненскому районному отделению УФССП России по Ленинградской области о признании незаконным постановления от 10.03.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №153596/20/47035-ИП.
В обоснование административного иска указала, что на основании исполнительного листа ФС №029287586 от 13.05.2020, выданного Тосненским городским судом Ленинградской области по делу №2а-1622/2019, постановлением судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области Петровой С.Ю. от 30.10.2020 возбуждено исполнительное производство. На администрацию Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимости – здания железнодорожной больницы, расположенной адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п.Ульяновка, ул.Левая линия, д.43, и установлен срок исполнения решения суда не позднее 1 апреля 2020 г. Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства от 30.10.2020 г. администрация Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области должна в пятидневный срок исполнить решение Тосненского городского суда Ленинградской области по делу №2а-1622/2019. 10 марта 2021 г. по исполнительному производству №153596/20/47035-ИП административным ответчиком было принято постановление №47035/21/6876387 о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Административный истец считает, что постановление от 10 марта 2021 г. является незаконным по следующим основаниям: Решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 27.06.2019 по делу №2а-1622/2019 вступило в законную силу 17.10.2019. 6 марта 2020 г. администрация Ульяновского городского поселения обратилась в Тосненский городской суд Ленинградской области с заявлением о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Определением Тосненского городского суда Ленинградской области от 17 июня 2020 г. №13а-255/2020 администрации отказано в удовлетворении заявления о пересмотре решения Тосненского городского суда Ленинградской области от 27.06.2019 по делу №2а-1622/2019. 23 июня 2020 г. администрацией Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области было подано заявление о постановке на учёт бесхозяйного имущества – здания железнодорожной больницы, расположенной адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п.Ульяновка, ул.Левая линия, д.43. 26 июня 2020 г. было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации №47/999/001/2020-274183 в связи с отсутствием кадастрового учёта указанного объекта недвижимости. 25 сентября 2020 г. было получено уведомление об отказе в государственной регистрации №47/999/001/2020-274183 в связи с отсутствием кадастрового учёта указанного объекта недвижимости.
Администрация Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области решение Тосненского городского суда исполнила до вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства от 30.10.2020, а именно обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимости – здания железнодорожной больницы, расположенной адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п.Ульяновка, ул.Левая линия, д.43. После получения постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес Тосненского районного отделения УФССП России по Ленинградской области по электронной почте osp35@r47.fssp.gov.ru, а также почтой было направлено письмо от 06.11.2020 №2352/01-04-05, указывающее на исполнение решения Тосненского городского суда. При таких обстоятельствах исполнительский сбор взысканию не подлежит (л.д.3-6).
В судебном заседании представитель административного истца Вилигжанина Е.В. поддержала административный иск, пояснила, что администрация полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено неправомерно, так как администрацией решение суда было исполнено. В резолютивной части решения суда указано о том, что необходимо обратиться в орган государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимости – здания железнодорожной больницы. До окончания установленного судом срока администрация обращалась с заявлением о пересмотре данного решения. В пересмотре решения было отказано. Поэтому 23.06.2020 администрация обратилась в орган государственной регистрации права с заявлением о постановке на учёт данного объекта. Данное здание не стоит на кадастровом учёте, у него нет кадастрового номера. Администрация не может поставить здание на кадастровый учёт, потому что она – не собственник данного объекта.
Судебный пристав-исполнитель Шихахмедов Э.И. административный иск не признал, пояснил, что 30.10.2020 года в Тосненское районное отделение судебных приставов поступил исполнительный документ по делу №2а-1622/2019. На основании данного документа судебным приставом-исполнителем было вынесено решение о возбуждении исполнительного производства в отношении администрации Ульяновского городского поселения. Постановление о возбуждении исполнительного производства №153596/20/47035-ИП было направлено должнику заказной корреспонденцией, получено 06.11.2020. В материалах дела имеется список почтовых отправлений №53 от 30.10.2020. 06.11.2020 административный истец направил в Тосненское РОСП информационное письмо, в котором было указано, что администрация Ульяновского городского поселения решение суда исполнила. К данному письму не прилагались никакие документы, подтверждающие факт исполнения решения суда. 10.03.2021, рассмотрев материалы исполнительного производства, Тосненским районным отделением судебных приставов было вынесено решение о взыскании исполнительского сбора в отношении административного истца. Копия постановления об исполнительском сборе была направлена должнику 11.03.2021, получена 20.03.2021. Из последнего абзаца 6 страницы решения Тосненского городского суда по делу 2а-1622/2019, а также 4 и 5 абзацев 7 страницы вытекает, что административному истцу необходимо направить заявление в регистрационный орган для постановки на учёт. 17.03.2021 от административного истца поступило обращение с приложением. В том числе, там были уведомление о приостановлении государственной регистрации от 26.06.2020, а также отказ в государственной регистрации от 25.09.2020. Исходя из данных писем Росреестра осуществление государственной регистрации невозможно без кадастрового учёта. Действия по устранению недостатков для осуществления государственной регистрации административным истцом не производились. Считает, что до настоящего времени решение суда не исполнено.
Привлеченные в качестве административных ответчиков Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области и его Тосненское районное отделение, в качестве заинтересованного лица – взыскатель Тосненский городской прокурор извещены о времени и месте судебного разбирательства, не направили в суд своих представителей (л.д.78-79, 81).
Выслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа серии ФС №029287586 от 13.05.2020, выданного Тосненским городским судом Ленинградской области по делу №2а-1622/2019, 30 октября 2020 г. судебным приставом-исполнителем Тосненского районного отделения УФССП по Ленинградской области Петровой С.Ю. было возбуждено исполнительное производство №153596/20/47035-ИП в отношении администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области. Предметом исполнения является обязанность администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимости – здания железнодорожной больницы, расположенной адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п.Ульяновка, ул.Левая линия, д.43; в срок не позднее 1 апреля 2020 г. (л.д.7-8, 23-27).
23 июня 2020 г. администрация Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного имущества – объекта, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п.Ульяновка, Левая линия, что подтверждается уведомлением о приёме документов на государственную регистрацию прав (л.д.9, 57).
Управлением Росреестра по Ленинградской области в адрес администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области направлено уведомление от 26.06.2020 №47/999/001/2020-274183, в котором сообщается о приостановлении государственной регистрации на срок по 25.09.2020. Основанием приостановления государственной регистрации указано следующее: в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается осуществление государственной регистрации без кадастрового учёта объекта недвижимого имущества. Сведения о государственной регистрации объекта, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п.Ульяновка, Левая линия, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Вопрос о государственной регистрации права может быть решен после поступления в Тосненский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области сведений о государственном кадастром учёте указанного объекта недвижимого имущества в Государственном кадастре недвижимости (л.д.10, 58-59).
Поскольку в течение срока приостановления государственной регистрации, причины, препятствующие её осуществлению, не были устранены администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области было отказано в постановке на учёт бесхозяйного имущества, о чем в адрес заявителя направлено уведомление от 25.09.2020 №47/999/001/2020-274183 (л.д.11, 60-61).
В адрес судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отделения УФССП по Ленинградской области Петровой С.Ю. администрация Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области направила письмо от 06.11.2020 №2352/01-04-05, в котором сообщила об исполнении ею решения Тосненского городского суда Тосненского городского суда Ленинградской области от 27.06.2019 по делу №2а-1622/2019, подаче заявления о постановке на учёт бесхозяйного имущества и об отказе в государственной регистрации в связи с отсутствием кадастрового учёта объекта недвижимости. Было установлено, что здание железнодорожной больницы, расположенной адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г.п.Ульяновка, ул.Левая линия, д.43, является собственностью Российской Федерации, находящейся в реестре государственной собственности, без государственной регистрации права, что подтверждается письмом МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области от 28.07.2020. У администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области не имеется законных оснований на осуществление кадастрового учёта объекта недвижимости, не находящегося в собственности данного поселения (л.д.12, 32-33, 65-67).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отделения УФССП России по Ленинградской области Шихахмедова Э.И. от 10.03.2021 с администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. (л.д.13-14, 36-37).
С доводами административного искового заявления о том, что решение суда административным истцом исполнено, суд не может согласиться по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):
органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 16 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании данной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч. 1, 3 - 13, 15 ст. 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 30 названных выше Правил органы местного самоуправления в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов:
а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:
документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества.
Анализ вышеизложенных норм права позволяет сделать вывод о том, что принятие мер к постановке на учет бесхозяйственных объектов включает в себя, сбор вышеуказанных документов и обращение в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. Для целей кадастрового учета объекта капитального строительства к этому комплекту необходимо приложить технический план (п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости).
Поскольку административный истец не представил в орган кадастрового учёта технический план, ему было отказано в принятии на учёт бесхозяйного недвижимого имущества. Суд приходит к выводу, что при исполнении требования исполнительного документа должник действовал недобросовестно, поскольку не представил необходимый для кадастрового учёта здания железнодорожной больницы технический план, без которого невозможна постановка на учёт бесхозяйного имущества.
Суд находит несостоятельным утверждение представителя административного ответчика о том, что администрация не может поставить здание на кадастровый учёт, потому что она – не собственник данного объекта, поскольку это противоречит пунктам 3 и 5 Порядка, из которых следует, что в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, то органом местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов одновременно подаются заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей и заявление о постановке их на государственный кадастровый учет.
Поскольку в силу статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, то основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Постановление о возбуждении исполнительного производства №153596/20/47035-ИП было направлено должнику заказной корреспонденцией 30.10.2020, получено 06.11.2020 (л.д.28-31). Постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получении должником копии настоящего постановления (л.д.23).
Проанализировав обстоятельства дела с учетом приведенных выше норм материального права, и установив, что в течение установленного законом пятидневного срока должник не исполнил решение суда и не представил судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности его исполнения по уважительным причинам, суд пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отделения УФССП России по Ленинградской области Шихахмедова Э.И. от 10.03.2021 о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей в рамках исполнительного производства N 153596/20/47035-ИП, поскольку оно принято в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах полномочий судебного пристава исполнителя, утверждено старшим судебным приставом-исполнителем (л.д.36-37).
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области отказать в удовлетворении административного иска к судебному приставу-исполнителю Тосненского районного отделения УФССП России по Ленинградской области Шихахмедову Эльдару Имирбеговичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области и его Тосненскому районному отделению о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Тосненского районного отделения УФССП России по Ленинградской области Шихахмедова Э.И. от 10.03.2021 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №153596/20/47035-ИП.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (2 июня 2021 года) путем подачи апелляционной жалобы или представления, через Тосненский городской суд.
Судья: подпись