Решение по делу № 12-21/2023 от 10.01.2023

Дело № 12-21/2023

39RS0004-01-2023-002787-56

Р Е Ш Е Н И Е

г.Калининград 01 августа 2023 года

Судья Московского районного суда г. Калининграда Юткина С.М.,

при секретаре Шичкиной П.В.,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении пожалобе представителя ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» Красильниковой Елены Николаевны на постановление № 22.12.2022, внесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении ФГУП ««Национальные рыбные ресурсы» к административной ответственности по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзораот 22.12.2022ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» (далее по тексту –ФГУП «Нацрыбресурс») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, подвергнуто административному штрафу в размере 220 000 руб..

Как следует из постановления должностного лица, ФГУП «Нацрыбресурс» осуществляет производственную деятельность на объекте «Калининградский морской рыбный порт» - Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс», имеет автомобильную заправочную станцию (АЗС), расположенную по адресу: <адрес>, которая является объектом НВОС,код объекта , уровень надзора Федеральный, II -я категория НВОС, категория риска Значительная (3), расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>

Решением от 12.10.2022 № было принято провести внеплановую выездную проверку в отношении ФГУП «Нацрыбресурс», объекта НВОС - автомобильной заправочной станции, в ходе указанной проверки должностным лицом административного органа было установлено, (акт внеплановой выездной проверки от 03.11.2022 № ), что на предприятии имеется программа производственного экологического контроля от 15.01.2021, согласно пункту 4.1 указанной программы в результате деятельности ФГУП «Нацрыбресурс» на площадке АЗС образуются следующие виды отходов:

- обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более (код по ФККО 91920401603);

- шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (код по ФККО 91120002393);

- остатки дизельного топлива, утратившего потребительские свойства (код по ФККО 40691001103);

- нефтяные промывочные жидкости, утратившие потребительские свойства, не загрязненные веществами 1-2 классов опасности (код по ФККО 40631001313);

- всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений (код по ФККО 40635001313);

- песок, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов 15% и более) (код по ФККО 91920101393);

- мусор офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724);

- смет с территорий предприятия малоопасный (код по ФККО 73339001714);

- отходы от уборки причальных сооружений и прочих береговых объектов порта (код по ФККО 73337111724);

- шланги и рукава из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные (код по ФККО 43111002515).

На основании п. 13 Решения от 12.10.2022 № в ФГУП «Нацрыбресурс» были истребованы документы по учету образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим, а также размещенных отходов за 2021-2022 гг.

В ходе проведения проверки ФГУП «Нацрыбресурс» письмом от 02.11.2022 № предоставило скан-копию электронного журнала учета в области обращения с отходами (данные учета в области обращения с отходами по площадке АЗС за 2022 год) состоящего из одного листа.

Представленные данные учета в области обращения с отходами произведены и оформлены не в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами».

В этой связи должностное лицо пришло к выводу, что учет в области обращения с отходами по объекту НВОС АЗС, код , ФГУП «Нацрыбресурс» в 2021 году не осуществлялся.

Указывая, что ФГУП «Нацрыбресурс вследствие виновного бездействия по исполнению своих обязанностей, нарушило обязательные требования, предусмотренные ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», должностное лицо пришло к выводу, что юридическим лицом не осуществляется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, в связи с чем признало ФГУП «Нацрыбресурс» виновным в совершении административного правонарушения по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, ФГУП «Нацрыбресурс» в лице его защитника Красильниковой Е.Н. принесена жалоба, в которой она ставит вопрос об отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении. Не отрицая, что АЗС (далее по тексту – объект) является объектом НВОС, защитник указывает, что в ходе проверки факт образования отходов в 2021г. должностными лицами не установлен, а поскольку указанный объект законсервирован, деятельность на нем не осуществляется, в том числе и в 2021 году, отходы не образовывались, соответственно их сбор, передача не осуществлялись.

Защитник указывает, что в 2021 году образование отходов не происходило, ввиду того, что засыпные фильтры не требовали замены. В ходе проверки эта информация доводилась до должностных лиц. По ее мнению, ведение учета движения отходов необходимо вести всем лицам, в результате деятельности которых образуются отходы 1-5 классов опасности, а поскольку на АЗС в 2021 году деятельность по обращению с отходами не осуществлялась, ведение учета движения отходов не требуется. Кроме того, указывает, что отсутствие образования отходов подтверждается отчетом ПЭК за 2021 год, направленным через личный кабинет Росприроднадзора.

Возражая, что учреждение не предоставило документацию по учету образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим, а также размещенных отходов за 2021-2022 гг., указывает, что 2 ноября 2022 г. в адрес Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора направлено письмо исх. с приложением документации по учету в области обращения с отходами, отражающие количество образованных и переданных в другую организацию отходов по состоянию на 01 ноября 2022г., что подтверждается заявкой на прием-передачу от 31 октября 2022г.

Полагает, Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» носит рекомендательный характер, и не обязывает пользователей вести журнал по строго установленной форме.

Ссылаясь на положения ст.1.5, 1.6, 26.1, 26.2 КоАП РФ, просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник ФГУП «Нацрыбресурс» по доверенности Красильникова Е.Н. поддержала доводы жалобы, настаивает, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения.

Выслушав защитника, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО4., изучив также доводы жалобы и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна в т.ч. осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Согласно части 1 статьи 34 Закона 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Частью 1 статьи 19 Закона 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

В соответствии частью 1 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.Порядок учета отходов производства и потребления определен Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами» (далее - Порядок), в соответствии с которым,     Порядок устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

    Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

    Учету в области обращения с отходами в т.ч. подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели.

    Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:

    обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

    подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

    заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;

    расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

    В соответствии с п.п. б п. 12 Порядка сводные данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями к настоящему Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года.

    В случае ведения учета в электронном виде обобщенные данные учета по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель с соблюдением требований, указанных в пунктах 12-13 Порядка. Исправление ошибок в данных учета как в случае его ведения на бумажном носителе, так и в случае ведения в электронном виде с выводом записей на бумажный носитель подтверждается подписью должностного лица, ответственного за ведение учета в области обращения с отходами.

Обобщенные данные учета по итогам календарного года на бумажном носителе заверяются подписью должностного лица, ответственного за ведение учета в области обращения с отходами отдельно по каждому объекту НВОС, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документы, подтверждающие достоверность этих данных, хранятся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в электронном и (или) бумажном виде в течение пяти лет с момента их формирования.

    Также, Порядком определены рекомендуемые образцы обобщенных данных учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов.

В судебном заседании установлено, что Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс» имеет автомобильную заправочную станцию (АЗС), расположенную по адресу: <адрес>, которая является объектом НВОС, код объекта 27-0139-000849-П, уровень надзора Федеральный, II -я категория НВОС, категория риска Значительная (3), расположенный по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела, автомобильная заправочная станция, расположенная по адресу: г<адрес>, согласно приказу от 29.12.2018 № АЗС «Портовая» поставлена на консервацию, деятельность на ней не осуществляется.

Вместе с тем, на АЗС осуществляется техническая работа очистных сооружений, что не оспаривалось заявителем, и, в свою очередь, предполагает образование отходов нефтепродуктов 3 класса опасности, учет которых в соответствии с вышеприведенными нормативными актами обязателен.

Кроме того, согласно пункту 4.1 разработанной ФГУП «Нацрыбресурс» программы производственного экологического контроля от 15.01.2021 (далее – Программа), учреждением самостоятельно указано, что в результате деятельности на площадке АЗС образуются определенные виды отходов, и это несмотря на то, что в 2018 году было прнято решение о постановке на консервацию АЗС «Портовая», что подтверждает вывод должностного лица о необходимости ведения учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается совокупностью доказательств:

- решением от 12.10.2022 № о проведении внеплановой выездной проверкив отношении ФГУП «Нацрыбресурс»;

- актом внеплановой выездной проверки от 03.11.2022 № ;

- протоколом об административном правонарушении от 17.11.2022 № ;

- отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте «Калининградский морской торговый порт»- Калининградский филиал ФГУП «Нацрыбресурс», АЗС () за 2021 год, в которомрезультаты производственного контроля в области обращения с отходами отсутствуют.

Факт направления отчета ПЭК за 2021г. через Личный кабинет Росприроднадзора, в котором отражено отсутствие образованных отходов, не может повлиять на квалификацию действий предприятия по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ и явиться основанием к освобождению от административной ответственности.

Как указано выше и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, надлежащий учет в области обращения с отходами производства и потребления в учреждении не велся, что подтверждается предоставленным скан-копией электронного журнала учета в области обращения с отходами состоящего из одного листа, которая не соответствует требованиям, предъявляемым Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами» по оформлению соответствующих документов. Доводы заявителя, что отходы производства на объекте не образуются, опровергается материалами дела, поскольку подтверждено, что на АЗС осуществляется техническая работа очистных сооружений, что предполагает образование отходов нефтепродуктов 3 класса опасности, учет которых ФГУП «Нацрыбресурс» не велся.

Допрошенный в судебном заседании государственный инспектор Росприроднадзора ФИО4. подтвердила, что представленный заявителем в ходе проверки один листок скан-копии электронного журнала учета в области обращения с отходами не отражает учета как такового, так и по форме не соответствует требованиям, установленным Приказом Минприроды от 08.12.2020.

Вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, поскольку, осуществляя экономическую деятельность, он обязан знать и соблюдать нормы действующего законодательства, предвидеть вредные последствия своих действий (бездействия), а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.

Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению заявителем обязанностей, возложенных на него действующим законодательством, судом не установлено.

Таким образом, прихожу к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, что свидетельствует о законности и обоснованности оспариваемого постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

В настоящем случае, как следует из материалов дела и достоверно установлено судом, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности должностным лицом не нарушены.

Оснований для отмены обжалуемого постановления должностного лица судья не усматривает.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части размера назначенного административного штрафа.

Так, согласно ч. 3.2, 3.3. ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании стороной защиты представлены сведения о материальном положении ФГУП «Нацрыбресурс».

В рассматриваемом случае, принимая во внимание наличие исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, которое финансируется исключительно за счет бюджетных средств, собственными средствами не располагает, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю необходимым постановление государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 22.12.2022 изменить, назначенный ФГУП «Нацрыбресурс» административный штраф в размере 220 000 рублей, снизить до 110 000 рублей.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ. судья

Р Е Ш И Л :

постановление № 1252/12/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенное 22декабря 2022 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора изменить в части наказания, назначенному Федеральному государственному унитарному предприятию «Национальные рыбные ресурсы», снизив административный штраф до 110 000 рублей, в остальной части оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья

12-21/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ФГУП "Нацрыбресурс"
Суд
Московский районный суд г. Калининград
Судья
Юткина Светлана Михайловна
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
moskovsky.kln.sudrf.ru
17.01.2023Материалы переданы в производство судье
18.01.2023Истребованы материалы
16.03.2023Поступили истребованные материалы
27.04.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
01.08.2023Судебное заседание
03.08.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее