Дело № 2-177/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2016 года г. Пласт
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Данилкиной А.Л.,
при секретаре Черепановой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Валеева Н.Х. к обществу с ограниченной ответственностью «Районная управляющая компания» о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л :
Валеев Н.Х. обратился в суд с иском к ООО «Районная управляющая компания» (далее – ООО «РУК») о защите прав потребителя, в котором с учетом уточнения требования просил обязать ООО «РУК» очистить территорию от некондиционного мусора вокруг мусорной площадки в радиусе 10 метров, не позднее одного раза в месяц производить полную уборку некондиционного мусора в радиусе 10 метров от мусорной площадки, взыскать с ООО «РУК» в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей (л.д. 4-5, 19).
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ № он обратился в ООО «РУК» с претензией с требованием до ДД.ММ.ГГГГ очистить территорию у мусорных баков от мусора, компенсировать ему моральный вред. Часть мусора было вывезено, а до конца сделать уборку ООО «РУК» решили, что это не входит в их компетенцию. Без разрешения был установлен мусорный бак, практически у входа во двор его дома. Его дом не является частной собственностью, а принадлежит муниципалитету. Ежемесячно в квитанции на оплату жилья ему выставляют 8,45 руб/м2. По постановлению Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ плата за услуги и работы, в том числе по уборке мест общего пользования, уборке придомовой территории, содержанию мусоропровода, обслуживанию и ремонту лифта, уборку лестничных клеток и придомовой территории твердых бытовых отходов. Уборка территории не производится. В ДД.ММ.ГГГГ он был вынужден обратиться к Губернатору Челябинской области, все убрали. После чего уборка опять прекратилась. Обязательство по взиманию платы за ремонт и содержание жилья ООО «РУК» на себя взяли, а вот выполнять свои обязанности забывают или не хотят. В дополнении к исковому заявлению указал, что он обратился с иском в ООО «РУК» об уборке различного мусора, лежащего по восточную и западную сторону от специализированной площадки, где стоят три контейнера на окраине двора <адрес>. После его претензии приехала группа рабочих со специальным погрузчиком и тракторными телегами. А мусор, лежащий на самой площадке и с восточной стороны контейнерной площадки, так и остался лежать. На предварительном слушании в суде ООО «РУК» заявило. Что они должны убирать только мусор в контейнерах и на выделенной им площадке. А кто должен убирать мусор с восточной и западной стороны площадки, это не их земли, это земли городского поселения. Мусоровозы подъезжают к бакам, рабочие сортируют мусор, что не входит в загрузочный люк, выбрасывают из контейнеров. ООО «РУК» сами устраивают свалку, а убирать не хотят. Просил привлечь к участию в деле в качестве третьего лица администрацию Пластовского городского поселения.
Истец Валеев Н.Х., его представитель Давлетбаева Т.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске и дополнении к нему.
Представители ответчика ООО «Районная управляющая компания» Паршина Л.С., Попова В.Х., действующие на основании доверенностей (л.д. 22, 23), с исковыми требованиями не согласились, представив письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 25, 26).
Представитель третьего лица администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Пыталев В.Н., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53), полагал, что в иске необходимо отказать, пояснил, что обязанности у администрации либо управляющей компании на уборку придомовой территории вывоз и сбор бытовых отходов вне специального места, установленного для сбора бытовых отходов, нет. Согласно Правилам благоустройства территории Пластовского городского поселения, размещенного на сайте администрации, собственники обязаны обеспечить содержание отведенной и прилегающей территории и объектов благоустройства, заключить договор со специализированными организациями. Контейнерная площадка о которой идет речь, не находится на территории <адрес>, разрешения у собственников данного дома на ее установку не требовалось. Контейнерная площадка находится на землях общего пользования, собственность не разграничена. Никто не может заставить людей не мусорить, полномочий у администрации нет, администрация не может приять меры воздействия, если не зафиксировали, кто сбрасывает мусор мимо контейнеров.
Представитель третьего лица администрации Пластовского городского поселения Челябинской области Голикова Е.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 88), считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению. Пояснила, что у домов с неполным благоустройством установлены иные тарифы, тарифы по оплате за уборку дворов не установлены. Контейнерная площадка стоит за пределами придомовой территории дома истца. ООО «РУК» не обязаны убирать несанкционированные свалки.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 2 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
В соответствии с пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.).
«СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, установлены следующие требования к сбору твердых, жидких бытовых и пищевых отходов:
2.1.3. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями;
2.1.4. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования;
2.1.5. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом;
2.2.1. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы;
2.2.2. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
2.2.3. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно пунктам 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещения" СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Согласно Правил благоустройства территории Пластовского городского поселения, утвержденных Советом депутатов Пластовского городского поселения № 34 от 30 мая 2012 года, размещенных на сайте администрации Пластовского городского суда Челябинской области, физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории Пластовского городского поселения, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки (п. 30).
Благоустройство территории городского поселения заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих размещение площадок, контейнеров, урн в местах общего пользования для сбора и временного хранения отходов и мусора, соблюдение режимов уборки, мытья и дезинфекции данных объектов, своевременный вывоз в установленные места и размещение отходов и мусора, организацию раздельного сбора отходов потребления физическими и юридическими лицами всех организационно-правовых форм (п. 31).
Физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны, в том числе, обеспечить содержание отведенной и прилегающей территории и объектов благоустройства своими силами и средствами либо путем заключения договоров со специализированными организациями (п. 33).
На всей территории городского поселения запрещается сброс, складирование, размещение отходов и мусора, в том числе образовавшихся во время ремонта, снега, грунта вне специально отведенных для этого мест (п. 34).
Согласно п. 86 указанных Правил благоустройства юридические лица и индивидуальные предприниматели, в силу закона или договора, принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны:
обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения ТБО и оборудовать их контейнерами (мусоросборниками) либо заключить договор на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения ТБО, в соответствии с законодательством;
содержать площадки для сбора и временного хранения ТБО и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора согласно графику;
не допускать переполнение мусоросборников отходами;
принимать меры по предотвращению возгорания отходов в контейнерах (мусоросборниках), а в случае возгорания отходов своевременно принимать меры по тушению пожара в соответствии с законодательством;
осуществлять раздельный сбор ТБО;
организовать вывоз и размещение отходов из мест сбора и временного хранения ТБО в соответствии с законодательством;
не допускать образования несанкционированных свалок на отведенной и прилегающей территориях.
Вывоз ТБО из контейнеров (мусоросборников), установленных на территории благоустроенного и неблагоустроенного жилищного фонда города, осуществляется специализированными организациями в соответствии с законодательством, согласно утвержденным графикам и маршрутам вывоза на объекты размещения ТБО (п. 87).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Валеев Н.Х.. проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании ордера (л.д. 30). Право собственности на квартиру либо договор социального найма жилого помещения истцом не оформлены.
В качестве управляющей компании указанного дома выступает ООО «Районная управляющая компания» на основании договора управления многоквартирным домом по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62-70), а также учредительных документов (л.д. 71-87). В обязанности ООО «Районная управляющая компания» входит управление многоквартирным домом, оказание собственникам услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующихся его помещениями в многоквартирном доме лицам, в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, и т.д.
ДД.ММ.ГГГГ истец Валеев Н.Х. обратился в ООО «РУК» (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с претензией, в которой он требовал до ДД.ММ.ГГГГ очистить территорию возле мусорных баков, убрав весь мусор и хлам со всей прилегающей территории, компенсировать ему моральный вред (л.д. 6).
На претензию истцу ООО «Районная управляющая компания» был дан ответ, что уборка контейнеров для сбора бытовых отходов по его адресу производится два раза в неделю согласно графика. Контейнера (мусоросборники) размещаются согласно правил и норм технической эксплуатации жилого фонда. Несанкционированную свалку на земельном участке у контейнерной площадки, которую устраивают жители частного сектора ООО «Районная управляющая компания» убирать не обязана. Весной 2015 года в период проведения субботников по уборки территории, несанкционированную свалку возле контейнерной площадки вывезли и утилизировали за счет ООО «Районная управляющая компания». Задолженность по дому за вывоз и захоронение ТБО на ДД.ММ.ГГГГ составляет 8026 рублей, личная задолженность Валеева Н.Х. – 1824 руб. 51 коп. (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 14).
Из искового заявления, а также пояснений истца в судебном заседании следует, что после предъявления претензии мусор ООО «РУК» был убран, но не полностью, за пределами территории контейнерной площадки мусор убран не был.
Представителем ответчика ООО «РУК» предоставлена справка ООО «Коммунальный транспорт» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой мусор из контейнеров по адресу по <адрес>, вывозится два раза в неделю – понедельник и пятница, насанкционированния свалка мусора вывозится в весенние субботники. По претензии № от ДД.ММ.ГГГГ мусор вывезен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).
Согласно расчета тарифа на содержание и текущий ремонт жилого помещения для жителей Пластовского муниципального района, утвержденного директором ООО «Районная управляющая компания», согласованных с первым заместителем главы Пластовского муниципального района по вопросам ЖКХ и строительству, с 01 июля 2015 года для неполной благоустроенной квартиры тариф предусмотрен 8,45 руб., из этого тарифа плата за уборку дворов не предусмотрена (л.д. 12-13).
В судебном заседании представитель ответчика ООО «РУК» пояснила, что дом истца относится к категории домов с неполным благоустройством, в связи с чем, плата за уборку придомовой территории с жителей <адрес>, в том числе с истца, не взимается, дополнительных соглашений по уборке придомовой территории собственниками указанного дома с управляющей компанией не заключалось, что подтверждается платежным документом на Валеева Н.Х., из которого следует, что за содержание неполного благоустроенного жилья установлена плата в размере 8,45 руб. (л.д. 11).
В договоре управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, заключенного ООО «Районной управляющей компанией» и представителем собственников жилых помещений У.З.Г., не предусмотрено выполнение управляющей компанией работ по уборке и содержанию придомовой территории. Кроме того, как было установлено в ходе судебного разбирательства плата за уборку придомовой территории с собственников и пользователей жилых помещений <адрес> не взимается. Таким образом, оснований возложения на ответчика обязанности сбору и вывозу твердых бытовых отходов вне контейнерной площадки с мусоросборниками, не имеется.
Согласно письменному отзыву и пояснениям представителя ответчика ООО «РУК» в судебном заседании, размещение места расположения контейнерной площадки у <адрес> выбиралось комиссионно с администрацией Пластовского городского поселения и отделом архитектуры. Площадка для установки мусорных контейнеров установлена в соответствии с п. 2.2.3 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88).
Вместе с тем, как пояснила в судебном заседании представитель администрации Пластовского городского поселения Голикова Е.А. документарно установка данных контейнеров не оформлена, поскольку у администрации не имелось денежных средств на получение разрешения. Данная земля не отмежевана, договор на уборку мусора вне контейнерной площадки с собственниками жилых помещений не заключался, данные услуги должны оплачиваться собственниками жилых помещений дополнительно. Уборку твердых бытовых отходов на территории контейнерной площадки и вывоз мусора из контейнеров осуществляет ООО «РУК». Администрация периодически привлекает ПМКОХ (Пластовское муниципальное производственной многоотраслевой объединение коммунального хозяйства) для уборки образующихся несанкционированных свалок и крупногабаритного мусора.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что уборка установленных контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, а также контейнерной площадки, производится в установленном нормами и правилами порядке, в зимний период два раза в неделю. Из представленных в материалы дела фотографий не усматривается, что установленная площадка с контейнерами для временного хранения бытовых отходов находится в близи жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения. Представленные истцом фотографии об имеющемся мусоре в контейнерах, не может служить доказательством того, что ответчиком ненадлежащим образом выполняются обязанности по сбору и вывозу твердых (коммунальных) бытовых отходов. В свою очередь представителем ответчика предоставлена фотография, из которой следует, что бытовых отходов возле контейнерной площадки не имеется.
Истец просил обязать ООО «РУК» очистить территорию от некондиционного мусора вокруг мусорной площадки в радиусе 10 метров, не позднее одного раза в месяц производить полную уборку некондиционного мусора в радиусе 10 метров от мусорной площадки.
Истец не смог пояснить суду и обосновать свои требования о возложении обязанности по уборке территории именно в радиусе 10 метров от мусорной площадки, и что включается им в понятие некондиционный мусор.
Согласно части 3 статья 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, поскольку какими-либо нормами действующего законодательства не предусмотрена уборка коммунальных бытовых отходов именно в радиусе 10 метров от мусорной площадки, у суда не имеется правовых оснований, позволяющих суду выйти за пределы заявленных истцом требований, возложив на ответчика иные обязанности.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нарушений управляющей организацией прав потребителя не установлено, то оснований для взыскания с ответчика в пользу истца в силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Валееву Н.Х. в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Районная управляющая компания» о возложении обязанности очистить территорию от некондиционного мусора вокруг мусорной площадки в радиусе 10 метров, обязанности не позднее одного раза в месяц проводить полную уборку некондиционного мусора в радиусе 10 метров от мусорной площадки, взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Пластский городской суд Челябинской области.
Председательствующий :