Решение по делу № 5-237/2022 от 05.03.2022

Дело № 5-237/2022

УИД 35RS0019-01-2022-000676-68

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Сокол                                                                                                   04 мая 2022 года

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., при секретаре Мотовой Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Сокол, юридический адрес: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 73, ИНН 3527011620, ОГРН 1053500606884,

УСТАНОВИЛ:

главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах (далее ТОУ Роспотребнадзора) Якуничевой Е.И. 04 марта 2022 года в отношении администрации города Сокол составлен протокол № 97/03/02-15 АР об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Как следует из протокола об административном правонарушении, при проведении административного расследования в период с 04 февраля 2022 года по 04 марта 2022 года выявлено, что администрацией города Сокол допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований: Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ № 52-ФЗ), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), а именно:

администрацией города Сокол допущено размещение на территории города Сокола по ул. Новая кладбища, площадь территории которого превышает 40 га (согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 февраля 2022 года, фактическая площадь земельного участка кладбища с кадастровым номером 35:26:0203007:1 по адресу: г. Сокол, ул. Новая, составляет 42,7086 га), что является нарушением части 2 статьи 12 ФЗ № 52-ФЗ, примечания к пункту 5 класс II параграф 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Правонарушение совершено 10 февраля 2022 года с 14 часов 00 минут до 14 часов 15 минут, место совершения правонарушения: Вологодская область, г. Сокол, ул. Новая, земельный участок с кадастровым номером 35:26:0203007:1.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Якуничева Е.И. – главный специалист Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах (далее ТОУ Роспотребнадзора), надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель администрации города Сокола по доверенности Гудзь Е.Н. в судебном заседании пояснила, что администрация города Сокола выражает несогласие с протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ, поскольку площадь кладбища в г. Сокол на ул. Новая составляет 39,0075 га согласно техническому и кадастровому паспорту, следовательно, площадь кладбища не выходит за пределы границ и норм, установленных требованиями СанПиН, таким образом, в действиях администрации города Сокола отсутствует событие вменяемого правонарушения. Кроме того, указала, что пунктом 1 Приложения к постановлению главного санитарного врача РФ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 февраля 2022 года № 7 с 13 февраля 2022 года признаны утратившими силу подпункты 7.1.1 - 7.1.14 пункта 7.1, таблица 7.1.2 главы VII, следовательно, и примечание к пункту 5 класс II параграф 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Таким образом, действия администрации города Сокола на момент рассмотрения дела не являются нарушением требований части 1 статьи 6.3 КоАП РФ. Просила производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации города Сокола по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ прекратить.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя администрации города Сокола Гудзь Е.Н., прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ ).

В соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ судья оценивает собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а также с позиции соблюдения.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно статье 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Федеральный закон N 8-ФЗ) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В силу статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Видами мест захоронения являются: кладбища для захоронения тел (останков) умерших; стены скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах); крематории для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

На основании пунктов 1 и 4 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 17 Федерального закона N 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 12 ФЗ № 52-ФЗ, при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации. Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии и земельным законодательством Российской Федерации.

На основании примечания к пункту 5, класс II (санитарно-защитная зона 500м), раздел 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», зарегистрированных в Минюсте России, 25.01.2008 N 10995 (далее СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), к сооружениям санитарно-техническим, транспортной инфраструктуры, объектам коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг относятся, в том числе и кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. Размещение кладбища размером территории более 40 га не допускается.

Согласно части 1 статьи 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ответственные за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, либо лицо, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ответственное за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      Объективная сторона административного правонарушения в соответствии с положениями статьи 6.3 КоАП РФ может выражаться как в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, так и в нарушении требований технических регламентов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии со статьёй 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как следует из материалов дела, при проведении административного расследования в период с 04 февраля 2022 года по 04 марта 2022 года выявлено, что администрацией города Сокол допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований: ФЗ № 52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а именно: администрацией города Сокол допущено размещение на территории города Сокола по ул. Новая кладбища, площадь территории которого превышает 40 га (согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 февраля 2022 года, фактическая площадь земельного участка кладбища с кадастровым номером 35:26:0203007:1 по адресу: г. Сокол, ул. Новая, составляет 42,7086 га), что является нарушением части 2 статьи 12 ФЗ № 52-ФЗ, примечания к пункту 5 класс II параграф 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Правонарушение совершено 10 февраля 2022 года с 14 часов 00 минут до 14 часов 15 минут, место совершения правонарушения: Вологодская область, г. Сокол, ул. Новая, земельный участок с кадастровым номером 35:26:0203007:1.

04 марта 2022 года главным специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора Якуничевой Е.И. в отношении администрации города Сокол составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ должностным лицом органа, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях.

Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» определен порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитной зоны.

Правообладатель объекта капитального строительства, в отношении которого подлежит установлению санитарно-защитная зона, обязан обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении, изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны с приложением документов, предусмотренных пунктом 14 Правил.

По сведениям ТОУ Роспотребнадзора для получения Решения об установлении санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: Вологодская область, Сокольский район, г. Сокол, ул. Новая, правообладатель объекта – администрация города Сокола в Управление не обращалась.

В соответствии с Выпиской из ЕГРН на объект недвижимости - сооружение с назначением и наименованием – кладбище, площадью 390075 кв.м, с кадастровым номером 35:26:0203009:706, расположенным по адресу: Вологодская область, Сокольский район, г. Сокол, ул. Новая, зарегистрировано право собственности с 30 июля 2014 года за Городским поселением город Сокол.

Как следует из Выписки из ЕГРН, публичной кадастровой карты, кадастрового паспорта земельного участка, с 30 июля 2014 года Городскому поселению город Сокол принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 35:26:0203007:1, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Новая, категорией земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – под кладбище, площадью 427086 кв.м, что противоречит требованиям раздела VII пункта 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, поскольку размещение кладбищ размером территории более 40 га не допускается.

Исходя из буквального толкования положений Федерального закона N 8-ФЗ, местами погребения являются отведенные в соответствии с санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших.

Вместе с тем, кладбище – градостроительный комплекс или объект, содержащий места (территории) для погребения умерших или их праха кремации.

Таким образом, объектом правонарушения в части соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является земельный участок под кладбищем, а не сооружение – кладбище, в связи с чем ссылки представителя администрации города Сокола в данной части являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения состоит из субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны.

Основанием для привлечения администрации города Сокола» к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ послужил факт того, что юридическим лицом допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а именно размещение на территории города Сокола по ул. Новая кладбища, площадь земельного участка под которое превышает 40 га, что повлекло нарушение примечания к пункту 5 класс II параграф 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Вместе с тем, постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 февраля 2022 года № 7 внесены изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, согласно приложению к настоящему постановлению. Настоящее постановление вступило в силу с 13 марта 2022 года и действует до 01 января 2025 года.

Пунктом 1 Приложения к постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 февраля 2022 года № 7 с 13 марта 2022 года признаны утратившими силу подпункты 7.1.1 - 7.1.14 пункта 7.1, таблица 7.1.2 главы VII, следовательно, и примечание к пункту 5 класс II параграф 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Принимая во внимание, что вменяемый администрации города Сокола в нарушение пункт 5 класса II параграфа 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 утратил силу на момент рассмотрения дела судом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении администрации города Сокола подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях администрации города Сокола состава административного правонарушения.

Руководствуясь частью 1 статьи 6.3, пунктом 2 части 1 статьи 24.5, 29.7 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Сокол прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                                                                                                Е.Б. Попова

5-237/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
Администрация города Сокола
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Попова Е.Б.
Статьи

6.3

Дело на сайте суда
sokolsky.vld.sudrf.ru
05.03.2022Передача дела судье
09.03.2022Подготовка дела к рассмотрению
14.04.2022Рассмотрение дела по существу
04.05.2022Рассмотрение дела по существу
01.06.2022Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
06.06.2022Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
06.06.2022Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
17.06.2022Вступление постановления (определения) в законную силу
17.06.2022Сдача материалов дела в архив
04.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее