Судья Рыбаков Р.В. дело № 33-6429/2022
2-536/2022
64RS0047-01-2021-007452-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2022 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Перовой Т.А.,
судей Зотовой Ю.Ш., Попильняк Т.В.,
при секретаре судебного заседания Сухаревой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ДЕЗ-Поволжье» и обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Агора» о понуждении к организации мест накопления твердых бытовых отходов и их содержанию по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Агора» на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 04 мая 2022 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Зотовой Ю.Ш., обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ДЕЗ-Поволжье» и обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Агора» о понуждении к организации мест накопления твердых бытовых отходов и их содержанию.
Требования мотивированны тем, что согласно положению об администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398 администрация района осуществляет полномочия органа местного самоуправления по защите прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и иных сферах в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Специалистами отдела благоустройства администрации района осуществлен осмотр территорий по адресу: <адрес> адресу: <адрес>. Осмотром установлено, что на прилегающих к дому территориях по указанным адресам контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, не включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Саратов», а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования города Саратова. Управляющими организациями в данном доме являются ООО УК «ДЕЗ-Поволжье», и ООО УК «Агора», которые не организовали оборудование придомовой территории контейнерной площадкой для сбора и вывоза ТКО.
На основании изложенного просит обязать ООО УК «ДЕЗ-Поволжье» и ООО УК «Агора» в течение двух месяцев организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирных домов по адресу: <адрес> по адресу: <адрес>, а также обеспечить их содержание.
Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 04 мая 2022 года исковые требования удовлетворены, суд возложил обязанность на ООО УК «ДЕЗ-Поволжье» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать место сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирного дома по адресу: <адрес> а также обеспечить его содержание; на ООО УК «Агора» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать место сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также обеспечить его содержание.
Не согласившись с постановленным судебным актом, ООО УК «Агора» подала апелляционную жалобу, по мотивированным доводам которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ООО УК «Агора». В обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм процессуального и материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительных причин неявки суду не представили, в связи с чем, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
В соответствии с п. 11 Правила № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Также п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, определено, что работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту должны соблюдаться собственниками жилищного фонда, уполномоченными управляющими и иными организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В пункте 3.7.1 Правил № 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 4 ст.13.4 вышеуказанного закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, управляющей организацией в многоквартирном доме по адресу: <адрес> является ООО УК «ДЕЗ-Поволжье», управляющей организацией в многоквартирном доме по адресу: <адрес> является ООО УК «Агора».
Согласно акту обследования территории (объекта) администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» от 30 сентября 2021 года на территориях по адресу: <адрес> по адресу: <адрес>, прилегающих к многоквартирным домам, не оборудованы контейнерные площадки для сбора коммунальных отходов (далее - ТКО).
По сведениям Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Город Саратов» от 17 ноября 2021 года (л.д. 62-63) в комитет не поступали заявки ООО УК «ДЕЗ-Поволжье» на согласование размещения мест (площадок) накопления ТКО.
По сведениям Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Город Саратов» по состоянию на 28 апреля 2022 года в комитет не поступали заявки ООО УК «ДЕЗ-Поволжье» и ООО УК «Агора» на согласование размещения мест (площадок) накопления ТКО по адресу: <адрес>
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше нормами материального права, пришел к выводу о правомерности исковых требований администрации Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», учитывая отсутствие сведений о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов или включения сведения о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, их содержанию.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает.
При этом ссылка ответчика на отсутствие возможности размещения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов в границах земельного участка многоквартирного дома не может быть признана судебной коллегией состоятельной, поскольку выбор способа исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов принадлежит ответчику. Таким способом может являться как получение в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственником.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств по делу судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, авторами жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 04 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи