Дело № 2-2763/2024
34RS0008-01-2024-004218-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«03» сентября 2024 года г. Волгоград
Центральный районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи: Могильной Е.А.
при секретаре Таблер А.С.
с участием помощника прокурора Федоровой М.В., представителя ответчика
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда к Администрации г. Волгограда о возложении обязанности по расселению из многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд к Администрации г. Волгограда о возложении обязанности по расселению из многоквартирного дома.
В обосновании требований указал, что многоквартирный ... районе г. Волгограда постановлением администрации г. Волгограда от 20.05.2020 года №... признан аварийным и подлежащим сносу.
Расселение указанного многоквартирного дома осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде из аварийного жилья», муниципальной программы «Жилище», утвержденной постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №....
Срок расселения в соответствии с действующей редакцией подпрограммы 2026 год.
В ходе совместно проведенной проверки установлены повреждения конструктивных элементов жилого здания, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, проживающих в этом доме.
Выявлено существенное разрушение фасада, многочисленные трещины по периметру здания, в подъезде №... многочисленные участки с трещинами, имеющими положительную динамику разрушения.
Кроме того, проваливающие участки лестничных маршей создают угрозу внезапного обрушения.
С учетом разрушения многоквартирного дома, истец полагает, что сроки расселения многоквартирного дома не отвечают требованиям разумности.
Просит возложить на администрацию г. Волгограда обязанность по расселению граждан из многоквартирного ... районе г. Волгограда признанного аварийным и подлежащим сносу в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Федорова М.В. требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Романова Е.Е. против требований возражала, указала, что истцом не предоставлены доказательства невозможности проживания, а также угрозы и опасности для жизни и здоровья проживающих в доме.
Представитель Департамента финансов администрации Волгограда Кириченко А.Г. полагался на усмотрение суда.
Третьи лица Зыков П.В., Корвацкая А.К., Нечунаев Д.А., Суконько Н.Н., Щербаков А.Д., Исаева О.С., Детистова Р.А., Жирнова Н.В., Юматова З.Г., Патокина Н.Н., Щербаков А.Д. требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Третьи лица Зыкова М.А., Зыков А.П., Зыкова М.А., Казаков С.Е., Казаков Е.С., Жирова А.Ф., Иванков В.В., Суконько С.Н., Суконько И.С., Нечунаева Е.В., Худякова С.В., Худяков В.А., Худякова Е.В., Бородачева Л.Т., Певнева И.В., Савченко И.В., Родичев В.В., Томарова П.И., Сытылин В.А., Бердникова О.С., Грригорьева Н.Ю., Горбаченко Ж.Ю., Иванова Е.В., Галкина Р.И., Умертаев Р.Х., Дудкина Н.В., Дудкин Ю.В., Лаврова Е.В., Губанова М.Г., Двуреченская Л.В., Мирошникова Е.С., Чулюкова Ю.Е., Плотников В.В., Каштанова Л.Н., Каштанов В.В., Юматов А.С., Юматова О.В., Гаврик М.Л., Васильев В.В., Петрухина Ю.В., Симонов С.Ю., Моргунова В.В., Панова О.Н., Горюшкина Е.Ю., Горюшкина П.Р. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены, о причинах неявки суд не уведомили.
Поскольку стороны извещены о дате и времени судебного заседания, суд полагает рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав материалы, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, является основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, в которые собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Судом установлено, что постановлением Администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании постановления Администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: ....
В соответствии с Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении муниципальной программы «Жилище» срок расселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... срок до 2026 года.
Прокурор приводит доводы о том, что срок расселения многоквартирного дома, предусмотренный в 2026 году, не отвечает требованиям разумности по причине разрушения многоквартирного дома.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Согласно журналу наблюдения за контрольными «маяками» 2024 года многоквартирного ... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что маяки отвалились по причине интенсивной подвижки ограждающих конструкций дома, ДД.ММ.ГГГГ следует, что продолжаются интенсивные подвижки ограждающих конструкций.
В судебном заседании установлены существенные разрушения фасада, выявлены многочисленные трещины, имеющие положительную динамику, проваливающиеся участки лестничных маршей, разрыва металлической стяжки, расположенной по периметру многоквартирного дома, многочисленных разрывов стен и выдавливанием окон и дверей из проемов в результате движения стен, расходятся потолочные плиты.
Данные обстоятельства подтверждают, что аварийное техническое состояние конструкций дома и его физический износ не отвечает принципу разумности, поскольку предполагает дальнейшую эксплуатацию дома, состояние которого грозит внезапным обрушением всего дома или его части и требует немедленного расселения жильцов, так как может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей.
При этом, право жильцов, проживающих в жилых помещениях указанного дома, представляющих угрозу их жизни и здоровью, на обращение в суд с требованием о предоставлении другого жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации либо о взыскании выкупной цены на основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не отменяет обязанности администрации при принятии решения о сроке расселения жильцов соблюдать требования разумности.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу указанного нормативного положения изъятие для муниципальных нужд жилых помещений возможно только по истечении срока, установленного органом местного самоуправления для сноса дома собственниками и их расселения.
Таким образом, у собственников спорных жилых помещений право взыскания выкупной цены возникает после истечения установленного срока расселения (2026 год), что, безусловно, нарушает их жилищные права.
Не свидетельствует об обратном и наличие у жильцов спорного дома права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до реализации процедуры отселения или другого благоустроенного жилого помещение во внеочередном порядке.
Согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 415-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 89-О и другие).
Иное не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающими из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращенными к органам публичной власти требованиями обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П).
С учетом установленных всех обстоятельств, суд полагает необходимым возложить на администрацию г. Волгограда обязанность по расселению граждан из многоквартирного ... районе г. Волгограда, признанного аварийным и подлежащим сносу в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда к Администрации г. Волгограда о возложении обязанности по расселению из многоквартирного дома – удовлетворить.
Возложить на Администрацию г. Волгограда обязанность по расселению граждан из многоквартирного ... районе г. Волгограда, признанного аварийным и подлежащим сносу в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд гор. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись Е.А. Могильная