Судья – Кныш Н.Н. № 2-2045/2022
(суд первой инстанции)
№ 33-277/2023
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 февраля 2023 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.
судей Донсковой М.А. и Анашкиной И.А.
при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова А. В. к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Министерства обороны России о признании незаконным решения, возложении обязанности установить выплату пенсии, по апелляционной жалобе Карпова А. В. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 02 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Карпов А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату г. Севастополя о признании незаконным решения, возложении обязанности установить ему выплату пенсии как лицу, уволенному из Вооруженных Сил государств-участников Содружества Независимых Государств и проживающему на территории РФ, определенную Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, с 01.09.2022, основывая требование на Соглашении стран СНГ от 15.05.1992 "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ", указал, что он проходил службу в Вооруженных Силах Украины, был уволен в запас в связи с окончанием срока контракта, в связи с переездом в 2018 году в Российскую Федерацию и приобретением гражданства РФ обратился к ответчику по вопросу назначения пенсии за выслугу лет, однако, в установлении пенсионного обеспечения ему было отказано ввиду того, что расчет выслуги лет должен быть произведен Министерством обороны Украины.
Истец полагает указанный отказ незаконным, поскольку после получения гражданства Российской Федерации он имеет право на назначение пенсии за выслугу лет на территории Российской Федерации.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Карповым А.В. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении иска.
В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что суд пренебрег расчетом выслуги лет на пенсию, не дал ему никакой оценки. Истец указывает, что расчет выслуги произведен компетентным органом, предоставленный им документ не должен вызывать ни у кого сомнения, он как документ является относимым и допустимым доказательством по делу. Апеллянт полагает, что принятое решение является ошибочным, неверная оценка собранных по делу доказательств и обстоятельств дела, повлияла на принятие судом неверного решения.
Стороны в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Судебная коллегия с учетом положений ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановленное по делу судебное решение указанным нормам не соответствует.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, истец Карпов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах Украины и был уволен с военной службы с должности ведущего инженера Головного представительства заказчика № в звании "капитан 3 ранга" по п. "а" ч.8, ч.6 ст. 26 Закона Украины «О военном долге и военной службе» - в связи с окончанием срока контракта.
На основании решения ФМС Карпов А.В. приобрел гражданство Российской Федерации и 10.09.2020 обратился в Военный комиссариат г. Севастополя с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет, в чем ему было отказано 18.09.2020 ввиду отсутствия в документах истца расчета выслуги лет на пенсию и подтверждения в послужном списке военнослужащего прохождения Военной службы. Одновременно сообщено, что заявление об оказании помощи в составлении расчета выслуги лет на пенсию находится на рассмотрении.
16.11.2021 ФКУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по ЮВО» истцу сообщено, что расчет выслуги лет должен быть произведен Минобороны Украины, производство таких расчетов к компетенции Минобороны России не относится.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают, при этом не подлежит изменению другой стороной установленная выслуга лет, а размер денежного довольствия для назначения пенсий военнослужащим и их семьям, определяется в порядке, установленном законодательством стороны, которой производится назначение пенсии, в связи с чем не усмотрел оснований для назначения истцу пенсии за выслугу согласно Международному соглашению и в удовлетворении иска отказал.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация является участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.) и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее также - Соглашение от 15 мая 1992 г.).
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств регулируется специальным Соглашением.
Таким соглашением является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества, а также пенсионного обеспечения семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Письменными материалами дела установлено, что Карпов А.В., с 21.07.1996 по 01.09.2017 проходил службу в Вооруженных Силах Украины и был уволен с военной службы с должности ведущего инженера Головного представительства заказчика №1301 в звании "капитан 3 ранга" по п. "а" ч.8, ч.6 ст. 26 Закона Украины «О военном долге и военной службе» - в связи с окончанием срока контракта.
Из приказа №240 от 01.09.2017 следует, что выслуг лет Карпова А.В. составляет 21 год 01 месяц 12 дней.(л.д.62).
На основании решения ФМС Карпов А.В. приобрел гражданство Российской Федерации и 10.09.2020 обратился в Военный комиссариат г. Севастополя с заявлением о назначении ему пенсии по выслуге лет, в чем ему было отказано 18.09.2020 ввиду отсутствия в документах истца расчета выслуги лет на пенсию и подтверждения в послужном списке военнослужащего прохождения Военной службы.
В Российской Федерации основным законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Исходя из положений пункта "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее Порядок от 22 сентября 1993 г. N 941).
Согласно абзацу 6 пункта 1 Порядка от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет включается военная служба в вооруженных силах других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении.
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств.
Порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ и Постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21 декабря 2011 г. N 1074.
Согласно пункту "а" статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со статьей 6 данного Закона лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
В силу пункта "а" статьи 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Письменными материалами дела установлено, что истец на момент обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет являлся гражданином Российской Федерации, постоянно проживает в Российской Федерации, имеет необходимой продолжительности выслугу лет, более 20 лет (приказ №240 от 01.09.2017 (л.д.62), в связи с чем, судебная коллегия полагает, что истец имеет право на назначение ему пенсии за выслугу лет по нормам Российского законодательства и решение ответчика является незаконным.
Реализация права на пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" производится в заявительном порядке с предоставлением пенсионному органу соответствующих документов, необходимых для решения данного вопроса (статьи 51, 52 названного Закона Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
Из материалов дела усматривается, что истец в установленном приведенными нормами закона порядке обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии 10.09.2020, следовательно, право у истца на назначение пенсии за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, возникло с 10.09.2020. (л.д.27)
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
апелляционную жалобу Карпова А. В. удовлетворить.
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 02 июня 2022 года, отменить, принять по делу новое решение, которым иск Карпова А. В. к ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» Министерства обороны России о признании незаконным решения, возложении обязанности установить выплату пенсии, удовлетворить.
Признать незаконным решение ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» Министерства обороны России №835/ЦСО от 02.03.2022 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» Министерства обороны России назначить Карпову А. В. пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с 10 сентября 2020года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято 07 февраля 2023 года.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: М.А. Донскова
И.А. Анашкина