Решение по делу № 33-112/2011 (33-3935/2010;) от 28.12.2010

Судья Кемпинен И

Судья Кемпинен И.С. 33-112/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2011 года                                                                                        г.Петрозаводск

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

 ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего Фаткуллиной Л.З.

судей Переплесниной Е.М., Злобина А.В.

при секретаре Климовиче С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 03 декабря 2010 года по иску Администрации Пряжинского национального муниципального района РК к Афанасьеву В.В., Афанасьевой С.Н. о взыскании необоснованно полученной субсидии.

Заслушав доклад судьи Переплесниной Е.М., объяснения представителя Администрации Пряжинского национального муниципального района – Полищука П.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, ответчика Афанасьева В.В., возражавшего по доводам кассационной жалобы, представителя третьего лица - Главы Администрации Эссойльского сельского поселения – Ореханова А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Администрация Пряжинского национального муниципального района обратилась в суд с иском к Афанасьеву В.В., Афанасьевой С.Н. о взыскании 715 208 рублей, указывая, что на основании заявлений от ХХ.ХХ.ХХ. семья Афанасьевых была включена в состав участников федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в составе членов семьи: супруга Афанасьева В.В., супруги Афанасьевой С.Н. и дочери Афанасьевой А.В., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения. В соответствии с условиями Программы на основании свидетельства от ХХ.ХХ.ХХ. им была предоставлена социальная выплата в размере 1 151 763 руб. 54 коп., (853 373 рубля - средства федерального бюджета, 400 563 рубля - средства бюджета Республики Карелия) в связи с приобретением жилого помещения, расположенного в (...), д. ХХ, кв. ХХ, общей площадью 49,6 кв.м.

В ходе проверки правомерного и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных в рамках реализации указанной программы, было выявлено нарушение, состоящее в том, что ХХ.ХХ.ХХ. семья Афанасьевых зарегистрировала право собственности на квартиру, расположенную по адресу: (...), д. ХХ, кв. ХХ, общей площадью 30,8 кв.м. О приобретении квартиры ответчики не уведомили, в результате чего размер социальной выплаты был определен без учета имеющегося у них в собственности жилого помещения.

Таким образом, ответчиками субсидия в размере 715 208 руб. получена в нарушение п. 3 Условий и порядка определения размера наличия собственных и (или) заемных средств у граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, для получения социальных выплат, утвержденных Постановлением Правительства Республики Карелия от 31 августа 2009 года № 201 -П.

На основании изложенных обстоятельств, истец просил взыскать с ответчиков в бюджеты соответствующих уровней 715 208 руб.

Ответчики предъявили встречный иск о перерасчете субсидии, исходя их четырех членов семьи с учетом дочери Татьяны, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, указывая на то, что на момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты размер субсидии должен был быть рассчитан с учетом второго ребенка, поскольку Афанасьева С.Н. была беременна.

В судебном заседании представитель истца - Табота Ю.Д. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив, что поскольку на момент включения в сводный список участников у семьи Афанасьевых в собственности находилась квартира площадью 30,8 кв.м., для расчета размера социальной выплаты должна была быть принята площадь жилого помещения 18,8 кв.м. (49,6 кв.м. - 30,8 кв.м.).

Ответчик Афанасьев В.В. в судебном заседании с исковыми требованиями Администрации Пряжинского национального муниципального района не согласился, указав, что при подаче заявлений о включении их семьи в состав участников программы «Социальное развитие села до 2012 года» они не были уведомлены о том, что размер социальной выплаты будет зависеть от наличия в собственности жилых помещений, принадлежавших заявителю и членам его семьи. Кроме того, им не разъясняли о необходимости уведомления о приобретении жилых посещений в собственность в порядке приватизации. Несмотря на то, что был заключен договор купли-продажи квартиры, которую они приобрели за счет средств социальной выплаты, фактически произошел обмен квартирами с семьей Рогаткиных с доплатой за счет субсидии. После заключения договора купли-продажи квартиры и подписания передаточного акта они переехали на постоянное место жительство в новую квартиру, а Рогаткины переехали в их квартиру. Кроме квартиры, которую они приобрели на средства субсидии, другого жилья у них не имеется. Кроме того, ХХ.ХХ.ХХ. у них родилась дочь Татьяна. Таким образом, на сегодняшний день уровень обеспеченности их семьи общей площадью жилого помещения составляет менее учетной нормы - 14 кв.м. (49,6:4=12,4).

Представитель третьего лица - Эссойльской сельской администрации Ореханов А.И. в судебном заседании поддержал исковое заявление.

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия представителя в суд не направило, в отзыве на заявление указано, что с ответчиков подлежит взысканию излишне выплаченная сумма субсидии, а встречные исковые требования Афанасьева В.В. и Афанасьевой С.Н. удовлетворению не подлежат, поскольку увеличение численного состава семьи произошло после получения социальной выплаты.

Решением Пряжинского районного суда РК от 03 декабря 2010 года в удовлетворении иска отказано.

С таким решением суда не согласен истец, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В кассационной жалобе указывает, что решение не соответствует действующему законодательству и имеющимся в деле материалам. В соответствии с Постановлением Правительства РК от 31.08.2009 N 201-П «О реализации в Республике Карелия Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» утверждены условия и порядок определения размера наличия собственных и (или) заемных средств у граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, для получения социальных выплат. Согласно пункта 3  данного Порядка установлено, что в случае если заявителю и (или) членам его семьи, участвующим в реализации мероприятий, принадлежит жилое помещение или часть его на праве собственности, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья определяется как произведение средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для Республики Карелия, и разницы между размером общей площади жилого помещения, установленным для семей разной численности в соответствии с абзацем первым пункта 9 Типового положения, и размером общей площади жилых помещений и (или) его доли, принадлежащих заявителю и (или) членам его семьи, на праве собственности.

В связи с тем, что на момент выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты (ХХ.ХХ.ХХ.), и на момент получения данной социальной выплаты у семьи Афанасьевых имелось в собственности жилое помещение - квартира общей площадью 30,8 кв. м., расположенная по адресу: (...), д. ХХ, кв.ХХ, именно право собственности за данной семьей зарегистрировано ХХ.ХХ.ХХ.. Семья Афанасьевых имела право на получение данной меры социальной поддержки - предоставление социальной выплаты, но, в меньшем размере – а именно: на размер площади 18, 8 кв.м. Размер социальной выплаты, который подлежал с учетом всех имеющихся обстоятельств выделению данной семье, составляет сумму 436 555 руб. 54 коп. Таким образом, переплата данной семье составила сумму 715 208 руб., которая подлежит возврату в федеральный и республиканский бюджет.

В возражениях на кассационную жалобу истцы указывают, что решение суда законно и обоснованно и отмене не подлежит, полагают, доводы, изложенные в кассационной жалобе, необоснованны по существу и удовлетворению не подлежат.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Главы Администрации Эссойльского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ. семья Афанасьева В.В. в составе 3 человек была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

ХХ.ХХ.ХХ. Афанасьев В.В. и Афанасьева С.Н. представили в Администрацию Пряжинского национального муниципального района заявления о включении их семьи в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в составе семьи: супруг Афанасьев В.В., супруга Афанасьева С.Н., дочь Афанасьева А.В., представив необходимые документы.

ХХ.ХХ.ХХ. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от ХХ.ХХ.ХХ. за Афанасьевым В.В., Афанасьевой С.Н., Афанасьевой А.В. было зарегистрировано право общей долевой собственности по 1/3 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: (...), д. ХХ, кв. ХХ.

В рамках реализации Программы ответчикам была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности в размере 1 253 936 рублей на численный состав семьи 3 человека, что подтверждается свидетельством от ХХ.ХХ.ХХ.ХХ. В связи с тем, что Афанасьевыми была приобретена квартира общей площадью 49,6 кв.м., на основании п. 9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858, размер субсидии был изменен на 1 151 763 руб. 54 коп.

ХХ.ХХ.ХХ. между Афанасьевыми и Рогаткиной Л.С., Рогаткиным В.И. был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: (...), д. ХХ, кв. ХХ. В тот же день подписан передаточный акт, в соответствии с которым объект недвижимости по указанному адресу передан покупателям Рогаткиным. В соответствии с платежным поручением средства субсидии были перечислены продавцу квартиры ХХ.ХХ.ХХ. л.д. 84).

В рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 858, проводятся мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности. С целью реализации данной программы принят ряд документов, регулирующих порядок и условия предоставления гражданам средств бюджетов различных уровней.

В период возникновения правовых отношений между сторонами по предоставлению субсидии на улучшение жилищных условий молодой семье ответчиков Афанасьевых действовало Постановление Правительства РФ от 5 марта 2008 г. № 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности». Данным Постановлением РФ были утверждены Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и гарантировано право граждан, молодых семей и молодых специалистов на участие в мероприятиях, предусмотренных приложениями N 1 и 2 к Программе, в целях улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

Согласно названному Постановлению государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

Постановлением утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, а также Положение о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения. И, в частности, определено, что право на получение социальной выплаты имеет гражданин, отвечающий в совокупности следующим условиям:

а) постоянное проживание гражданина в сельской местности;

б) документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Установлено право гражданина, которому предоставляется социальная выплата в рамках реализации мероприятий, предусмотренных приложением № 1 к Программе, на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.

Определение размера социальной выплаты производится уполномоченным органом на дату выдачи свидетельства.

Гражданин, отвечающий требованиям настоящих Правил, изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы по форме согласно приложению № 2 с приложением следующих документов:

а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи;

в) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты;

г) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

д) документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;

е) копии трудовой книжки (для работающих).

Постановлением Правительства Республики Карелия от 01 сентября 2008 г. № 181-П «Об утверждении Порядка формирования и утверждения списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в Республике Карелия, списка молодых семей и молодых специалистов – участников мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в Республике Карелия, порядка выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности семей» в целях реализации названной Программы утвержден Порядок формирования и утверждения списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в Республике Карелия, списка молодых семей и молодых специалистов - участников мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в Республике Карелия и Порядок выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (далее - Порядок выдачи свидетельств).

Постановлением Правительства РК от 31 августа 2009 г. № 201-П «О реализации в Республике Карелия Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» утверждены Условия и порядок определения размера наличия собственных и (или) заемных средств у граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, для получения социальных выплат.

Поскольку семья Афанасьевых являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответствовала всем предъявляемым вышеназванными нормативными правовыми актами требованиям для участия в Программе, представила для этого все необходимые документы в соответствии с вышеприведенным перечнем, ей на законных основаниях была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения. Полученные денежные средства использованы по целевому назначению – перечислены в счет оплаты приобретаемой Афанасьевыми квартиры.

Вместе с тем, пунктом 3 данных получения социальных выплат;от 31 августа 2009 г. ков жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в республикУсловий установлено, что в случае если заявителю и (или) членам его семьи, участвующим в реализации мероприятий, принадлежит жилое помещение или часть его на праве собственности, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья определяется как произведение средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для Республики Карелия, и разницы между размером общей площади жилого помещения, установленным для семей разной численности в соответствии с абзацем первым пункта 9 Типового положения, и размером общей площади жилых помещений и (или) его доли, принадлежащих заявителю и (или) членам его семьи, на праве собственности.

Поскольку на момент получения субсидии ответчиками было приобретено ранее занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации, истец заявил требования о взыскании разницы в выплаченной сумме субсидии и той, которая полагалась бы к выплате при учете стоимости находящегося в собственности жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении этих требований, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу, что поскольку Правилами указанной Программы установлено, что граждане, желающие принять участие в реализации мероприятий Программы, должны иметь в наличии собственные и (или) заемные средства в размере части стоимости (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты (п. 26 Типового положения). В качестве таких собственных средств и выступили средства, вырученные от приватизированной квартиры. А потому предоставление семье Афанасьевых субсидии для приобретения вышеуказанной квартиры в размере 1 151 763 руб. 54 коп. признано правомерным.

Судебная коллегия считает решение суда законным и не подлежащим отмене также в силу тех обстоятельств, что приватизация жилья – это гарантированное государством право граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище. Согласно Закону РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Истцы имели установленное Законом Республики Карелия от 22 сентября 2000 г. № 427-ЗРК «О некоторых вопросах приватизации жилых помещений на территории Республики Карелия» право приобретения жилого помещения в собственность в порядке приватизации на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

            Договор от ХХ.ХХ.ХХ. о безвозмездной передаче в порядке приватизации Афанасьевым в собственность ранее занимаемого ими жилого помещения в (...), д. ХХ, кв. ХХ является двусторонней сделкой, второй стороной в которой выступает Администрация Пряжинского муниципального национального района - истец по настоящему делу. Участвуя в данной сделке истец обладал полной и достоверной информацией о приобретении ответчиками в собственность указанного жилого помещения. Поскольку именно в обязанности истца входил сбор необходимых документов для включения ответчиков в список на получение субсидии, все требуемые документы Афанасьевыми предоставлялись, какие-либо умышленные виновные действия с целью получения субсидии на улучшение жилищных условий в большем размере ответчиками не совершались.

            При таких обстоятельствах разница в фактически выплаченной субсидии и исчисленной в порядке п. 3 вышеназванных Условий не может быть признана неосновательным обогащением, как оно понимается в смысле ст. 1102 ГК РФ, поскольку таковым признается имущество, приобретенное лицом без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

            Кроме того, ни один нормативный правовой акт, регулирующий порядок и условия предоставления субсидии на улучшение жилищных условий граждан по рассматриваемым основаниям, не предусматривает обязанность получателя субсидии по передаче после получения субсидии ранее занимаемого муниципального жилья в муниципальную собственность. Исходя из этого, за ответчиками оставалось право распоряжения ранее занимаемым ими жилым помещением независимо от факта его приватизации. Приватизация квартиры ответчиками могла иметь место и после получения ими жилищной субсидии, что свидетельствует о законности и правомерности ее получения в том размере, в каком она и была выплачена.

  С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361, 363, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 03 декабря 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-112/2011 (33-3935/2010;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Администрация Пряжинского национального муниципального района РК
Ответчики
Афанасьев В.В., Афанасьева С.Н.
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Переплеснина Елена Михайловна
18.01.2011[Гр.] Судебное заседание
01.02.2011[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2011[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее