№ 2-4920/2023
УИД: 22RS0068-01-2023-004522-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего: Паниной Е.Ю.,
при секретаре: Ягначковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах Стребкова Владимира Дмитриевича к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Центрального района г.Барнаула в интересах Стребкова В.Д. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОСФР по Алтайскому краю) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что по результатам проведения прокуратурой Центрального района г.Барнаула проверки по обращению Стребкова В.Д. о нарушении прав по обеспечению техническим средством реабилитации установлено, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и индивидуальной программы реабилитации Стребков В.Д. поставлен на учет по обеспечению следующими средствами реабилитации: <данные изъяты>
Бездействие должностных лиц ответчика существенно нарушило законные права и интересы Стребкова В.Д.
Кроме того, длительное бездействие по обеспечению техническими средствами реабилитации повлекло нарушение личных неимущественных прав Стребкова В.Д.
Полагают, что Стребкову В.Д. причинен моральные вред, размер компенсации которого оценивает в 10 000 руб.
По таким основаниям первоначально заявлены требования о признании незаконным бездействия ответчика по обеспечению Стребкова В.Д. техническим средством реабилитации, возложении обязанности на ответчика предоставить Стребкову В.Д. технические средстве реабилитации: <данные изъяты>, взыскании компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.
В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнены, уменьшены, в связи с предоставлением в ходе рассмотрения дела впитывающих простыней (пеленок).
В окончательной редакции заявлены требования о признании незаконным бездействия ответчика по обеспечению Стребкова В.Д. техническим средством реабилитации, возложении обязанности на ответчика предоставить Стребкову В.Д. технические средства реабилитации: <данные изъяты>.; взыскании компенсации морального вреда в сумме 10 000 руб.
В судебном заседании процессуальный истец Слинкина Е.Е. настаивала на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения. Дополнительно пояснила, что в ходе рассмотрения дела Стребкову В.Д. были выданы впитывающие пеленки. Также он был обеспечен защитной пленкой и очистителем для кожи. Полагает, что из-за несвоевременной выдачи средств реабилитации материальному истцу были причинены морально-нравственные страдания, что повлекло нарушение прав инвалида
Материальный истец Стребков В.Д. в судебное заседание не явился, извещен по известному адресу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
В отзыве ответчика, ссылаясь на нормативно-правовое регулирование, указано на отсутствие бездействия, поскольку необходимые меры по обеспечению техническим средством были приняты, невозможность предоставления технического средства обусловлена отсутствием достаточного финансирования. В части требования о возложении обязанности обеспечить техническим средством указано, что ответчиком добровольно принята данная обязанность и не оспаривается. Выдать направление на дату обращения по действующим контрактам на обеспечение истца впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл), не представилось возможным в связи с распределением изделий, путем выдачи направлений, среди граждан, обратившихся ранее. Требование о взыскании компенсации морального вреда полагают является необоснованным, поскольку со стороны ответчика отсутствует незаконное бездействие. В связи с чем в удовлетворении исковых требований просят отказать в полном объеме.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч.1 ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу ст. 10 указанного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ч. 7 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Частью 14 ст. 11.1 названного Федерального закона предусмотрено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной выше правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).
Пунктом 3 Правил определено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ СМЭ по Алтайскому краю» бюро медико-социальной экспертизы №7 Стребкову В.Д. разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации №, которой определена нуждаемость в технических средствах реабилитации, в том числе необходимость обеспечения <данные изъяты>. Срок реабилитационных мероприятий с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Сроки использования технических средств реабилитации, из которых определяется фактическая потребность в их количестве, утверждены Приказом Минтруда России от 05.03.2021 N 107н «Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями».
В соответствии с указанным нормативным документов сроки пользования <данные изъяты> установлены не более 8 часов при выраженных нарушениях <данные изъяты> при значительно выраженных нарушениях <данные изъяты> - не более 5 часов. Для детей в возрасте от 0 до 3 лет - не более 8 часов, от 4 до 7 лет - не более 6 часов, от 8 до 18 лет - не более 5 часов; сроки пользования <данные изъяты> не менее 1 месяца.
Как следует из отзыва ответчика ДД.ММ.ГГГГ в отделение Фонда поступило заявление Стребкова В.Д. об обеспечении техническим средством реабилитации.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю выдано уведомление № о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Как следует из отзыва ответчика выдать Стребкову В.Д. направления на получение ТСР не представилось возможным в виду отсутствия действующих государственных контрактов на дату поступления заявления, в рамках исполнения которых возможно было выдать направления на получение <данные изъяты>.
Также указано, что Отделением приняты меры, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ, для размещения в срок, предусмотренный п. 5 Правил извещения о закупке, необходимых Стребкову В.Д. технических средств реабилитации.
При этом при осуществлении в дальнейшем мероприятий по закупке технических средств реаблитации для инвалидов отделение Фонда исходило из необходимости соблюдения прав иных граждан, состоящих на учете, что соответствует позиции, изложенной в определении Верховного суда РФ от 27.07.2015 № 2-КГ-15-5 в части применения очередности при обеспечении граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
При недостаточности финасирования в 2022 – 2023 г.г., технические средства реабилитации, закупленные на основании государственных контрактов распределялись между заявителями в соответствии с датой подачи заявления об обеспечении ТСР.
Ответчиком указано на размещение в период, с даты подачи заявления истцом, запросов цен для проведения конкурентных процедур по отбору поставщиков, отсутствии по ним ценовых предложений.
По информации ответчика <данные изъяты> истцу были выданы ДД.ММ.ГГГГ в количестве 90 шт., ДД.ММ.ГГГГ в количестве 60 шт., ДД.ММ.ГГГГ в количестве 90 шт., в связи с чем Стребков В.Д. обеспечен указанным техническим средством до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным в материалы дела актам ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Стребковым В.Д. получены следующие средства реабилитации: <данные изъяты>.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Стребкову В.Д. выдано направление № на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий для обеспечения Стребкова В.Д. <данные изъяты>.
Обеспечение Стребкова В.Д техническими средствами реабилитации подтверждено в уточненном исковом заявлении.
При этом из материалов дела следует, что требуемые истцу технические средства реабилитации предоставлены Стребкову В.Д. по истечении длительного периода после его обращения к ответчику с заявлением.
Поскольку технические средства реабилитации материальному истцу предоставлены, оснований для возложения на ответчика обязанности по их предоставлению Стребкову В.Д. отсутствуют.
Кроме того, отсутствуют основания для признания незаконным бездействия ответчика по обеспечению Стребкова В.Д. техническими средствами реабилитации, поскольку это не влечет восстановление каких-либо прав истца. Данные требования являются основанием иска.
В части требований о компенсации морального вреда, суд отмечает следующее.
Согласно ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч.1 ст.151 ГК РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч.2 ст.151 ГК РФ).
Как разъяснено в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, невозможностью продолжать активную общественную жизнь.
Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде предоставления технических средств реабилитации, порождает право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Установив, что Стребков В.Д. не был обеспечен ответчиком необходимыми ему техническими средствами реабилитации, а также учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления инвалидам технических средств реабилитации направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояния физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, что относится к охраняемым законом нематериальным благам, нарушение их ответчиком, суд приходит к выводу о том, что на ОСФР по Алтайскому краю лежит обязанность по компенсации истцу морального вреда.
Необеспечение истца техническими средствами реабилитации является доказательством причинения инвалиду нравственных и физических страданий, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
В части возложения ответственности на ответчика за допущенное нарушение прав истца, суд исходит из положений ст.ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ об ответственности за вред, причиненный в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, учитывая, что в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» Фонд создается Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принятие необходимых мер по организации своевременного обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, относится к полномочиям Фонда, территориальным органом которого является ответчик.
В связи с чем, формальное соответствие действий должностных лиц ответчика положениям Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утв. Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 N 256, не приведшее к своевременному обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, не является основанием для отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, установив в ходе рассмотрения дела факт не обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации, что привело к нарушению личных неимущественных прав истца, в том числе невозможности длительное время пользоваться гарантированным государственном средством реабилитации, учитывая категорию технического средства реабилитации, ежедневной нуждаемости в нем, суд приходит к выводу о взыскании c ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
Указанный размер компенсации морального вреда отвечает требованиям разумности, справедливости и соответствует характеру физических и нравственных страданий с учетом индивидуальных особенностей истца, являющегося инвалидом, а также предназначения требуемого истцу технических средств реабилитации.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в части согласно вышеприведенных выводов.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2225008796) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>