Решение по делу № 33-2561/2024 от 21.03.2024

Дело №33-2561/2024 (в суде 1-й инстанции дело №2-3557/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 мая 2024г.                              г.Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Моргунова Ю.В.

судей Жерносек О.В., Литовченко А.Л.

при секретаре Козулине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Косман Елены Юрьевны к Администрации г. Хабаровска, Министерству природных ресурсов Хабаровского края о возмещении ущерба, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Косман Е.Ю. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 15 декабря 2023 г.

Заслушав доклад судьи Литовченко А.Л., объяснения Косман Е.Ю. и ее представителя Юдиной А.Е., представителя Администрации г. Хабаровска Никитина К.Г., представителя Министерства природных ресурсов Хабаровского края Николаевой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Косман Е.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации г. Хабаровска о возмещении ущерба, компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Паровозная, д.40. В декабре 2022г., в результате выхода из берегов протекающей по участку реки Правой Березовой, домовладение оказалось затопленным. Полагая, что причиной затопления явилось ненадлежащее содержание системы водоотведения, истец просила взыскать с администрации материальный ущерб в виде стоимости восстановительного ремонта жилого дома, рекультивации земельного участка, расходов на приобретение саженцев плодово-ягодных культур взамен утраченных, а также компенсацию морального вреда и судебные расходы на оплату оценки ущерба и услуг представителя.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено лицо, осуществляющее полномочия собственника водного объекта реки Правая Березовая - Министерство природных ресурсов Хабаровского края.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 15 декабря 2023 г. в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись, Косман Е.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения как незаконного.

Ввиду принятия судом первой инстанции решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, определением от 18 апреля 2024г. суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Этим же определением Министерство природных ресурсов Хабаровского края привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

В заседании суда апелляционной инстанции истец Косман Е.Ю. и ее представитель Юдакова А.Е. исковые требования поддержали, полгали их подлежащими удовлетворению к Администрации города.

Представители Администрации г. Хабаровска и Министерства природных ресурсов Хабаровского края исковые требования не признали, полагая, что каждый из них является ненадлежащим ответчиком.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и видно из материалов дела, что Косман Е.Ю. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>

Как указано истцом, в декабре 2022г. в результате подъема уровня воды в протекающей по земельному участку реке Правая Березовая, земельный участок был затоплен, плодово-ягодные насаждения и плодородный слой почвы были смыты, а жилой дом в результате воздействия воды получил множественные повреждения.

Согласно заключениям ООО «Бизнес аудит оценка» №1-10/2023 от 02 мая 2023г. и №1-12/2023 от 18 мая 2023г. стоимость восстановительного ремонта жилого дома по адресу <адрес> составляет 425 990 руб.; стоимость строительных работ по восстановлению русла реки Правая Березовая и рекультивации земельного участка по тому же адресу составляет 1 084 720 руб.

В соответствии с положениями статей 15, 1064 ГК РФ для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.

Истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков

Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

    При этом, применительно к случаям причинения вреда в результате затопления, его источником могут являться как природные объекты, так и искусственные инженерные сооружения водоснабженния, водоотведения и канализации.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Река Правая Березовая является правым притоком реки Березовая, о чем в Государственный водный реестр РФ внесена соответствующая запись, в связи с чем река Правая Березовая признается водным объектом, находящимся в федеральной собственности.

По сведениям, предоставленным ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», река Правая Березовая в естественном режиме в засушливые годы пересыхает до 30 дней, в зимний период промерзает с декабря до апреля. Гидрологический режим реки нарушен в связи со сбросами сточных вод в реку промышленными предприятиями и жилыми массивами.

В силу пункта 16 статьи 1 Водного кодекса РФ негативное воздействие вод - это затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Частью 7 статьи 67.1 Водного кодекса РФ установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность привлечения к ответственности собственника водного объекта в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Согласно п.2 ч.1 ст. 26 Водного кодекса РФ полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъектов РФ могут быть переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ.

В рассматриваемом случае вышеуказанные полномочия возложены на Министерство природных ресурсов Хабаровского края (п. 3.1.3.20 Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 марта 2019 №106-пр).

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 30 ноября 2016г. на Министерство возложена обязанность провести работы по увеличению пропускной способности русел ряда рек, в том числе реки Правая Березовая, их расчистке и углублению дна.

Вместе с тем в силу требований статей 7,8,10 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о водных объектах, расположенных в границах земельного участка, подлежат внесению в ЕГРН, однако сведений о наличии такого объекта в границах земельного участка по ул. Паровозной,40 в ЕГРН не содержится.

Границы зоны затопления, применительно к реке Правая Березовая, установлены приказом Амурского бассейнового водного управления от 21 декабря 2021 №190, в котором земельный участок истца также не упомянут.

Согласно письменной консультации специалиста ООО «Бизнес аудит оценка», в ходе осмотра земельного участка по ул. Паровозной,40, указанная им в заключении №1-12/2023 от 18 мая 2023 «река Правая Березовая» не является рекой в обычном понимании. По факту это типичная дренажная канава между садовыми деревьями на участке для отвода грунтовых и поверхностных вод с территории участка, что предполагает ее связь с водным объектом.

Как следует из акта осмотра, 20 февраля 2023 специалистами Комитета по управлению Железнодорожным районом проведен осмотр русла реки Правая Березовая, ее притоков в районе улиц <данные изъяты>. В результате осмотра установлен подъем уровня воды, льда в русле притока реки Правая Березовая, а также установлены признаки несанкционированных сбросов воды в русло притока реки Правая Березовая из неустановленного источника через систему ливневой канализации в районе зданий №<адрес>, в связи с чем существует высокая вероятность подтопления территории частной жилищной застройки улиц Паровозная и Кима (том 1 л.д.76).

По вопросу подтопления территории домовладения по адресу <адрес> Комитетом были организованы рабочие встречи с жителями ул. <адрес> с проведением обследования подземных инженерных сетей на предмет определения источника поступления воды в русло реки.

В результате обследования установлено поступление воды в русло реки Правая Березовая, а также естественный водоток реки. Поступление воды в русло реки осуществляется предположительно через лотки теплотрасс в подземную систему ливневой канализации в районе дома №<адрес> (том 3 лд.87).

Согласно письмам Главного управления государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 04 апреля и 19 мая 2023г. по данным публичной кадастровой карты, в месте предполагаемого сброса расположено сооружение, эксплуатируемое для водоотведения с территории Крснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска.

Достоверно определить источник поступления вод в ливневую канализацию не представляется возможным, в связи с возможным наличием неучтенных бесхозяйственных канализационных сетей.

При этом по информации представителей МУП г. Хабаровска «Водоканал» и МУП г. Хабаровска «Тепловые сети» поступление вод в ливневую канализацию возможно при возникновении аварий на сетях указанных организаций. С представителями данных предприятий обсуждена необходимость регулярного проведения исследования подземных канализационных сетей в районе дома <адрес>

В адрес Управления дорог и внешнего благоустройства Администрации г.Хабаровска направлено обращение о приведении ливневого колодца, расположенного в районе дома <адрес> в нормативно-техническое состояние (том 3 л.д.85-86, 90-91).

Кроме того, в ходе осмотра местности специалистами Главного управления установлено, что в русле реки Правая Березовая расположен рухнувший пешеходный мост, образуя затор в водном объекте. Поверхность пешеходного моста покрыта льдом, визуально установлено образование затора и розлива природных вод в районе дома по ул. <адрес>. Со слов жителя частного сектора в районе ул.<адрес> указанный пешеходный мост обрушился в 2019-2020г.

Анализируя установленные обстоятельства, судебная коллегия исходит из того, что при рассмотрении дела хотя и установлены факты не надлежащего содержания реки Правая Березовая как водного объекта, однако учитывая факт затопления в зимнее время, когда сезонные паводковые процессы невозможны, его причиной является исключительно антропогенная деятельность - несанкционированный сброс сточных вод.

Как следует из пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к полномочиям органа местного самоуправления городского округа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, которыми обеспечения населения услугами по водоотведению определено в качестве одного из приоритетов (пункт 1).

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 Закона о водоснабжении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе сточных вод, для чего и предназначена ливневая канализация.

СП 104.13330.2016 «Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85», утвержденному приказом Минстроя России от 16 декабря 2016г. №964/пр, затопление определено как образование свободной поверхности воды на участке территории в результате повышения уровня водотока, водоема или подземных вод.

Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Таким образом, организация в границах городского округа отведения сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.

Кроме того, в силу части 1 статьи 12 Закона о водоснабжении органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Согласно части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Исходя из содержания вышеприведенных норм права, орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, обязан выявлять бесхозяйные канализационные сети, принимать их на учет, и до признания права собственности на указанные объекты - определить соответствующую организацию, сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными сетями, или гарантирующую организацию в системе водоснабжения и (или) водоотведения, в которую входят указанные бесхозяйные сети, и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных сетей.

С учетом изложенного, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям признается администрация города.

Факт систематического подтопления домовладения, собственником которого является истец, установлен и не оспаривается ответчиками.

Документы, свидетельствующие о принятии администрацией города каких-либо эффективных мер, направленных на предотвращение затопления, в материалах дела отсутствуют, и как следствие, истец вправе требовать возмещения ущерба.

Определяя размер подлежащих взысканию сумм судебная коллегия исходит из того, что факт повреждения в результате затопления жилого дома установлен заключением ООО «Бизнес аудит оценка» от 02 мая 2023г. №1-10/2023 и другими доказательствами не опровергнут, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию стоимость восстановительного ремонта жилого дома в размере 425 990 руб.

При этом оснований для взыскания расходов на рекультивацию земельного участка и приобретение саженцев плодово-ягодных культур, взамен утраченных, судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время действуют Правила рекультивации и консервации земель, утвержденные Постановление Правительства РФ от 10 июля 2018 N 800.

В соответствии с пунктами 2-4 Правил, рекультивация земель производится на основании проекта.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются собственниками земельных участков, в том числе гражданами и юридическими лицами.

Вместе с тем в рассматриваемом случае проект рекультивации никем не разрабатывался.

Факт деградации либо уничтожения плодородного слоя почвы на земельном участке истца, а также количественный и видовой состав утраченных насаждений документально не подтверждены.

Как следует из заключения ООО «Бизнес-аудит и оценка» от 18 мая 2023г. №1-12/2023, перечисленные в нем работы хотя и указаны как рекультивационные, однако, исходя из их состава, представляют собой строительные работы по увеличению пропускной способности дренажной канавы.

Данные работы направлены не на восстановление утраченного в результате наводнения имущества, а на предотвращение его повреждения в будущем, по существу являются способом улучшения земельного участка, и не могут быть признаны убытками, состоящими в причинно-следственной связи с действиями (бездействием) ответчика.

В соответствии с абзацем 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу части 2 статьи 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации только в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, из буквального содержания вышеприведенных положений закона следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.

Каких-либо действий ответчика, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага, в иске не указано и судом не установлено.

При этом Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы, регулирующие спорное правоотношение, в данном случае не предусматривают возможности компенсации морального вреда, в связи с нарушением имущественных прав, что исключает удовлетворение требований Косман Е.Ю. в этой части.

Статьей 88 (часть 1) ГПК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, а также другие признанные судом необходимыми расходы.

В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

По смыслу закона возмещение судебных издержек осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного акта, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

Управомоченной на возмещение понесенных судебных расходов будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда: либо истец – при удовлетворении иска, либо ответчик – при отказе в удовлетворении исковых требований.

В силу этого, с администрации в пользу Косман Е.Ю. подлежат взысканию расходы, понесенные в связи с оценкой стоимости восстановительного ремонта жилого дома в размере 20 000 рублей, и госпошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Оснований для взыскания расходов на подготовку заключения специалиста ООО «Бизнес-аудит и оценка» от 18 мая 2023г. №1-12/2023 о стоимости рекультивационных работ не имеется, ввиду отказа в иске в соответствующей части. При этом расходы на оплату услуг документально не подтверждены, что также исключает возможность взыскания.

Руководствуясь статьей 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 15 декабря 2023 г. отменить, принять новое решение.

Исковые требования Косман Е.Ю. удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации г. Хабаровска (ИНН ) в пользу Косман Е.Ю. (паспорт ) стоимость восстановительного ремонта жилого дома - 425 990 рублей, расходы на оценку ущерба – 20 000 рублей, госпошлину – 7460 рублей.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

33-2561/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Косман Елена Юрьевна
Ответчики
Администрация г. Хабаровска
Другие
Министерство Природных ресурсов Хабаровского края
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Литовченко Артём Леонидович
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
22.03.2024Передача дела судье
18.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
21.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Передано в экспедицию
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее