11RS0002-01-2021-004183-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута, Республика Коми 21 декабря 2021 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Имамеевой Т.М.,
с участием представителя ИФНС России по г. Воркуте Ермиловой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2996/2021 по иску Симирняка К.Е. к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воркуте Республики Коми о взыскании компенсации в связи с расторжением служебного контракта, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания за ежегодный оплачиваемый отпуск, процентов в порядке ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Симирняк К.Е. обратился с иском к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воркуте (далее – ИФНС по г. Воркуте) о взыскании недоплаченных денежных средств в размере 888525,53 руб., в том числе: недоплаченные по сокращению денежные средства в размере 788270,60 руб. из них: 403541,72 руб. единовременная компенсация в соответствии с частью 3.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ, 182957,85 руб. компенсация за неиспользованный отпуск, 100885,43 руб. компенсация за пятый месяц в соответствии с частью 3.2 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ, 100885,43 руб. компенсация за шестой месяц в соответствии с частью 3.2 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ; процентов в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ за несвоевременное исполнение обязанности по выплате расчета в соответствии со ст.140 Трудового кодекса РФ в размере 244,93 руб.; взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб.; в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ с суммы не полностью выплаченной компенсации в размере 788270,60 руб. взыскать проценты за каждый день просрочки по день фактической выплаты.
В обоснование иска указал, что замещал должность государственной гражданской службы в налоговых органах Российской Федерации с 04.04.2013, с 16.06.2017 занимал должность главного государственного налогового инспектора отдела урегулирования ИФНС по г. Воркуте. 04.12.2021 служебный контракт расторгнут в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении ему выплачена денежная компенсация на основании части 3.1 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ в размере 211687,56 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 54,66 дней в размере 88225,98 руб. из расчета среднемесячного содержания 52921,89 руб. и 1806,21 руб. среднедневной заработок. Считает, что в размере среднего заработка необоснованно включены периоды нахождения его листке нетрудоспособности с 14.12.2019 по 23.06.2021. В соответствии с Положением постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 периоды подлежащие включению для расчета компенсации при увольнении должны составлять декабрь 2019 года – 144762,44 руб., июнь 2020 года – 10685,15 руб., июль 2020 года 107876,73 руб., август 2020 года – 10685,15 руб., сентябрь 2020 года – 40500 руб., октябрь 2020 года – 42030,55 руб., ноябрь 2020 года – 88163,52 руб. В связи с чем среднемесячное содержание должно составлять исходя из среднедневного заработка в размере 5249,40 руб. Кроме того, в расчет вышеуказанных выплат не включены выплаченные средства материального стимулирования, единовременного поощрения. Также указал, что ему была предложена вакантная должность главного государственного налогового инспектора правового отдела, которая впоследствии ему не предлагалась в связи с согласием на замещение указанной должности другим работником, что является нарушением норм трудового законодательства.
Определением судьи от 24.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее УФНС РФ по РК).
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что пунктом 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих установлен исчерпывающий перечень выплат, составляющих содержание гражданского служащего, материальное стимулирование в данный перечень не входит.
Истец в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в свое отсутствие.
Суд считает возможным, в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в отсутствие истца и третьего лица.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве на иск в удовлетворении исковых требований просил отказать. Суду пояснил, что оспариваемые истцом выплаты были произведены в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Материальное стимулирование не входит в перечень выплат, составляющих содержание гражданского служащего. Доводы, об исчислении среднего заработка исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» не состоятельны, поскольку при исчислении денежного содержания необходимо руководствовать Правилами от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих». Положения постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 применяются в части не урегулированной Правилами от 06.09.2007 № 562.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Симирняк К.Е. с 04.04.2013 проходил государственную службу в ИФНС по г. Воркуте, с 16.06.2017 занимал должность главного государственного инспектора отдела урегулирования задолженности.
Служебный контракт расторгнут 04.12.2020 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», о чем имеется запись в трудовой книжке и приказ от 21.06.2021 № 01-08/96.
Согласно расчету при увольнении был произведен расчет, из которого следует, что Симирняк К.Е. в том числе, было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере 211687,56 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 88225,98 руб.
Истец указывает, что при расчете, указанных сумм должны применяться положения постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».
Настоящие Правила определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий) в том числе: на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; на период временной нетрудоспособности; при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
В связи с чем суд соглашается с доводами представителя ответчика, что при расчете исчисления денежного содержания гражданского служащего должны применятся «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», а постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» применяется в части не урегулированной вышеуказанных Правил от 06.09.2007 № 562.
Таким образом, оснований для применения расчета Правил от 24.12.2007 № 922 и перерасчета денежного содержания для расчета единовременной компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, и денежного содержания за пятый и шестой месяц, а также компенсации за неиспользованный отпуск не имеется.
Из содержания искового заявления и представленных расчетов следует, что при расчете денежного содержания для расчета компенсации при увольнении ответчиком не были учтены денежные средства, выплаченные в виде материальной помощи к отпуску, суммы единовременной выплаты к отпуску, материального стимулирования и единовременного поощрения.
Из раздела IV служебного контракта следует, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций ИФНС по г.Воркуте РК, исполнения должностного регламента, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент. За работу в районах Крайнего Севера надбавка в размере 80 процентов денежного содержания.
В соответствии с приказами ИФНС по г. Воркуте РК от <дата> № ..., от <дата> № ..., от <дата> ..., от <дата> ..., от <дата> № ..., от <дата> № ... «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Инспекции ФНС России по г. Воркуте» за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад, в обеспечение полномочий, возложенных на территориальные ФНС России, а также повышение эффективности налогового администрирования, приказано выплатить материальное стимулирование за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
Симирняк К.Е. приказано выплатить: по приказу от <дата> № ... – 6000 руб.; по приказу от <дата> № ... руб.; по приказу от <дата> № ... – 44900 руб.; по приказу <дата> ... – 25200 руб.; по приказу от <дата> № ... – 30000 руб.; по приказу от <дата> № ... – 23300 руб.
Приказами ИФНС по г. Воркуте РК за своевременно и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФНС России разрешено выплатить премии федеральный государственным служащим за ноябрь-декабрь 2019 года в размере 0,785 оклада денежного содержания по приказу от <дата> № ...; по приказу от <дата> № ... в размере 0,3 оклада денежного содержания.
Факт выплаты средств материального стимулирования на основании вышеуказанных приказов за счет бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда представителем ответчика не оспаривался.
При обращении в суд с данным иском Симирняк К.Е. указано, что средства материального стимулирования, выплаченные по вышеуказанным приказам, не были учтены ответчиком при расчете его среднего заработка для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности.
Суд соглашается с доводами истца, о том, что средства материального стимулирования должны учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете компенсации при увольнении в силу следующего.
В соответствии с Конституцией РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд, не ниже установленного федеральным законом о минимальном размере оплаты труда (ст. 3 Конституции РФ). Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели независимо от их организационно правовых форм и форм собственности в трудовых отношениях руководствуются положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу положений, закрепленных в ст. 21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 в соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Правила от 25.07.2006 № 763).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абз. 2 пункта 8 Правил от 06.09.2007 № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а»- «г» пункта 2 настоящих Правил (ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение), а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»- «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска).
Как следует из ч. 2 ст. 51 Закона №79-ФЗ при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 51 Закона № 79-ФЗ).
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа, согласно ч. 6 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пп. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений), фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Симирняк К.Е. суд учитывает содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 разъяснения.
Доводы представителя ответчика о применении п.2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н, суд находит не состоятельной, поскольку дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятии, имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности.
Поскольку иных оснований для получения средств материального стимулирования ответчиком не предоставлено, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации инспекциям ФНС России по Республике Коми, в том числе ИФНС России по г. Воркуте, выделены средства бюджетных ассигнований для материального стимулирования государственных гражданских служащих территориальных органов в виде премий, во исполнение которых, руководителем ИФНС России по г. Воркуте издавались приказы о премировании истца и производились выплаты премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФНС России, а также в виде премий за счет бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
В связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, входящее в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, служебный контракт Симирняк К.Е.), выплаченное истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование подлежало учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск.
Анализ исследованных в судебном заседании нормативных положений законодательства, позволяет суду сделать вывод о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего и учитывается при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, а довод представителя ответчика об обратном, основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Пунктами 3.1, 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта, в том числе, при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а также дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при наличии установленных Законом оснований.
Кроме того, в связи с прохождением Симирняк К.Е. государственной гражданской службы в районах Крайнего Севера компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения должна была быть ему выплачена также из расчета месячного денежного содержания с учетом материального стимулирования.
Таким образом, требования истца о необходимости учета сумм, выплаченного материального стимулирования при расчете компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за пятый и шестой месяц, а также о перерасчете указанных сумм, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как следует из представленного представителем ответчика расчета компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания Симирняк К.Е., следует, что денежная сумма подлежащая выплате истцу без учета материального стимулирования и единовременных премий составила 211687,56 руб., с учетом материального стимулирования 271754,22 руб., разница подлежащая взысканию в пользу истца составит 60066,66 руб.
По расчету представителя ответчика компенсация за неиспользованные дни отпуска в количестве 54,66 дней подлежащая выплате истцу без учета материального стимулирования составила 88225,98 руб., с учетом материального стимулирования 119785,18 руб., разница подлежащая взысканию в пользу истца составит 31559,2 руб.
Компенсация за пятый месяц со дня увольнения без учета материального стимулирования составила 52921,89 руб., с учетом материального стимулирования 67938,55 руб., разница подлежащая взысканию в пользу истца составит 15016,66 руб.
Компенсация за шестой месяц со дня увольнения без учета материального стимулирования составила 52921,89 руб., с учетом материального стимулирования 67938,55 руб., разница подлежащая взысканию в пользу истца составит 15016,66 руб.
Указанные расчеты судом проверены и признаны правильными.
Статья 236 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Таким образом, исходя из положений ст. 236 Трудового кодекса РФ, проценты за задержку выплаты заработной платы, подлежат начислению и взысканию с работодателя за все время задержки причитающихся работнику выплат, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты до дня фактического расчета.
Как разъяснено в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работодатель должен уплачивать соответствующие проценты во всех случаях задержки выплат, причитающихся работнику. При этом обязанность производить выплату данной денежной компенсации возникает у работодателя вне зависимости от того, обращался работник с соответствующим требованием к работодателю или нет. Работодатель независимо от вины несет ответственность за задержку выплаты работнику заработной платы и иных выплат.
В силу ст. 56 ГПК РФ именно на работодателе лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие правильность ведения учета времени, фактически отработанного каждым работником, отсутствие или наличие задолженности по заработной плате, своевременность ее выплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Расчет процентов за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 51,66 дней по расчету суда составит: 4474,58руб.
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
31 559,20 |
05.12.2020 |
21.03.2021 |
107 |
4,25 % |
1/150 |
31 559,20 * 107 * 1/150 * 4.25% |
956,77 р. |
31 559,20 |
22.03.2021 |
25.04.2021 |
35 |
4,50 % |
1/150 |
31 559,20 * 35 * 1/150 * 4.5% |
331,37 р. |
31 559,20 |
26.04.2021 |
14.06.2021 |
50 |
5,00 % |
1/150 |
31 559,20 * 50 * 1/150 * 5% |
525,99 р. |
31 559,20 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
41 |
5,50 % |
1/150 |
31 559,20 * 41 * 1/150 * 5.5% |
474,44 р. |
31 559,20 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
1/150 |
31 559,20 * 49 * 1/150 * 6.5% |
670,11 р. |
31 559,20 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
1/150 |
31 559,20 * 42 * 1/150 * 6.75% |
596,47 р. |
31 559,20 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
31 559,20 * 56 * 1/150 * 7.5% |
883,66 р. |
31 559,20 |
20.12.2021 |
21.12.2021 |
2 |
8,50 % |
1/150 |
31 559,20 * 2 * 1/150 * 8.5% |
35,77 р. |
Итого: |
4 474,58 руб. |
Расчет процентов за задержку выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания по расчету суда составит:8516,46 руб.
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
60 066,66 |
05.12.2020 |
21.03.2021 |
107 |
4,25 % |
1/150 |
60 066,66 * 107 * 1/150 * 4.25% |
1 821,02 р. |
60 066,66 |
22.03.2021 |
25.04.2021 |
35 |
4,50 % |
1/150 |
60 066,66 * 35 * 1/150 * 4.5% |
630,70 р. |
60 066,66 |
26.04.2021 |
14.06.2021 |
50 |
5,00 % |
1/150 |
60 066,66 * 50 * 1/150 * 5% |
1 001,11 р. |
60 066,66 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
41 |
5,50 % |
1/150 |
60 066,66 * 41 * 1/150 * 5.5% |
903,00 р. |
60 066,66 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
1/150 |
60 066,66 * 49 * 1/150 * 6.5% |
1 275,42 р. |
60 066,66 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
1/150 |
60 066,66 * 42 * 1/150 * 6.75% |
1 135,26 р. |
60 066,66 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
60 066,66 * 56 * 1/150 * 7.5% |
1 681,87 р. |
60 066,66 |
20.12.2021 |
21.12.2021 |
2 |
8,50 % |
1/150 |
60 066,66 * 2 * 1/150 * 8.5% |
68,08 р. |
Итого: |
8 516,46 руб. |
На основании заявления истца от 11.05.2021 ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» ему было выплачено денежное содержание за пятый месяц со дня увольнения в размере 52921,89 руб.
Расчет денежной компенсации в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ составит 1426,09руб.
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
15 016,66 |
12.05.2021 |
14.06.2021 |
34 |
5,00 % |
1/150 |
15 016,66 * 34 * 1/150 * 5% |
170,19 р. |
15 016,66 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
41 |
5,50 % |
1/150 |
15 016,66 * 41 * 1/150 * 5.5% |
225,75 р. |
15 016,66 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
1/150 |
15 016,66 * 49 * 1/150 * 6.5% |
318,85 р. |
15 016,66 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
1/150 |
15 016,66 * 42 * 1/150 * 6.75% |
283,81 р. |
15 016,66 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
15 016,66 * 56 * 1/150 * 7.5% |
420,47 р. |
15 016,66 |
20.12.2021 |
21.12.2021 |
2 |
8,50 % |
1/150 |
15 016,66 * 2 * 1/150 * 8.5% |
17,02 р. |
Итого: |
1 436,09 руб. |
На основании заявления истца от 08.06.2021 ГУ РК «ЦЗН города Воркуты» ему было выплачено денежное содержание за шестой месяц со дня увольнения в размере 52921,89 руб.
Расчет денежной компенсации в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ составит 1295,93руб.
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты |
||
с |
по |
дней |
|||||
15 016,66 |
09.06.2021 |
14.06.2021 |
6 |
5,00 % |
1/150 |
15 016,66 * 6 * 1/150 * 5% |
30,03 р. |
15 016,66 |
15.06.2021 |
25.07.2021 |
41 |
5,50 % |
1/150 |
15 016,66 * 41 * 1/150 * 5.5% |
225,75 р. |
15 016,66 |
26.07.2021 |
12.09.2021 |
49 |
6,50 % |
1/150 |
15 016,66 * 49 * 1/150 * 6.5% |
318,85 р. |
15 016,66 |
13.09.2021 |
24.10.2021 |
42 |
6,75 % |
1/150 |
15 016,66 * 42 * 1/150 * 6.75% |
283,81 р. |
15 016,66 |
25.10.2021 |
19.12.2021 |
56 |
7,50 % |
1/150 |
15 016,66 * 56 * 1/150 * 7.5% |
420,47 р. |
15 016,66 |
20.12.2021 |
21.12.2021 |
2 |
8,50 % |
1/150 |
15 016,66 * 2 * 1/150 * 8.5% |
17,02 р. |
Итого: |
1 295,93 руб. |
Итого размер денежной компенсации за задержку выплаты в соответствии со статей 236 Трудового кодекса РФ по расчету суда: 15722,06 руб.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с разъяснениями абз. 2 п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», абз. 2 п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства. Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Таким образом, суд возлагает на ответчика самостоятельно произвести расчет и выплатить истцу сумму процентов, предусмотренных ст.236 Трудового кодекса РФ, начиная с 22.12.2021 по день фактической уплаты взысканных денежных средств.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика в счет компенсации морального вреда 100000 руб., суд приходит к следующему.
Согласно статье 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1). В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 предусмотрено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что ответчиком нарушены трудовые права истца, в том числе право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Также судом учитывается длительность допущенных нарушений, в связи с чем, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 10000 руб. как соответствующей требованиям разумности и справедливости.
В силу статьи 57 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги.
В силу п.1 ст.208 Налогового кодекса РФ доходом от источников в Российской Федерации для целей налогообложения признаются любые доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации, в том числе за выполнение трудовых обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст.226 Налогового кодекса РФ российские организации в результате отношений, с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Поскольку суд не является налоговым агентом, а в Трудовом кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании налога с гражданина по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога должно производиться при исполнении решения суда.
Согласно п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Исходя из удовлетворенных требований с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. по требованиям компенсации морального вреда и 3947,62 руб. по требованиям имущественного характера, а всего 4247,62руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Симирняка К.Е. к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воркуте Республики Коми удовлетворить частично.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воркуте Республики Коми в пользу Симирняка К.Е. недоплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 60066,66 руб.; недоплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 51,66 календарных дней в размере 31559,20 руб., недоплаченную сумму денежного содержания за пятый месяц со дня увольнения в размере 15016,66 руб.; недоплаченную сумму денежного содержания за шестой месяц со дня увольнения в размере 15016,66 руб.; денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.; денежную компенсацию (проценты) за задержку выплаты компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 15722,06 руб., а 147381 (сто сорок семь тысяч триста восемьдесят один) рубль 24 копейки.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Воркуте Республики Коми произвести самостоятельный расчет и выплатить проценты в размере не ниже одной сто пятидесятой, действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм в размере 137381,24 руб. за каждый день задержки, начиная с 22.12.2021 и по день фактического расчета, включительно.
Взысканные суммы определены до удержания налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В удовлетворении остальных исковых требований Симирняка К.Е. к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воркуте Республики Коми – отказать.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Воркуте Республики Коми в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 4247 (четыре тысячи двести сорок семь) рублей 62 копейки.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 28.12.2021.
Председательствующий