Судья Рыбаков Н.Ю. Дело №33-2804/2019
№2-2/113/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Аносовой Е.Н.,
судей Ждановой Е.А., Мамаевой Н.А.,
при секретаре Жигаловой Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 09 июля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Б. на решение Слободского районного суда Кировской области от 24 апреля 2019 года, которым отказано в удовлетворении иска Б. к администрации <данные изъяты> сельского поселения Белохолуницкого района Кировской области о признании отказа администрации незаконным, назначении муниципальной пенсии с момента возникновения права.
Заслушав доклад судьи Аносовой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с иском указав, что замещала должности муниципальной службы в период <дата> по <дата>, государственные должности с <дата> по <дата>. Стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет с учетом положений статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25 - ФЗ составляет 25 лет 6 месяцев 21 день. Согласно Закону Кировской области №521-ЗО от 02.04.2015 в стаж муниципальной службы должен быть включен период работы секретарем партийной организации, который подтвержден архивной справкой государственного архива социально-политической истории. Указывает на дополнительное основания для назначения доплаты к пенсии на основании пункта 2 статьи 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 №257-ЗО, поскольку она замещала выборную муниципальную должность не менее одного срока полномочий. С <дата> получила право на страховую пенсию по старости, <дата> уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности. В декабре 2018 года истец обратилась с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет в администрацию Белохолуницкого муниципального района, <дата> получила отказ. В марте 2019 года истец обратилась с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Белохолуницкого района, <дата> получила отказ.
Муниципальные служащие имеют право на получение пенсии за выслугу лет дополнительно к страховой пенсии по старости при наличии необходимого стажа муниципальной службы. В 2019 году его продолжительность составляет 16,5 лет. Отношения в сфере пенсионного обеспечения лиц, замещавших должности муниципальной службы Кировской области регулируются Законом Кировской области от 02.04.2015 №521-ЗО. Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, утвержден решением Прокопьевской сельской Думы Белохолуницкого района от 16.09.2016 №180, с изменениями, внесенными решением Прокопьевской сельской Думы от 02.02.2018 №33. Лицо, замещавшее должность муниципальной службы, вправе обращаться за пенсией за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи письменного заявления о назначении пенсии за выслугу лет. С учетом уточнения требований просила признать отказ администрации <данные изъяты> сельского поселения незаконным, признать стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу 25 лет 6 месяцев 21 день и обязать ответчика назначить ей муниципальную пенсию (доплату к пенсии) за выслугу лет с момента возникновения права на доплату, то есть с мая 2011 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
С решением суда Б. не согласна, в апелляционной жалобе просит его отменить, заявленные требований удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указала, что судом не рассмотрены ее требования о включении в стаж периода работы с <дата> по <дата> секретарем партийной организации совхоза «<данные изъяты>». В отношении периода работы с <дата> по <дата> председателем исполкома <данные изъяты> сельского совета народных депутатов судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Решение суда не содержит мотивированного отказа относительно не включения в стаж периода работы с <дата> по <дата> главой администрации <данные изъяты> сельского округа, ответчик в своем отзыве признал данный стаж - 3 года 11 месяцев 16 дней муниципальной службой. Считает, что согласно действующего законодательства стаж на государственной гражданской службе в налоговом органе с <дата> по <дата> подлежит включению в муниципальный стаж. Юридическая природа пенсий за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов РФ и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинакова, что указано в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2012 года.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Белохолуницкого муниципального района указывают на несостоятельность доводов апеллянта, просят оставить обжалуемое решение без изменения.
Заслушав пояснения Б., поддержавшей доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Кировской области от 02.04.2015 № 521-ЗО «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы Кировской области» (в редакции Закона Кировской области от 12.04.2016 № 635-ЗО, поскольку редакция Закона Кировской области от 22.12.2016 № 35-ЗО не применима в связи с ч.2. ст. 4 этого Закона) лица, замещавшие на 09.10.1997 и позднее должности муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы Кировской области, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев, уволенные по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (с учетом положений, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи).
В соответствии с частью 3 указанной выше статьи муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий муниципального служащего, замещавшего должность главы местной администрации), 3, 6, 10 и 16 части 2 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.
Судом установлено, что Б., <дата> года рождения, с <дата> является получателем страховой пенсии по старости, которая ей была назначена бессрочно.
В трудовой книжке истца на имя Б. имеются следующие записи о спорном периоде истца:
№ – <дата> – Избрана секретарем партийной организации совхоза «<данные изъяты>»;
№ – <дата> – Освобождена от занимаемой должности в связи с избранием на другую работу;
Белохолуницкий райисполком:
№ – <дата> – Избрана председателем исполкома <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов;
№ – <дата> – В связи с реорганизацией органа управления назначить главой администрации <данные изъяты> сельского Совета;
№ – <дата> – В связи с принятием Закона «О муниципальной службе Кировской области» переведена на муниципальную должность главы администрации <данные изъяты> сельского округа;
№ – <дата> – Уволена в порядке перевода в ИФНС ;
ИФНС:
№ – <дата> – Принята в порядке перевода на государственную должность государственным налоговым инспектором в отдел контроля налогообложения физических лиц;
№ – <дата> – Расторгнут служебный контракт, освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должности (л.д.14-19).
Согласно архивной справке № от <дата>, выданной Государственным архивом социально-политической истории, Б. секретарь парторганизации совхоза «<данные изъяты>» состояла в штате Белохолуницкого райкома КПСС и получала там же заработную плату с <дата> по <дата> (л.д. 21).
Согласно копии решения <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов от <дата> Б. избрана председателем исполкома <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов (л.д 52).
Из представленных в материалы дела письменных ответов от <дата>, <дата> следует, что администрация Белохолуницкого муниципального района, администрация <данные изъяты> сельского поселения на письменные обращения Б. указали на отсутствие оснований для назначения пенсии за выслугу лет на муниципальной службе.
Полагая, что на период назначения страховой пенсии имелся достаточный стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, Б. обратилась в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд указал на отсутствие правовых оснований для назначения истцу пенсии за выслугу лет.
С данным выводом судебная коллегия согласна.
Так, Закон Кировской области от 01.12.2000 № 228-ЗО "О порядке исчисления стажа муниципальной службы муниципального служащего Кировской области", которым в стаж муниципальной службы муниципального служащего, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет включались периоды работы (службы) на должностях в органах местного самоуправления (до введения в действие Реестра муниципальных должностей муниципальной службы), на должностях в краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах, в государственных органах и организациях СССР и РСФСР, в аппаратах ЦК КПСС, ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов, горкомов и райкомов, на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в парткомах органов государственной власти и управления до 14.03.1990 (до момента введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции СССР), утратил силу в связи с принятием Закона Кировской области от 12.04.2016 № 635-ЗО.
При этом часть 2 статьи 4 этого Закона Кировской области от 12.04.2016 № 635-ЗО указывает, что в стаже муниципальной службы муниципальных служащих сохраняются периоды работы (службы), которые были включены в установленном порядке в указанный стаж для выплаты надбавки к должностному окладу за выслугу лет и для установления пенсии за выслугу лет до вступления в силу настоящего Закона (24.04.2016).
Таким образом, суд верно указал, что поскольку Б. выплата надбавки к должностному окладу за выслугу лет не была назначена до <дата>, то в стаж муниципальной службы могут быть включены только периоды, указанные в ст. 25 Закона Кировской области от 08.10.2007 № 171-ЗО «О муниципальной службе в Кировской области» (в редакции Закона Кировской области от 12.04.2016 № 635-ЗО), где исключены должности в сельских Советах народных депутатов, в аппаратах райкомов, на которые ссылается истец.
С учетом указанных выше обстоятельств, принимая во внимание положения Закона РСФСР от 19.07.1968 «О поселковом, сельском совете народных депутатов РСФСР», суд не нашел оснований согласиться с позицией истца о назначении ей пенсии за выслугу лет в связи с замещением выборной муниципальной должности не менее одного срока полномочий по пункту 2 статьи 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 № 257-ЗО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области», поскольку с соответствующим письменным заявлением Б. обратилась в муниципальный орган в 2018 году, т.е. после существенных изменений законодательства.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с <дата> по <дата> Б. проработала один срок полномочий на выборных должностях (председателем исполкома <данные изъяты> сельского Совета народных депутатов), однако, в настоящее время данный период не приравнен к муниципальным должностям и периодам работы, которые включены в стаж муниципальной службы.
Кроме того, согласно части 2 статьи 5 Закона Кировской области от 08.07.2008 №257-ЗО "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Кировской области" (в редакции Закона Кировской области от 05.10.2017 №97-ЗО) право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие муниципальную должность не менее одного срока полномочий, установленного уставом муниципального образования, и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность, освобожденные от замещаемой должности в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Изменения в вышеуказанную статью Закона от 08.07.2008 №257-ЗО, согласно которым было включено условие «и в этот период достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность» внесены Законом Кировской области от 05.10.2017 №97-ЗО и распространяется на правоотношения, возник░░░ ░ 29.03.2017 (░░░░░ 1 ░░░░░░ 4 ░░░░░░ ░░ 05.10.2017 №97-░░). ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2,3 ░░░░░░ 4 ░░░░░░ ░░ 05.10.2017 №97-░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ (29.03.2017) ░ ░. ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 23.11.2016, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ 29.03.2017 № 10-░░░17-2, ░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░ 5 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08.07.2008 № 257-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 19.04.1991 № 1032-1 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02.04.2015 № 521-░░ (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.04.2016 № 635-░░) ░ ░░. 25 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08.10.2007 № 171-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.04.2016 N 635-░░), ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ <░░░░> № ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░. 5,7,14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 17.12.2001 № 173-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░» (░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░. ░░. 6,8,15 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░») ░░ ░░░░ ░ <░░░░> ░░░░░░░░░. ░ <░░░░> ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░. 5,7,14 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15.12.2001 № 166-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░.░.67), ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3.1. ░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15.12.2001 №166-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 166-░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02.04.2015 № 521-░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 330 ░░░ ░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░: